double arrow

Тема шестая: Текст

Текст как акт применения естественного языка отличается такими

свойствами как целостность, связность, членимость и завершенность. Но

это не единственное толкование значения «текст»: для М.М. Бахтина текст

плоть общения, а Ю.М.Лотман каждый определенный объект

рассматривает как текст.

Существует и понятие о журналистском тексте: все основные языки СМИ рассматриваются как текст - шрифтовой текст, иконический текст и т.д. Выявлены и многокачественные признаки журналистского текста: объективность, форма подач и материала, актуальность, релевантность.

Любой текст делится на две разновидности: основной текст -смыслообразующий, куда входят основные фактологические компоненты -и побочный текст смыслопроявляющий: комбинация дополнительных фактов и их итерпретаций. Такое разделение текстов на основной и побочный присутствует даже в самой короткой информаицонной заметке.

Выделяют три компонента публицистического текста - независимо от жанра:

- сообщение о новости или возникшей проблеме;

- фрагментарное или обстоятельное осмысление ситуации;

- приемы эмоционального воздействия на аудиторию на логико-понятийном или понятийно-образном уровне.

Журналистские тексты делятся на разные типы.

Оперативно-новостные тексты. Ядро этих текстов - новость. Существуют и определенные требования к такому тексту: оперативность, релевантность (соответствие интересам аудитории), фактическая точность, декодируемость (простота восприятия и понимания), очищенность


сущностной информации от «шумов», т.е. дополнительных сведений, деталей, отвлекающих от идеи материала.

Жанровый состав этой группы текстов таков: заметка, краткая информация, расширенная информация.

Оперативно-исследовательские тексты. Для них характерно:

- движущаяся панорама действительности;

- сочетание оперативной информации с ее анализм;

- фабульность - событийность: репортаж. Исследовательско-новостные тексты. Здесь акценты переносятся с

новизны на актуальность, изменение факта на его комментарий. Метод исследования - рационально-логический. Жанровый состав: выступление, комментарий, корреспонденция.

Исследовательские тексты. Основное в них - не изложение фактов, а всесторонний анализ явлений, процессов, проблем. Выявляются закономерности эволюции действительности в различных ее моментах. Требования к таким текстам:

- глобализация обсуждаемых проблем;

- объективация письма: стилистика тяготеет к научному изложению;

- совокупность фактов жизни общества в определенной сфере. При этом устанавливается крупный план и общий план. Крупный план - лично наблюдаемые автором факты, общий план - установление взаимосвязей между этими фактами.

Самый очевидный жанр этой группы - статья.

Исследовательско-образные тексты. В таких текстах соединяется три начала: социологическое, публицистическое, художественное.

Социологическое начало: направленность текста на исследование общественных отношений и проблем.

Публицистическое начало: опора на факт.

Художественное начало: стремдение создать достоверную и убедительную картину действительности с помощью образного мышления, при котором ситуация, явление и характеры типизируются. Жанровые разновидности таких текстов: очерк, фельетон, памфлет, зарисовка, эссе.

Разделяют тексты и по способу их взаимодействия с действительностью: мифологический, убеждающий, прагматический, гедонистический, смысловыявляющий.

Особого внимания заслуживает наличие в любом журналистском тексте темы и идеи.

Тема - это то, что стало предметом авторского интереса и осмысления. Это структурирующая основа журналистского текста.

Идея — те выводы, которые делает автор из замеченного и которыми хочет поделиться с аудиторией.

Тема - установка, которой подчинены все элементы произведения.


Идея - такое сочетание элементов произведения, которое доносит до аудитории мысль автора по данной теме.

Тема определяется качеством собранного материала. Идея формируется изначально как мысль в форме догадки. Это своеобразная гипотеза, которая корректируется по мере работы над материалом.

Тема - своеобразная основа текста, опорный пункт, нечто краткое, сжатое, поэтому есть смысл ввести понятие тематического ядра. Прямого выражения темы в журналистике нет. Она всегда воплощается в идее, которая представляет из себя речевой поступок: изложение фактов, формирование проблемной ситуации, побуждение адресата к активным действиям.

Существуют различные способы развертывания тематического ядра.

Расширение исходного тезиса.

- первый тезис может передать ту или иную информацию о событии в общем виде;

- последующие констатирующие тезисы содержат информацию о каких-либо компонентах события: участниках, причине или мотиве, результатах, следствиях и т.п.

- первый тезис и остальные тезисы связаны на основе конфликтизации, детализации.

Разъяснение исходного тезиса. Необходимость в этом возникает тогда, когда основной тезис содержит утверждение обобщающего характера, в котором раскрывается какая-то закономерная связь явлений, событий или прогнозируется появление какого-то объекта, неизбежность или вероятность какого-то события.

Подтверждение истинности исходного тезиса. основной констатирующий тезис содержит сообщение о новом, неожижанном событии, истинность которого может вызвать сомнение.

Оценка основного тезиса. В этом случае четко различаются две части:

- первая содержит краткое или развернутое сообщение о факте;

- вторая передает эмоциональное.или рациональное отношение к этому факту либо со стороны лиц, непосредственно причастных к нему, либо со стороны автора.

Призыв к действию: обычно это вывод из представленного в констатирующих исходных тезисах положения дел.

/^5? Различают две части смысловой организации таких сообщений: сообщение о социальных условиях, ситуации, которые оцениваются автором как неудовлетворительные; открытое или скрытое признание необходимых перемен и призыв к действию.


В каждом журналистском тексте есть элементарные выразительные средства (ЭВС).

Это такие элементы, которые бы в максимальной степени могли превратить потенциальную информацию в информацию реальную.

В ЭВС несколько рядов.

Фактологический ряд - журналистский факт и в трех его ипостасях: факт как элемент действительности, факт как элемент сознания, факт как элемент текста.

Факт как элемент текста служит для выражения и консервации информации. А фактологический ряд ЭВС складывается из отдельных фактов. При этом следует учитывать, что восприятие факта зависит, во-первых, от характера подачи сообщения, во-вторых, от уровня аудитории, от ее интересов.

Различают такие типы фактов: иллюстрирующие, информирующие, конкретизирующие, симптоматизирующие, повторяемые.

Факты сами по себе не вариантны, но вариативна их интерпретация. Одной из основных характеристика факта является мера его конкретности. Но степень конкретности фактов неодинакова и зависит от самого содержания факта:

- воспроизведение событий и действий их участников;

- выявление связей реальной конкретной ситуации с масштабной проблемой;

- обозначение вариантов развития событий.

В составе ЭВС выделяется еще образный ряд. Проявляется этот ряд как эпизод из истории общества, фрагмента социального, научного опыта. Такие образы не обязательно поэтические. Постановка фактов текущей действительности в контекст таких образов порождает в тексте пласт оценочной информации. При этом следует учесть основные требования к образному ряду журналистского произведения - его точность и небанальность. Следует также обратить внимание на синтетическую природу образов в журналистике - наличие в них чувственно-эмоционального начала и логико-понятийного начала. Различают образы психические, художественные и публицистические.

Психические образы, их своеобразие:

- они позволяют человеку установить внутренние связи с многомерной действительностью;

- процесс отражения влияет на формирование психических образов;

- психические образы разновариантны: ощущения, представления, воспоминания, фантазии, сновидения;

- психические образы целостны, предметны и наглядны. Эти образы внешней реальности не противопоставлены. Художественные образы:

- художественный образ - категория эстетическая;

- он сопоставлен, соотнесен с внешней реальностью;


- художественный образ - идеальная конструкция, модель, активно соотносимая с действительностью;

- художественный образ - новая эстетическая реальность;

- авторская интерпретация действительности в художественном образе.

Публицистический образ:

- реальный факт как основа публицистического образа;

- трансформация факта в образ за счет сочетания чувственно-эмоционального и рационального восприятия;

- участие публицистических образов в мысленном экспериментировании;

- возможность создания в публицистике множества образов на базе одного факта. ____/

Составляющей образного ряда ЭВС является символ:

- символ - общекультурная форма отражения действительности, продукт работы коллективного бессознательного;

- многозначность символа и зависимость его интерпретации от контекста.

Уязвимое место журналистских образов: возможность их интерпретации каждым читателем по-своему.

Нормативный ряд. Нормативный ряд как смысловые единицы, в которых зафиксирован социальный опыт. Его существенное отличие от образа:

- образ - конкретно-чувственное представление;

- нормативы - суждения, в которых воплощены те или иные установления общества и которые воспринимаются как некая формула.

Существуют разные нормативные уровни: технологический, эстетический, правовой, моральный, - а рядом с ними - три ряда знаков, образующих язык журналистики: факты, образы, нормативы. Между последними выделяют два типа связей: поверхностный и глубинный.

В поверхностном типе связи соединяются два принципиально важных для журналистского текста признака: проникающая способность и монтажный характер -

Проникающая способность реализуется следующим образом:

- все ряды ЭВС реализуются на многих участках текста;

- иногда во всех смысловых блоках текста реализуются все ряды ЭВС.

Монтажный характер отличительная особенность любого журналистского текста. Его характерные признаки:

- сопряжение различных текстовых блоков в процессе монтажа;

- множественность вариантов монтажа: от простых, как в информационном сообщении, до сложнейших, когда материал предстает в виде последовательности главок или сюжетов, в



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: