Совсем необязательно быть в журналистике «узким специалистом». Вы можете и не найти какую-то одну, заветную тему, которую будете потом всю жизнь разрабатывать, как «золотую жилу». Ничего страшного. Большинство журналистов - универсалы, то есть пишут на самые разные темы в зависимости от ситуации и нужд издания, в котором они работают. Быть журналистом-универсалом не менее интересно и почетно, чем журналистом-специалистом в одной какой-то сфере.
Но как узнать, универсал вы или вам лучше специализироваться на узкой тематике? Путь только один - писать как можно больше и на самые разные темы. Не бойтесь в начале своей журналистской деятельности «попрыгать» из отдела в отдел, от темы к теме, не пренебрегайте никаким из жанров, пробуйте писать и репортажи, и интервью, и очерки, и аналитические статьи, и информационные материалы. Рано или поздно наступит момент, когда вы сами все про себя поймете, почувствуете: вот это - мое, а это - не мое. Кстати, это и лучший способ убедиться в правильности своего выбора профессии вообще. Не обязательно все, что вы пишете, будет напечатано, это и не нужно, важен процесс, а результат придет позже.
Что же касается темы, с которой лучше начинать, тут совет такой. Начать нужно с того, что лучше всего знаешь. С того, о чем можешь высказать свое собственное мнение, с того, в чем ты более или менее разбираешься. Это может быть тема из студенческой жизни или какая-то из молодежных проблем. В общем, начните с простого, понятного и доступного вам самим. Не пытайтесь сходу браться за «большие» темы. Усложнять задания надо постепенно, переходя, как и в любой другой профессии, от простого к сложному.
Но кто должен придумывать журналисту темы - он сам, или редактор?
Это не принципиальный вопрос. Профессиональный журналист должен быть всегда готов выполнить задание редактора, редакции (часто очень срочное). Профессионал тем и отличается от «любителя», что готов и умеет это сделать, не вдаваясь в рассуждения, нравится ему заданная тема или не нравится, хочет он на эту тему писать или не хочет. Если ты профессионал - бери ноги в руки и беги выполнять. Одновременно с этим журналист «вынашивает» собственные темы, которые могут родиться из его личных наблюдений, общения с определенным кругом людей, из личных симпатий и антипатий, интересов и пристрастий, из контактов с читателями т.д. Разница лишь в том, что «свою» тему можно сколько угодно долго (иногда месяцами) обдумывать, потихоньку накапливая материал, а заданную редактором нужно, как правило, реализовать к какому-то сроку. Одно другому не мешает.
Вообще же придумывание тем - процесс творческий, и лучше всего, когда в нем участвуют на равных и редактор, и журналисты, когда они, собравшись вместе, обговаривают, обсуждают темы, ведут так называемый «штурм идей», в результате которого рождаются новые интересные идеи и предложения. Чье тут первенство - совершенно неважно, главное - результат.
Газетные, телевизионные темы рождаются из самой жизни, она постоянно их подсказывает журналистам, надо только уметь улавливать эти подсказки. А для этого необходимо ежедневно отслеживать события, начинать каждый новый день хотя бы с беглого анализа того, что произошло вчера, что происходит сегодня, что может произойти завтра, и в связи со всем этим - что на сегодняшний день больше всего интересует, волнует, беспокоит людей, что для них самое актуальное на данный момент. Отсюда - и темы.
Лучше, когда такой анализ событий и, соответственно, выработка самых актуальных тем происходит коллективно, например, на ежедневной редакционной планерке.