Австрийская Республика
Местное управление в Австрии очень близко по структуре и основным принципам организации к системе местных органов власти ФРГ. Особенностью австрийской национальной системы является большая централизация управления - как за счет активного и непосредственного вмешательства федерального правительства в регулирование вопросов местного управления, так и за счет значительной централизации управления на уровне провинций (субъектов федерации).
Местное управление в 8 провинциях гораздо более унифицировано, чем в Германии. Федеральная Конституция посвящает целый раздел вопросам местного управления, устанавливая обязательность существования органов местного самоуправления, обрисовывая структуру этих органов, их полномочия и формы контроля за их деятельностью. Вопросы регулирования местного управления входят в федеральную компетенцию и федеральное право играет главенствующую роль; провинциям остается лишь регулирование частных и второстепенных вопросов.
В Австрии существует лишь один законодательно признанный уровень местного самоуправления, формируемый общинами (Orstgemeinden). Общины управляются выборным советом, который избирается на 4-6 лет (в разных провинциях) по пропорциональной системе. Из своего состава совет избирает бургомистра, одновременно являющегося главой исполнительной власти общины и председателем совета. Совет формирует правление (Gemeindevorstand), в состав которого входят как члены совета, так и лица (чиновники либо общественные и партийные лидеры) со стороны. Правление является коллегиальным исполнительным органом и возглавляется бургомистром общины. Система в целом очень напоминает немецкую систему магистрата, но с дополнительной концентрацией полномочий в руках бургомистра. Общины обладают собственными полномочиями, значительная часть из которых является обзательными; структура полномочий мало отличается от немецкой системы. В то же время, австрийские общины имеют право обратиться к федеральным либо провинциальным властям с просьбой взять на себя выполнение какой-либо компетенции общины; если необходимость в такой передаче компетенций подтверждается, просьба удовлетворяется. Бюджеты общин формируются за счет классических источников доходов; основным местным налогом является промысловый налог, к которому добавляется налог на недвижимость и налоги и сборы за потребление.
Являясь органами самоуправления, совет, правление и бургомистр общины осуществляют одновременно и функции государственного управления. На территории общин отсутствуют органы прямого государственного управления. И федерация, и провинция делегируют значительную часть функций государственного управления общине, прежде всего - бургомистру. Во всех провинциях существуют объединения и сообщества общин, близкие по структуре и функциям германским объединениям, обладающие собственными органами управления, которые формируются общинами-членами. Эти образования не имеют статуса самоуправляющихся сообществ.
Каждая провинция поделена на несколько административных округов (Bezirke). Во главе округа стоит управляющий, назначаемый правительством провинции. Управляющий и его администрация являются органами общей компетенции; в их задачу входит руководство отраслевыми службами провинции в округе, территориальное планирование и контроль за деятельностью общин, находящихся на территории округа. Не входят в состав округов 15 крупных общин, обладающих статусом самоуправляющихся городов. Эти города совмещают функции общины и округа; избираемый городским советом бургомистр одновременно выполняет функции управляющего округом. Статус самоуправляющихся городов предусматривает принятие ими своей хартии (устава), где формулируются основы деятельности органов власти, их структура и компетенции. Хартия вступает в силу лишь будучи одобрена провинциальным и федеральным правительством.
Столица Австрии Вена является одновременно общиной, округом и провинцией (т.е. субъектом федерации). Органами управления Веной являются единый совет, формируемое им правительство и губернатор. В столице существуют 23 района, в каждом из которых избирается районный совет и назначается (Советом Вены) управляющий районом. Столичный совет делегирует управляющему часть второстепенных полномочий, прежде всего - связанных с благоустройством. Районные советы и управляющий являются также консультативными органами; в ряде вопросов, связанных с территорией района, запрос их мнения обязателен.
Контроль за деятельностью общинных органов самоуправления (законности, профессиональный и финансовый) осуществляется на основе тех же принципов, что и в ФРГ; органом контроля являются управляющие округами либо специально создаваемые ими управления. Однако полномочия, делегированные федерацией и провинцией, контролируются раздельно; федеральный центр может посылать в общины инспекции профессионального или финансового контроля.
Бельгия стала федеративным государством сравнительно недавно - процесс федерализации начался в 1970 г. и продолжается по сей день. До этого Бельгия была классическим унитарным государством, поэтому неудивительно, что в стране сохраняется единая унифицированная система местного управления. С развитием федерализации могут формироваться расхождения в организации органов местного управления в разных регионах - во второй половине 90-х гг. как раз и переходит передача полномочий регулирования местного управления на уровень субъектов федерации. Однако существенных изменений в действовавшей ранее системе пока не произошло.
Низшим уровнем территориальной организации, где представлен весь спектр органов местного управления, являются общины (коммуны). Советы общин избираются населением сроком на 6 лет по пропорциональной системе. Из своего состава совет избирает коллегию бургомистра и эшевенов - коллегиальный исполнительный орган общины. Все функции исполнительной власти общины осуществляются только коллегиально и полномочия, связанные с самостоятельным принятие решением и, в частности, с распоряжением кредитами, не могут быть делегированы отдельным членам коллегии. Если эшевены являются лицами выборными, то бургомистр назначается Короной по представлению совета. Бургомистр является председателем совета, председателем коллегии эшевенов и представителем государства (одновременно королевской власти и региона), которому делегируется ряд полномочий государственной власти.
Следующий уровень самоуправления - провинция, управляемая провинциальным советом, который избирается населением на 4 года по пропорциональной системе. Исполнительная власть в провинции осуществляется постоянной комиссией (депутацией) - коллегиальным органом, который совет формирует из своего состава. Как и в случае с коммунами, исполнительная власть только коллегиальна. Назначаемый королем губернатор провинции возглавляет постоянную комиссию и имеет право принимать участие в заседаниях провинциального совета. В отличие от бургомистра, губернатор назначается Короной по собственному усмотрению и в любой момент может быть смещен, если король считает это необходимым. Парадоксальность положения губернатора в количестве совмещаемых им функций: он одновременно является главой органа исполнительной власти провинции, представителем правительства региона, представителем Короны и федеральной власти.
Именно губернатор осуществляет общее руководство отраслевыми органами прямого государственного управления на территории провинции - он является председателем межминистерской комиссии в провинции, координирующей деятельность разных ведомств. Эти административные структуры территориализованы также в рамках округов - условных административных единиц, на которые разделена каждая провинция, включающих до нескольких десятков общин.
Наряду с прямым государственным управлением и органами самоуправления общей компетенции в Бельгии существуют и специализированные органы местного управления с комплексным статусом: центры социальной помощи, формируемые в коммунах либо на межкоммунальной основе. Органы управления центром формируются муниципальным советом - но представители совета не могут составлять более 1/3 членов правления, - бюджет также зависит преимущественно от общин, но и от государственной власти также; в вопросах оперативного управления центры независимы, а общее регулирование и контроль осуществляют органы государственной власти. Задачей центров является оказание адресной социальной помощи и организация немедицинского и парамедицинского здравоохранения.
Налоговая система местных сообществ Бельгии является - как и многие другие аспекты местного управления - своебразным синтезом французского и немецкого опыта XIX - XX вв. Основные налоговые поступления формируются за счет добавочных налогов: коммуны и провинции принимают дополнительные проценты к федеральным и региональным налогам. Для коммун это подоходный налог с физических лиц и налог на недвижимость, для провинций - только последний. Все местные сообщества могут также устанавливать налоги и сборы на потребление; всего в стране существует до 130 типов таких сборов, но их вклад в местные бюджеты крайне незначителен. В результате, если общины до 30-36% доходов получают за счет собственных источников, то в провинциях дотации и субвенции могут составлять 80-90% доходной части бюджета.
Столица королевства Брюссель обладает особой структурой управления: город Брюссель является такой же коммуной, как и многие другие, но, вместе с 18 другими коммунами, образующими агломерацию, Брюссель формирует самостоятельный регион - субъект федерации. При этом провинциальный уровень территориальной организации в регионе Брюссель-столица отсутствует, и функции провинциальных органов управления делегируются региональным органам Брюсселя администрацией провинции Северный Брабант, на территории которой находится столица.
Контроль за деятельностью органов самоуправления осуществляется органами власти следующего уровня территориальной организации: постоянный контроль за законностью принимаемых общинами решений осуществляет постоянная комиссия (Валлония) или губернатор (Фландрия) соответствующей провинции. Этот контроль производится от имени региона; деятельность самих провинций подконтрольна региональному правительству. Контроль может являться предварительным, т.е. решение вступает в силу лишь будучи одобренным контрольным органом, при принятии бюджета, обращении за кредитами, в некоторых других случаях. Финансовый контроль, также от имени региона, осуществляют финансовые инспекторы, присутствующие в провинциях и в крупных общинах. Регионализация контроля, прошедшая в 80-х гг., сохранила и ряд полномочий других органов: и федеральное правительство, и сообщества-субъекты федерации имеют право эпизодического контроля за деятельностью местных органов управления при пересечении компетенций. Все органы контроля обладают полной гаммой средств воздействия, вплоть до отмены решений местного сообщества и принятия собственных взамен.