План изучения курса

Оценивая дисциплину ИП как введение в профессию, рассмотрим теперь, что же необходимо современному инженеру изучать, исходя из требований профессии. Очевидно, специалист должен обладать целым рядом качеств, как профессиональных, так и социальных. Они существенно определяются спецификой труда инженера. Полагаем, что в целом инженерный труд может быть разделен на исследовательский (инженер-исследователь), эксплуатационный (инженер - эксплуатационник) и проектный (инженер-разработчик, проектировщик, конструктор) труд, а также специалист по маркетингу и консалтингу в радиоэлектронике.

На наш взгляд, профессиональные качества необходимые специалисту могут быть условно сведены к следующим:

1) Способность создавать (изобретать) новые объекты: идеи, принципы, методы, аппараты, техпроцессы. "Инженер" - буквально "изобретательный".

2) Способность анализировать известный объект (систему, процесс, принцип...).

3) Способность принимать решение, в общем случае, в условиях неопределенности.

4) Глубокое знание конкретной инженерной специальности, проникновение в область технических знаний радиоинженера.

5) Широкое овладение основными научными знаниями на уровне понимания (знакомства) основных проблем и идей других научных дисциплин, способность их освоить в случае необходимости (например, знание всеобщего метода познания - диалектического метода). Для радиоконструктора круг таких дисциплин широк - от физики твердого тела и до философских методов познания.

6) Владение современными средствами проектирования, в первую очередь - способность успешно применять математические методы, вычислительные методы, средства САПР, управленческие методы и т.д. для достижения цели.

7) Способность передавать полученную информацию обществу, т.е. выражать мысль четко и убедительно, устно, письменно и графически. Овладение особым языком проектировщика - черчением.

Кроме сугубо профессиональных необходимы и социальные качества личности: коллективизм, последовательность, принципиальность, доброжелательность и т.д.

Любой инженер, специалист работает в коллективе и законы коллективистской жизни требуют своих качеств.

Краткий анализ качеств специалиста позволяет сделать вывод о том, что:

  • первые три вида качеств являются главенствующими, хотя без поддержки их остальными невозможно ожидать полноценного "идеального" профессионала;
  • не все качества воспитываются, приобретаются в процессе обучения; например, способность изобретать и социальные качества конструктора непосредственно в вузе не развиваются.

Очевидно, что содержание курса ИП должно помогать в становлении у будущих проектировщиков указанных выше профессиональных качеств. С этой целью дисциплина по содержанию делится на пять частей:

  • во введении дается мотивация изучения курса;
  • первая содержательная часть посвящена изучению объектов проектирования и конструирования;
  • во второй части рассматриваются процессы проектирования и конструирования;
  • третья часть, представляет собой рассмотрение методов и средств современных информационных технологий проектирования РЭС;
  • в заключительной части рассматриваются основные тенденции изменения изучаемых в курсе объектов и их современное состояние.

Таким образом, содержание дисциплины позволяет ознакомиться с основами эффективного проектирования объектов и начать формировать основные профессиональные качества проектировщиков.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: