Кровати, которые мы выбираем

К выбору кровати необходимо отнестись с особой ответственностью: от этого «предмета интерьера» зависит ваше самочувствие и настроение, здоровье и, наконец, семейное счастье. Удобный сон – не единственное назначение кровати. Так, например, более трех столетий назад французские короли принимали посетителей лежа в постели. Моду подхватили зажиточные горожане, и кровать сделалась символом материального и социального статуса владельца. Ее конструкции, украшению и пышности убранства придавалось особое значение. Но у множества подушек и пуховых перин, помимо демонстративных функций, имелись и функции утилитарные. Ведь тогда огромные залы дворцов трудно было хорошо протопить, а сквозняки и сырость были настоящей проблемой роскошных каменных апартаментов. Для этой же цели – согревать хозяина – служил и полог над кроватью, который крепился на четырех деревянных шестах и делался из плотной ткани, как правило, с подкладкой. Такой полог получил название балдахина.

В наши дни балдахин потерял значение защиты от холода и сквозняков, оставшись оригинальной деталью декора кровати. Как красиво смотрится современная кровать, выполненная в английском стиле из резного темного дерева! Эта модель так и называется «Эсквайр».

Столбы, на которые крепился когда-то балдахин, сейчас служат украшением. Например, их можно сделать в виде римских колонн, которые вместо тканого полога завершаются изящными бронзовыми завитками. А в целом все «сооружение», вместе с резной деревянной спинкой и цветным кашемировым покрывалом, напоминает величавые дворцы римских патрициев.

Не зря такие модели сейчас имеют самую высокую цену. Они изготавливаются мастерами-краснодеревщиками в Европе и Америке. Это кровати-шедевры, выполненные из ценных пород дерева, украшенные ручной резьбой, инкрустациями и позолотой. Иногда при создании таких произведений мастера копируют музейные образцы. Поставив такую кровать в собственную спальню, ее владелец в полной мере сможет ощутить себя особой королевской крови. Самые любимые стили мастеров-краснодеревщиков – классицизм, барокко и ампир, а в последнее время популярен и ар деко. Для создания своих шедевров мастера используют благородные породы древесины: массив ореха, ясеня, вишни. В отделке применяется слоновая кость и перламутр для инкрустаций, бронза и позолота для ручек и накладных элементов, кожа и шелк для обивки. Резная отделка в таких моделях настолько рельефна и выразительна, что напоминает изящную лепнину.

Однако воспроизводя классические образы и используя традиционные приемы отделки, современные мастера не всегда точно следуют образцам. Они творят новые варианты конструкций и создают соответствующие вкусам современников декоративные детали. Такой сплав векового мастерства, старинных технологий и новых тенденций моды способствует созданию оригинальных вариантов. Например, модель кровати из черного дерева может сочетать классическую конструкцию, тонкую резную отделку и яркий современный текстиль с актуальными марокканскими мотивами. Покрывало, имитирующее шкуру зебры, удачно дополнит композицию.

Военные походы XIX века оставили нам в наследство металлические складные кровати, которые в интерьере трансформировались во всевозможные варианты: от простых и дешевых железных коек до шедевров кованого искусства или навороченных латунных конструкций. К концу века такие кровати стали очень популярны и частично вытеснили своих деревянных родственников. А их начищенные до блеска металлические шары самодовольно отражали «великолепие» интерьеров: абажуры, кружевные подзоры и фикусы в кадках.

Но шло время, менялся быт, а с ним и конструкции кроватей. Шары уступили место тонким и изогнутым металлическим пруткам, а блеск полированной латуни сменился матовостью черного металла. Кровать обрела новый, графически выразительный образ и вписывается теперь в современные интерьеры от минимализма до кантри.

Лаконичную красоту металлической кровати трудно переоценить: есть в ней что-то и от восточной философии самоограничения и от завораживающих линий изящных черно-белых гравюр.

За всю историю человечества кровать пережила множество трансформаций. В зависимости от климатических условий она была то шкафом, как в холодной Швеции, то татами на полу восточных жилищ и подвесным гамаком в тропических широтах. Но свою привычную форму – с двумя спинками и лежанкой между ними – кровать приобрела более двух веков назад. И эта форма оказалась наиболее оптимальной, менялось только цветовое оформление и конструкции спинок. Так, в Скандинавии густавианский стиль оставил в наследство мебель, покрытую белым лаком.

В Нормандии черный цвет дерева сочетался с сочными и яркими красками постельных принадлежностей: вышитых подушек и жаккардовых покрывал.

А модерн, вновь вернувший популярность тонам и фактуре натурального дерева, загнул спинки кроватей в обтекаемые гладкие «завитки».

Позднее, увлечение кожаными обивками не прошло для кроватей бесследно: появились модели, обтянутые мягкой теплой кожей с бронзовыми шляпками гвоздей по бокам спинок.

К концу прошлого века кровати существенно упростились: минимализм и популярность восточных мотивов в интерьере сделали кровать похожей на лежащий на полу матрац. Такие упрощенные варианты стали очень популярны среди молодежи. Единственное, что отличало их от татами – это несколько большая высота от пола, дань европейским традициям.

Кровать в детской – больше, чем предмет обстановки. Она может быть койкой в трюме морской яхты в спальне для мальчиков или ажурной белой колыбелью Барби, с прозрачным газом розового полога, если спальня принадлежит девочке. В любом случае это, скорее, элемент сказочного мира, чем просто место для сна.

30. Мебельный аристократ: кресло

В толковом словаре Даля кресло определено, как «просторный стул с поручнями, подлокотниками». Это слово имеет старославянские корни, когда-то креслом называли широкий тележный или санный кузов, который устанавливался на дровни. Издавна кресло считалось удобной мебелью. «Хорошо кресло старому, а колыбель малому», – так говорили наши предки.

Кресло в качестве места для сидения произошло от стула с подлокотниками и высокой спинкой – трона. Первый известный в истории трон был изготовлен в Египте для фараона Тутанхамона. Кроме того, как и вся мебель того времени, кресло для фараона имело ножки из резного дерева и слоновой кости в виде львиных лап. Спинка трона была отделана золотой накладкой, изображающей крылатого бога солнца, а подлокотники в форме идущих львов были украшены инкрустацией. Но, несмотря на такую красоту, кресло-трон было жестким и по нашим меркам очень неудобным.

Как и египтян, аскетичных в быту греков устраивал жесткий деревянный стул, который любящие комфорт римляне стремились покрыть мехом или тканью. Так возникал прообраз современного мягкого кресла. А вот в средневековой варварской Европе быт был предельно прост. Даже в замках-крепостях основу интерьера составляли сундуки, в лучшем случае покрытые шкурами зверей. Лишь в готический период появляются деревянные кресла с высокой узкой спинкой и подлокотниками. Но они тоже были жесткими и тяжелыми. И только мореплаватели-голландцы обили кресло кожей, сделав его более мягким.

Но самым комфортным кресло сделали, конечно, законодатели мод и любители роскоши – французы. Обставляя свои дворцы, французская знать заботилась, помимо красоты, и об удобстве мебели: под обивку кресел стали подкладывать пух. Сама обивка была из бархата, шелка, гобелена. Но спинки иногда еще оставались деревянными и резными.

Неизвестно, кому первому пришла в голову мысль обить кресло мехом, но, безусловно, автор обладал знанием человеческой природы. Кому не захочется иметь у себя в доме прирученного «зверя»: леопарда или зебру, ворсистый мех и яркая расцветка которого станет настоящим украшением обстановки?

Этот представитель «мебельной фауны», обитый бархатом, с искусственно состаренными деревянными деталями нынче опять в моде. Его облик напоминает силуэты мебели эпохи модерна: тонкие ноги, гнутые линии, необычность формы.

На смену модерну начала прошлого века приходит конструктивизм. Марсель Брейер запатентовал в 1928 году одно из первых кресел с металлической трубкой в качестве основы конструкции. С тех пор модель стала классикой дизайна и поныне пользуется большой популярностью у любителей минимализма и хай-тека. А современные дизайнеры предлагают такое кресло в качестве стилеобразующего элемента в обстановку загородных деревянных домов. При этом сочетание бревенчатых стен и хромированной мебели выглядит гармонично и свежо.

Плетеная мебель вошла в моду еще в период колониального могущества Англии. Тогда ее подданные везли на родину комплекты плетеной мебели и устанавливали их на террасах в английских сельских особнячках. Но в середине прошлого века эта мебель перекочевала внутрь домов. Хрупкие на вид и прочные на самом деле, такие кресла очень практичны. А их «ракушечная» форма и тонкие высокие ножки – дань моде на «облегченную» мебель шестидесятых.

Сама идея понравилась дизайнерам и плести мебель стали из чего угодно: полосок кожи, цветных пластиковых веревок – «спагетти» и даже из ажурных металлических цветочков.

Во второй половине века мебель стала «тяжелеть» и опускаться все ниже. Особым удобством обладали глубокие и мягкие кресла на колесах: в них можно было развалиться или забраться с ногами, укрывшись пледом, у телевизора. У кресел появилась «одежда» – удобные съемные чехлы и мебель опять, как когда-то в домах аристократов, стала светлой, только теперь ее было намного легче держать в чистоте.

Конец прошлого века ознаменовался модой на кожаные обивки. И объемные, будто надутые собственной важностью кресла, стали напоминать стада пасущихся на коврах бизонов: та же монументальность форм и глубокие, мягкие складки кожаной шкуры. Но мода переменчива, и вот уже конструкции облегчаются, а кожа сочетается с мехом или вытесняется им.

Тем не менее, эталоном качества кожаной мебели, как и два столетия назад, остается английская кожаная мебель, а символом респектабельности – мебель в стиле «честерфилд». Отделанная деталями из красного дерева, такая мебель имеет характерную обивку: кожа как будто простегана гвоздями с кожаной же шляпкой.

Влияние культур Китая и Японии сказалось в появлении низкой мебели. Ведь, следуя восточной философии, люди черпают энергию и силу от ее источника – земли. В таком плетеном кресле необычной формы с подставкой для ног, можно, сидя практически на земле полностью расслабиться и отдохнуть после напряженной суеты рабочего дня.

На рубеже нового тысячелетия в моду снова вошла классика. Но, испытав на себе влияние минимализма, классический стиль стал лаконичнее и в то же время приобрел новые, навеянные временем черты. Его строгие и симметричные формы облагораживают интерьер. Натуральное дерево ценных пород, спокойный светлый колорит, изящная, но не вычурная, мебель, декор, которой истоками своими уходит в античное прошлое, одновременно согласуясь с эстетикой наших дней – вот приметы классического стиля.

Итак, все перечисленные стили и конструкции кресел, в разные эпохи входившие в моду, не исчезли, а наоборот, остались в интерьерах и поныне. Любители исторических стилей воссоздают в своем доме все детали старинных интерьеров, а поклонники нового, вносят в обстановку новейшие дизайнерские разработки.

Так одной из современных тенденций в развитии дизайна мягкой мебели является совершенствование формы, способствующей достижению полного расслабления и покоя. Такие кресла могут служить эффективным средством в борьбе со стрессом и физическими перегрузками. Каркасы таких кресел-лежанок легко изгибаются в разных направлениях и готовы повторить любое положение вашего тела.

31. Лари и сундуки: мебель прошлого или будущего

В Толковом словаре Даля сказано, что слово «сундук» имеет татарские корни и означает «укладка, вольный ящик». Даль пишет также, что русские мастера изготавливали сундуки так, чтобы они помещались один в другой, как матрешки. «Сундуки и короба – коренная русская утварь», – пишет он.

Ларь, в отличие от сундука – европеец. По своей функции и внешнему виду ларь и сундук практически ничем не отличаются: и тот и другой – это емкость в виде ящика с крышкой для хранения вещей. Однако некоторые различия, обусловленные национальные особенностями создавших их народов, у сундука и ларя все же имеются. Российские сундуки издавна носили более утилитарный характер, их использовали для хранения и перевозки вещей. Особое внимание уделялось прочности, а не украшению. Когда сундук использовался в качестве мебели (кровати, лавки), его старались покрыть холстом или домотканым ковриком.

Ларь отличается от сундука повышенным вниманием к декору. Так лари, или, вернее, обломки ларей найденные в захоронениях египетских фараонов, были отделаны перламутровыми инкрустациями и бирюзой.

А в Древнем Риме лари-кассоне, их еще называли флорентийские лари, были самой распространенной мебелью в доме. Их украшали резьбой и росписью. Такие известные итальянские живописцы, как Ботичелли не считали зазорным для себя покрывать живописью стенки домашних ларей. Итальянские лари – «кассапанки» имели спинки и подлокотники и являлись уже прообразом дивана.

Ларь был основной мебелью еще в античной Греции. Но греки, как известно, придавали бытовой роскоши мало значения, исповедуя культ физического здоровья и красоты. В древнегреческих городах-полисах жители уделяли гораздо больше внимания украшению общественных зданий, нежели своих собственных домов.

В средневековой Европе лари и сундуки тоже были основной мебелью, как в замках рыцарей, так и в домах горожан. Они служили столами, скамьями и кроватями. Первые лари были выдолблены из целого куска дерева. Значительно позже их стали делать из отдельных панелей, скрепленных гвоздями. А для большей прочности снаружи такой ларь обивали полосами железа. Средневековые деревянные лари и сундуки практически не украшались, разве что только небольшими накладками из бронзы: в разоренной междоусобными войнами Европе было не до роскоши.

Утвердившийся в замках готический стиль оказал влияние и на внешний вид сундука: теперь его переднюю панель покрывают геральдические резные барельефы, изображения зверей и сцены рыцарской охоты. Именно тогда ларь стал образовывать новые разновидности мебели. Часто их ставили друг на друга – так возник прообраз шкафа. А глубокие сундуки, дотянуться до дна которых было настоящей проблемой, обзавелись выдвижными нижними ящиками. Так появился комод.

Развитие ларя шло в двух направлениях: в сторону увеличения, как переход к шкафу, и в сторону уменьшения. Маленькие ларцы выполняли функции кошелька, использовались для хранения драгоценностей, письменных принадлежностей, а в дороге были просто самой необходимой вещью. Кроме того, уменьшаясь, ларь стал шкатулкой, которая предназначалась не только для хранения ценных мелочей, но и для украшения дома.

Вскоре деревянные дорожные ларцы для удобства перевозки стали делать плоскими и называть чемоданами. А изготовленные из мягких материалов – кожи и ткани – ларцы переродились в саквояжи и кофры.

Породив такое большое количество разнообразной мебели и предметов быта, лари и сундуки сами ушли в тень, стали на какое-то время анахронизмом и были выселены в кладовые. Только в деревенских домах сундуки еще долго продолжали хранить одежду многочисленной семьи или копить приданое невестам.

И сейчас при слове «сундук» или «ларь» многие вспомнят экспонаты краеведческого музея или деталь обстановки крестьянского дома из фильма о деревенской жизни позапрошлого века. Мало кому повезло увидеть «живьем» старинный бабушкин сундук, в котором содержались «сокровища», доступные внукам только в присутствии самой бабушки. Их извлечение и рассматривание превращалось порой в увлекательный рассказ, почти сказку, о бабушкиной молодости, в которую трудно было поверить.

Но, к счастью, мода скоротечна. Сейчас некоторые известные дизайнеры считают, что время безделушек-однодневок проходит, и желательно, чтобы предметы мебели, составляющие ваш интерьер, имели свою историю. Это вовсе не значит, что в обстановке вашего жилища надо использовать только антикварные вещи. Конечно, замечательно, если в жилом пространстве вашего дома присутствуют предметы, связанные с несколькими поколениями вашей семьи, хранят ее традиции и стиль жизни, как, например, украшенный серебряными накладками деревянный сундук. Следы времени не только не портят его, а придают определенный шарм. Такой сундук способен стать «изюминкой» интерьера, даже неким стилеобразующим элементом современной квартиры.

Однако если таких вещей не осталось в вашем доме или они вас не устраивают, можно создать интерьер из новой мебели или вещей авангардных, в конструкции или декоре которых использованы свежие дизайнерские находки. Главное, чтобы сама вещь была узнаваема, «имела корни».

Поэтому теперь все чаще современные вещи заимствуют элементы старинного быта. Занимая потерянные ранее авторитетные позиции, возвращаются в городские квартиры сундуки и ларцы. Только сейчас, вместо чисто утилитарной функции хранилища одежды, они выполняют и декоративную роль, придавая жилью неповторимый колорит. Эти заново открытые старинные вещи обычно ставят в гостиной, используя в качестве журнального столика или просто необычного декоративного предмета. Например, деревянный сундук с бронзовыми инкрустациями способен и самому обычному интерьеру придать роскошный вид.

Те же бронзовые инкрустации и тонкий полупрозрачный рисунок в виде сложного орнамента на красной тисненой коже сделают сундук элегантным украшением будуара.

Покрытый восточным тонким шерстяным ковром ручной работы – килимом, большой сундук станет центральным декоративным элементом вашего деревянного загородного дома, задав определенный тон в подборе его обстановки.

А ярко-красный деревянный сундук с бронзовой бабочкой – чем не прикроватная тумбочка в спальне?

Если вы предпочитаете популярные сейчас интерьеры в восточном стиле, то два красных ларя, расписанных драконами и покрытых лаком – просто находка для вас. Комнате, где на почетном месте разместится эта ларцовая композиция, восточный колорит заранее обеспечен.

Не совсем обычный, а, скорее, совсем не традиционный по форме сундучок или ларец, обитый мягкой шелковой тканью, с кистями вместо ручек станет оригинальным хранилищем всевозможных мелочей в вашей спальне. Необычное оформление и высокие тонкие ножки – подставки, безусловно, привлекут внимание к этой мебели, как будто пришедшей из далекого прошлого, например, из средневекового замка. А поклонникам минимализма, несомненно, придется по душе плетеный сундук. Отсутствие в нем декора как бы выявляет красоту формы и натурального материала, из которого он сделан.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: