double arrow

Скульптура и инсталляция в интерьере


Еще совсем недавно во многих домах наших соотечественников скульптура была представлена чередой слоников на полке над диваном, в серванте или на крышке радиоприемника. Декоративная скульптура послевоенной эпохи соцреализма была небольшой по размерам и примитивной по содержанию: выбирать приходилось между бюстами вождей и великих писателей или уже упомянутыми слониками.

Стоит ли говорить, что «продвинутая» интеллигенция выбирала писателей (желательно прогрессивных), партийные работники предпочитали маленьких идолов-вождей, а вся остальная часть населения – слоников. К разряду этих же незамысловатых украшений дома относились и целующиеся голубки, танцующие балерины или пионеры-горнисты, в массовом порядке производимые советскими фарфоровыми заводами с одобрения Министерства культуры.

Ситуация стала меняться в «оттепельные», шестидесятые годы. И когда на Западе бушевала битломания, по паркам и бульварам мегаполисов на траве сидели длинноволосые хиппи, а лучшим украшением модного дома был портрет Мерилин Монро в «кислотных» тонах, у нас тоже появились нетрадиционные изделия «декоративно-прикладного искусства». Особой популярностью в то время пользовались вручную обработанная керамика и цветное стекло. В моду также входило народное творчество, как возвращение к культуре предков: резная богородская игрушка, изделия Гжели, каслинское литье.




Эти изделия были, как правило, небольшими по размеру. Не потому, что наши соотечественники не любили крупные декоративные украшения, а потому, что их попросту некуда было ставить. У всей страны вызывала дружный смех сцена из популярного фильма восьмидесятых годов, в которой коллектив организации пытался подарить своему сотруднику бронзовую лошадь. Кроме смеха этот подарок вызывал и недоумение. Если бы такую бронзовую скульптурную группу подарили сейчас, юбиляр бы очень обрадовался. Это не только «весомый» с точки зрения стоимости подарок, но и прекрасное украшение для квартиры с классическим интерьером.

На самом деле очень важно, для какой обстановки приобретается даже небольшая фарфоровая фигурка, не говоря уже о крупных произведениях. Скульптура, как и живописные полотна, очень выразительное украшение, сразу бросающееся в глаза. И если по стилю она не соответствует жилому интерьеру, то внесет диссонанс и разрушит его целостность. Как в антикварный интерьер с дорогой мебелью в стиле барокко не поставишь матрешку, так и в интерьер «кантри» с плетеной мебелью и лоскутными покрывалами не впишется изящная женская головка из мрамора. И только поменяв их местами, можно создать в обстановке гармонию.

Антикварные интерьеры или воссозданные в наши дни по историческим образцам вообще не обходятся без скульптурных украшений. Без скульптуры в них как будто недостает индивидуальности. Даже живописные полотна не компенсируют полностью ее отсутствия. Дорогая бронза, тонкий фарфор, мрамор и полудрагоценные камни, резное дерево редких пород или их сочетания – вот материалы для создания скульптурных украшений в интерьерах классических стилей.



Абстрактные скульптурные работы стали создавать конструктивисты в начале прошлого века. Это были выражения мысли через ассоциации, а не через конкретные образы. Скульптура, даже декоративно-прикладная, должна была не столько радовать глаз, сколько будить чувства и мысли, иногда даже не совсем конкретные. И появились угловатые и членистоногие сооружения из колес, плоскостей, похожих на крыло самолета, жестких тросов или спиралей. Эти устремленные ввысь инсталляции должны были звать в прекрасное будущее, обеспеченное техническим прогрессом и полетом мысли свободных граждан.

Но в домашних интерьерах они почти не прижились. Современникам этих прогрессивных художников будущего были гораздо милей и понятней фарфоровые зверушки, танцовщицы или горнисты. Зато авангардные работы конструктивистов привели к появлению новых направлений в декоративной скульптуре: абстрактных форм и инсталляций.

И теперь в обстановке дома или квартиры никого не удивишь непонятным, имеющим явно декоративное значение предметом. Напольные, настенные и настольные абстрактные формы, выполненные из стекла, керамики, металла или дерева, удачно дополняют интерьеры современных стилей, например, минимализма или хай-тек. Только для минималистских интерьеров подойдут лаконичные работы, без излишнего декора, с четкими и простыми формами, а для высокотехнологичных интерьеров понадобятся изделия из новых, необычных по фактуре или свойствам материалов, желательно фантастических, космических форм. И в этом случае сложность конструкции – не недостаток, а, скорее, достоинство.



С появлением квартир, в которых простор и обилие воздуха становятся характерной чертой, а открытые пространства за окном – частью интерьера, изменилось и отношение к домашней скульптуре. Такую квартиру могут украсить и величественные львы, созданные по типу египетских сфинксов. На роскошном фоне большого города и безграничного неба они будут выглядеть особенно внушительно.

Если вы не любитель крупных форм, а наоборот, вам нравится любоваться изящными и тщательно проработанными статуэтками из фарфора, бронзы или поделочных камней, вам стоит продумать их оптимальное размещение в интерьере. Потому что такие мелкие и хрупкие вещи не расставишь просто на открытых полках. Большое количество мелких предметов рождает ощущение беспорядка, а красота каждой вещи в отдельности при этом – теряется. Для хранения коллекций небольших скульптур стоит использовать специальные витрины, в которых каждое художественное изделие видно с разных сторон, а все вместе они образуют красивую, гармоничную композицию.

В инсталляции предметы, объединенные замыслом художника, соединяются между собой или просто ставятся рядом. Непревзойденными мастерами инсталляций являются жители Востока. Предметы в их работах не случайны и почти всегда имеют сложное философское значение.

Итак, скульптура – очень своеобразное украшение, преображающее жилой интерьер, однако выбирать ее надо с умом. Не все, что вам нравится, оптимально впишется в интерьер вашего дома.

6. Дом или картинная галерея?

Можно сделать в квартире качественный ремонт, подобрать красивую и дорогую мебель, но без произведений искусства – живописи, фотографий, графики, скульптуры – интерьер вашего дома будет выглядеть незаконченным. Ведь именно художественные аксессуары придают обстановке индивидуальность и завершенность. Без них дом кажется нежилым и неуютным.

Как известно, живопись очень сильно влияет на эмоциональное состояние человека. Особенно это касается людей чувствительных и восприимчивых. Поэтому выбирать картину для своего дома следует, соблюдая определенную осторожность. Не стоит поддаваться чьим-то рекомендациям или веяниям моды, если, конечно, выбранное произведение искусства не является для вас просто выгодным способом вложения денег. Картина должна нравится, при взгляде на нее у вас должно возникать определенное «комфортное» настроение: умиротворение и покой, или наоборот – бодрость и прилив сил. Кто-то из художников советовал покупать пейзажи, в которые вам бы хотелось «уйти».

Со временем любое произведение искусства, даже самое талантливое, становится привычным и ваш взгляд начинает скользить по нему почти равнодушно. И все же, выбирая картину, стоит хорошо подумать. Обладая определенной энергетикой, живописное полотно может одним своим присутствием раздражать вас, если оно выбрано неудачно.

Кроме самой важной проблемы – выбора, существует и не менее значимая проблема размещения картин в интерьере. Место обычно выбирают с учетом общей композиции интерьера и расстановки мебели. Полотна небольших и средних размеров можно разместить над мебелью (конечно, если мебель высотой не под самый потолок). Большие по размеру картины или художественные панно лучше разместить в свободных простенках или над низкой мебелью, например, диваном или комодом.

Желательно, чтобы размещение картин совпадало с расположением функциональных зон. Например, в столовой – над обеденным столом, а в зоне отдыха – над креслом. Картины, расположенные на стыке жилых зон могут выполнять функции связующего звена, служить своеобразным переходом из одной зоны в другую. Это особенно актуально в современных домах с большим открытым пространством, где жилые зоны как бы «перетекают» одна в другую. Чтобы их обозначить и связать между собой как раз и могут использоваться живописные полотна или декоративные панно. Их даже можно повесить в виде своеобразной «разделительной» полосы.

Очень важным для правильного восприятия картины является фактура, цвет, рисунок настенного покрытия. Одно и тоже полотно совершенно по-разному будет выглядеть на фоне кирпичной стены, деревянных панелей или обоев в цветочек. Идеальным фоном для абстрактного полотна служит беленая поверхность стены. На фоне большого светлого пространства стены яркое и контрастное полотно выглядит особенно выигрышно.

Стена «в цветочек» может служить фоном только для небольших акварелей в «кантри» – стиле или детских рисунков.

Помимо сочетания цвета стены с колоритом полотна и его размерами, очень важно правильно оформить художественное произведение. Подчас оформление картины играет решающую роль для гармоничного включения ее в интерьер. Контраст черной мебели и насыщенного цвета стен очень удачно дополняется широким белым паспарту (обрамление из бумаги или картона) и тонкой черной рамой картины. Представьте себе, что этого белого «поля» вокруг гравюры не было бы. Во-первых, она бы сразу потерялась на яркой стене, а во-вторых, сам черно-красный интерьер стал бы намного проще.

А вот еще один пример удачного оформления и расположения живописного полотна. Столовая в стиле Прованса станет намного колоритнее, если на ее белой стене будет висеть яркий букет подсолнухов в черной широкой раме, цвет которой перекликается с темным цветом деревянной мебели.

Вообще, правильное обрамление картины не менее важно, чем ее удачное размещение в интерьере. А часто обрамление и является недостающим звеном, связующим интерьер и содержание полотна. Выбрать багет – профилированную рамку для изготовления рамы – достаточно непросто. Существуют сотни видов багетов: деревянный из массива или фанерованный, пластиковый «под дерево», металлический, «под венецианскую штукатурку» и так далее. Багет может иметь специальные вставки, и даже быть обтянут льном.

Выбирать багет стоит, конечно, с учетом цветовых и стилевых особенностей обстановки комнаты, в которой будет висеть картина. Но, помимо этого, для каждой изобразительной техники принято использовать свой тип багета. Произведения живописи, особенно выполненные маслом, обычно окантовываются классической рамой, иногда золоченой или даже с лепным декором.

В этом случае роскошь обрамления вполне оправдана, она как бы подчеркивает художественную ценность живописного полотна. Но та же золоченая рама, да еще с лепниной, обрамляющая бумажную репродукцию, выглядит вульгарно, и уместна будет только в китч-интерьере.

Помимо золоченого, можно подобрать багет в тон цветовой гамме произведения или сделать его черным для контрастности. Хорошо, когда цвет багета подходит не только к общему колориту картины, но и перекликается с некоторыми деталями интерьера комнаты.

Графика и акварели, как правило, оформляются в паспарту, которое дает дополнительную цветовую и фактурную плоскость: оно может имитировать кожу, замшу и все виды бумаги. Эти виды живописи очень чувствительны к влажности и яркому свету. Поэтому картину, оформленную в паспарту, покрывают тонким стеклом, а затем еще и вставляют в рамку.







Сейчас читают про: