Стандартизация. Сертификация и технические барьеры в торговле

Сертификация и технические барьеры в торговле

Возникновение сертификации связано с предоставлением по­требителю гарантий по соответствию покупаемых им товаров тре­бованиям конкретных стандартов. С развитием сертификации стало очевидным ее положительное влияние на торговые связи между государствами: сроки получения разрешения на ввоз значительно сокращались для сертифицированного товара; не требовалось по­вторных испытаний в принимающей стране, если она признавала сертификат поставщика.

Однако по мере увеличения количества национальных систем сертификации все более отчетливо обозначились их различия. Эти различия связаны как со стандартами, на соответствие которым проводятся сертификационные испытания, так и с законами, на основании которых введена сертификация, а также с правилами процедуры сертификации и пр. В связи с этим определилась со­всем другая роль сертификации в международной торговле — как технического барьера.

Сертификационные барьеры возникают не только по указан­ным причинам, в определенной степени складывавшимся объек­тивно. Совсем иной механизм возникновения препятствий в тор­говле имеет превращение сертификации в способ протекциониз­ма для защиты внутреннего (или регионального, как в ЕС) рынка от проникновения товаров иностранного производства. В таких случаях используют усложнение административной стороны ис­пытаний импортируемых товаров, ужесточают контроль качества, принимают стандарты (государственные или региональные), ка­сающиеся процедуры испытаний (например, европейские стан­дарты серии 45000), что отражается на порядке признания зару­бежных сертификатов, а для некоторых стран признание вообще оказывается невозможным. Протекционистские меры нередко свя­заны с принятием национальных обязательных стандартов или тех­нических регламентов под давлением транснациональных корпо­раций, которые, как известно, принимают активное участие в стан­дартизации на национальном уровне, обеспечивая главную часть финансирования деятельности национальных организаций по стан­дартизации и стремясь нередко получить возможность контроля над деятельностью технических комитетов.

Таким образом, вероятность превращения стандарта в инстру­мент конкурентной борьбы велика, а поскольку иностранному поставщику подобной продукции придется доказывать ее соот­ветствие, как правило, в таких случаях весьма высоким требова­ниям, получить сертификат соответствия достаточно проблема­тично. В организации систем сертификации нередки случаи со­здания таких условий получения сертификата, которые невыпол­нимы для средних и тем более мелких фирм.

Американская корпорация испытательных лабораторий, напри­мер, представляющая собой национальную организацию по серти­фикации, обычно предпочитает заниматься сертификацией продук­ции крупных фирм-изготовителей, в то время как небольшие предприятия могут долго ждать своей очереди. В международной торгов­ле сложились жесткие правила по признанию зарубежного сертифи­ката на импортируемую продукцию. Для успешного экспорта необ­ходимо получить сертификат соответствия авторитетной, признан­ной во всех странах организации. А для этого требуются продолжи­тельное время и немалые финансовые затраты. Подготовка к серти­фикации может быть сопряжена с необходимостью введения систе­мы обеспечения качества, если этого требует схема сертификации.

Проблемы, связанные с нетарифными барьерами и путями их устранения, нашли отражение в Соглашении по техническим барьерам в торговле, которое принято на Уругвайском раунде ГАТТ в 1993 г. На этом же раунде принято решение о преобразовании ГАТТ во Всемирную торговую организацию (ВТО), составной частью которой стало Генеральное со­глашение по тарифам и торговле. В области сертификационных барье­ров Соглашение затрагивает вопросы процедуры оценки соответ­ствия и признания оценки соответствия; международных и регио­нальных систем оценки соответствия, а также информации о тех­нических регламентах, стандартах и процедурах оценки соответ­ствия. Общий принцип Соглашения заключается в том, что для импортируемой продукции должен создаваться не менее благо­приятный режим, чем для товаров внутреннего производства.

По процедурам оценки соответствия Соглашение обязывает стра­ны-участницы гарантировать выполнение центральными прави­тельственными органами следующих положений:

• принимать такие процедуры оценки, которые не создают дискриминации для иностранных поставщиков как по са­мой процедуре, так и по оплате за эту услугу. Дополнитель­ных неудобств не должно создавать и месторасположение испытательного оборудования;

• поставщик должен иметь возможность проводить оценку соот­ветствия на месте изготовления с получением знака системы;

• процедуры оценки «не должны быть более строгими или применяться более строго, чем это необходимо» для удосто­верения соответствия товара техническому регламенту (стан­дарту). Не должны создаваться препятствия в международной торговле и путем задержки испытаний; по просьбе заявителя его необходимо информировать о ходе оценки и объяснить причины задержки;

• соблюдение конфиденциальности информации об испыту­емом товаре необходимо для защиты законных коммерчес­ких интересов;

• если продукция, которая признана соответствующей техни­ческому регламенту (стандарту), модифицирована, то следу­ет процедуру ее оценки ограничить. В этом случае надо убе­диться лишь в том, что продукция продолжает отвечать предъявленным требованиям;

• в качестве нормативной основы для процедуры оценки со­ответствия необходимо применять международные стандар­ты, руководства и рекомендации, изданные или находящие­ся на завершающей стадии разработки в международных организациях. Невозможность их полного или частичного использования должна быть четко обоснована. Основные причины расхождений, как правило, относятся к требова­ниям национальной безопасности; предупреждениям вво­дящих в заблуждение действий; безопасности и здоровью людей; защите окружающей среды; географическим факто­рам (например, климату); фундаментальным проблемам в области инфраструктуры и технологий. Для того чтобы дос­тигнуть более полной степени гармонизации процедур оцен­ки соответствия, странам-участницам следует использовать все возможности для активного участия в деятельности меж­дународных организаций по стандартизации;

• при отсутствии международных разработок, а также когда национальные правила процедур оценки соответствия не гар­монизованы с международными, страны-участницы обяза­ны: открыто публиковать сообщения о намерениях принятия конкретной процедуры оценки соответствия и на какие виды продукции она распространяется; уведомлять другие страны-участницы об этих нововведениях и предоставлять им время для обсуждения и подготовки письменных замечаний;

• если при рассмотрении странами-участницами подобных но­вовведений возникают проблемы, касающиеся национальной безопасности, угрозы жизни и здоровью людей, экологии, то страна имеет право отказаться от соответствующих положений. Процедуры оценки соответствия могут быть приняты местны­ми правительственными и неправительственными органами;

• страны-участницы несут ответственность за выполнение тех требований данного Соглашения, которые касаются их ком­петенции.

По признанию оценки соответствия центральными правительствен­ными органами Соглашение обязует страны-участницы гарантиро­вать принятие результатов оценки, если даже процедуры сами по себе в чем-то различаются, но «обеспечивают установление соот­ветствия продукции применяемым техническим регламентам или стандартам так же, как и их процедуры». При этом признается возможность предварительных консультаций для достижения вза­имопонимания по таким важным для указанной ситуации при­знания вопросам, как: техническая компетентность органов, про­изводящих оценку; принятие тех результатов, которые получены в стране-экспортере, без дополнительных требований; степень уве­ренности в надежности результатов оценки. Уверенность в надеж­ности результатов оценки зависит от адекватности и неизменности технической компетенции органов. Очень важно, чтобы аккреди­тация испытательного органа проводилась на соответствие реко­мендациям (руководствам) международных организаций по стан­дартизации. Если такая аккредитация имела место — это считается основным показателем адекватной технической компетенции.

Странам-участницам рекомендуется расширять круг партне­ров по признанию результатов оценки соответствия. Соглашение рекомендует им по просьбе других стран-участниц проводить пе­реговоры с целью подписания соглашения о взаимном признании результатов оценки соответствия. Такие соглашения могут касать­ся и только отдельных видов продукции для содействия развитию торговли ими. Соглашение рекомендует также странам-участни­цам без каких-либо дискриминирующих ограничений допускать к участию в оценке соответствия органы других стран-участниц, выполняющие адекватную работу.

В отношении международных и региональных систем оценки соответствия главные рекомендации Соглашения таковы: страны-участницы обязаны дать гарантию, что если их центральные пра­вительственные органы принимают международные (региональ­ные) системы, то они исключают те их положения, которые про­тиворечат всему изложенному выше.

В области информации о технических регламентах, стандартах и процедурах оценки соответствия Соглашение обязывает каждую стра­ну-участницу организовать справочную службу. Эта служба должна обеспечить связь между странами-участницами, отвечая на их за­просы и предоставляя заинтересованным органам стран-участниц документы, которые касаются:

технических регламентов или стандартов (принятых на любом уровне);

любых процедур оценки соот­ветствия, действующих или предлагаемых на их территории;

член­ства или участия в международных (региональных) организациях по стандартизации или системах оценки соответствия, двусторон­них и многосторонних соглашениях;

места расположения справоч­ных служб и печатных изданий, в которых публикуется уведомле­ние, относящееся к предмету данного Соглашения.

Любая страна-участница обязана уведомлять другие страны-участницы о том, какие соглашения, связанные с вопросами про­цедур оценки соответствия, стандартов или технических регла­ментов, она заключает, если такие соглашения могут повлиять на торговые отношения. Такая мера необходима для принятия дру­гими органами решений по участию в соглашениях для устране­ния возможных препятствий в развитии торговли.

Для России принятие в своих системах сертификации установ­ленных ГАТТ/ВТО положений будет способствовать продвижению по пути вступления в ВТО. Анализ положений Соглашения по тех­ническим барьерам в торговле, касающихся стандартизации и сер­тификации, говорит о том, что изменения, введенные в государ­ственную систему стандартизации и обеспечивающие ее гармони­зацию с международными правилами, характеризуют политику Рос­сии в области стандартизации как во многом отвечающую принци­пам Соглашения. Система сертификации в РФ также строится на международных принципах, что положительно скажется на про­блеме признания зарубежными государствами российских испыта­тельных лабораторий, результатов испытаний, полученных в этих лабораториях, российских сертификатов и знаков соответствия.

С целью дальнейшего совершенствования, усиления степени гармонизации с международными правилами и еще большего при­ближения государственных систем стандартизации и сертифика­ции к требованиям ВТО в России приняты концепции перспек­тивного развития этих областей деятельности. Они отражены в двух документах: «Концепция национальной системы стандарти­зации» и «Концепция совершенствования сертификации и пере­хода к механизму оценки и подтверждения соответствия продук­ции и услуг». Российская национальная система сертификации открыта для зарубежных стран. В ней признаются зарубежные сер­тификаты, выданные компетентными органами и подтверждаю­щие соответствие товара требованиям соответствующего норма­тивного документа.

Для России вопросы признания или взаимного признания могут решаться различными путями:

• участием в международных системах сертификации и в ра­боте международных организаций, занимающихся пробле­мами сертификации;

• заключением соглашений с национальными органами зару­бежных стран о взаимном признании сертификации и ре­зультатов испытаний;

• созданием технических центров Госстандарта за рубежом;

• аккредитацией зарубежных органов по сертификации и ис­пытательных лабораторий в российской системе сертифи­кации;

• заключением соглашений между отечественными и зарубеж­ными испытательными лабораториями и взаимном призна­нии протоколов испытаний.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: