double arrow

Рисунки со взрослыми 3 страница


Несмотря на то, что проблемы социальных функций музея обсуждаются музееведами уже не одно десятилетие, их вряд ли можно считать окончательно решенными. Эти проблемы, как справедливо отмечает Е.Г. Артемов57, перешли из разряда интуитивно-практических в разряд научно практических. Они требуют научного осмысления как с позиций современного обществоведения, так и современного музееведения. Поэтому представляется важным выяснить, что появилось нового за последние годы в определении социальных функций в российской музейной практике и что же представляют собой социальные функции современного историко-этнографического музея.

Итак, выделим те принципиальные факторы и уже появившиеся тенденции, которые предопределяют сущностные изменения в

•"° Гам же.

v'Дукельский В.Ю. Указ. соч. с. 28


общественном предназначении, в деятельности музея вообще и историко-этнографического в частности:

1) радикальная революция собственности, которая вызвала дальнейшее расслоение российского общества и поставила на повестку дня вопрос о необходимости взять на себя музеями функцию социальной адаптации членов общества к новым условиям жизни;

2) информационная революция, непосредственным образом влияющая на содержание, характер и формы музейной коммуникации;

3) отсутствие в России рубежа XX-XXI вв. компромиссной толерантной, консенсусной культуры; в этой ситуации историко-этнографический музей может и должен помочь обществу решать эту задачу;

4) деидеологизация и плюрализм исторической науки, повлекшие за собой изменения в самом содержании философии истории, в понимании основной сути общественно-исторического развития и ведущих принципов и методов его познания;

5) происходящие процессы, связанные с новыми масштабами и глубиной междисциплинарной интеграции; на принципиально новый уровень значимости для практической музейной деятельности выходят процессы интеграции музееведения и культурологии, музееведения и психологии, музееведения и социологии.

К следующей группе факторов, непосредственно влияющих на содержание деятельности историко-этнографических музеев необходимо отнести существенные изменения, происходящие собственно в музееведении. Мировая практика показывает, что развитие таких музеев идет по пути превращения их в комплексные культурно-исторические и досуговые центры. Это существенным образом изменяет подход к организации музейного пространства в широком смысле этого понятия: имеются в виду экспозиции, выставки, рекреационные зоны и др. Музей

Артемов Е.Г. Указ. соч. с.100


становится сложным организмом с разветвленной сетью.современных служб, призванных обеспечивать удовлетворение широкого спектра интеллектуальных и культурных запросов общества. Другими словами, на переломе XX и XXI столетий существенно меняется миссия российских музеев. Ее содержание все теснее связывается с общественными запросами.

Содержание понятия "миссия музея" в мировом музейном сообществе подвергалось за последнее столетие серьезной эволюции: от просвещения малообразованной части общества в начале XX века - до формирования у посетителя понимания и критического осмысления событий, явлений и культур в начале XXI века. Интегрированное понятие миссии включает в себя совокупность социальных функций музея, его общественное предназначение, отличающее его от других образовательных, культурно-просветительных и досуговых учреждений.

Функции историко-этнографического музея определяются спецификой его основного собрания, преобладание этнографического материала при полиэтничности коллекций ориентирует на раскрытие сущности этнических процессов, целенаправленное восстановление различных категорий этнической культуры. Насущной задачей в современной социокультурной ситуации является аналитическое рассмотрение национального фактора наравне с определением роли тех общественных сил и учреждений, которые изучают национальные процессы и способы влияния на них. При этом историко-этнографические музеи в своей основной деятельности не могут и не должны отражать все аспекты национального вопроса. Их основная задача - отражение премордиальных аспектов культуры как исторически сформировавшихся традиций.

Учитывая те сложные изменения, которые происходят в обществе на рубеже XX-XXI веков, представляется возможным в рамках данного


исследования сформулировать новые функции, которые, дополняя существующие, определяют спектр функций современного историко-этнографического музея. Это:

1) хранение культурно-исторического наследия;

2) документирование культурных, этнических и социальных процессов в жизни общества;

3) социальная адаптация членов общества;

4) формирование толерантных принципов взаимоотношений в обществе;

5) обеспечение членов общества знаниями, необходимыми для понимания и восприятия традиций разных народов и наций;

6) обеспечение культурного досуга.58

В рамках вновь сформулированных функций перед историко-этнографическими музеями могут быть поставлены и новые задачи, такие как развитие этнического самосознания и способствование становлению межкультурного и межэтнического плюрализма в обществе.

1.3 Современные направления в социокультурной деятельности историко-этнографических музеев: методологический аспект

Современная социокультурная ситуация побуждает музеи к поиску своеобразия, к необходимости генерировать новые знания, идеи, духовные ценности. Из института, фиксирующего достигнутый уровень общественного сознания, музей становится явлением культуры, который придает этому сознанию поступательную динамику59. Еще недавно качество музейных экспозиций определялось тем, насколько они

Сорокина Г.Г. К вопросу о социальных функциях и формах культурно-образовательной деятельности историко-этнографических музеев // Проблемы классификации, типологии, систематизации в этнографической науке. Материалы Пятых Санкт-Петербургских Этнографических чтений. СПб. 2006. у> Музей и образование: Обзорная информация. М. 1989.


соответствуют традиционным научным схемам, сфокусированным на музейных предметах и коллекциях, теперь музей видит ценностные ориентиры в новизне, оригинальной интерпретации музейного собрания, создаваемых экспозиций и выставок. Культурно-образовательные проекты становятся результатом как научного исследования, так и индивидуального творческого поиска. Это происходит под воздействием современной культурной и межкультурной коммуникации, перемещающей музейное сообщение из области «монолога» в область «диалога». Культура, как указывает B.C. Библер, - это не просто общение, а «общение различных форм понимания», что предполагает диалогичность, позволяющую по выражению М.М. Бахтина, «почувствовать себя дома в мире других людей».60 диалог включает в себя обмен идеями, мыслями, переживаниями, нравственным опытом и знанием о конкретных жизненных коллизиях. Нравственные перепетии, сосредоточенные в историческом опыте и образцах культуры, аккумулированных в музее, намного активнее постигаются людьми, которые совместно ищут истину в процессе диалогового общения.

В историко-этнографическом музее посетитель, испытывая воздействие историко-культурной среды, прямо или опосредованно, совершает внутренний акт самоопределния, соотнося свои взгляды и представления, знания и опыт, этические и эстетические критерии с нормами других этносов. Таким образом, в процессе межкультурной коммуникации происходит акт познания как мира вокруг себя, так и мира в себе.

Сегодня важным становится не одностороняя трактовка аккумулированной в музее информации, а разнообразие форм ее интерпретации. Эти изменения в первую очередь вызвали так


Библер B.C. От наукоучения век.М. 1991. С. 289.


- к логике культуры. Два философских введения в XXI


называемый «взрыв» музейно-педагогической активности и возрастание роли музейного проектирования61. Музейную проектную деятельность можно с полным правом отнести к разряду инновационной, творческой деятельности, ибо она предполагает преобразование реальности и строится на базе соответствующей технологии, которую можно унифицировать, освоить и усовершенствовать.

Однако, необходимо заметить, что развитие новых направлений и форм музейной деятельности происходит во многом стихийно, без осознания глубинного единства и связи между их разноплановыми проявлениями. Как отмечает Е.Н. Мастеница, ситуация, когда практика обгоняет теорию, может считаться нормальной только до определенного предела6 . Обуславливается такая ситуация, с одной стороны, незавершенностью становления музееведения как самостоятельной дисциплины, а с другой, насущными практическими задачами.

Совершенно очевидно, при создании концепции деятельности современных историко-этнографичеких музеев недостаточно учитывать только историческую и культурную значимость музеефицируемых объектов. Необходимо понимание социальных и культурно-исторических закономерностей эволюции музейной потребности, а также основ функционирования музея как социокультурного феномена. В деятельности музеев, осознавших сегодня такое понимание, четко сформулировались и структурировала следующие направления63:

61 Орлова Э.А. Проблемно-ориентированное социокультурное проектирование.
Теория и методология // Теоретические основания культурной политики. М. 1999.

62 Мастеница Е.Н. Информационный потенциал музейного предмета: этнокультурный
аспект // Музей. Традиция. Эгничность. XX-XXI в.в.: Материалы международной
научной конференции, посвященной 100-летию Российского Этнографического музея.
СПб.-Кишинев. 2002

63 В ряду музеев, активно модернизирующих свою образовательную деятельность и
развивающих такое направление как социокультурное проектирование, следует.
прежде всего, выделить Российский Эгнографнческий музей (Санкт-Петербург),
Государственный Исторический Музей (Москва); Государственный историко-
архитектурный и этнографический музей-заповедник '"Клоки"; Красноярский


І ГОСУД**

І БУІБЛИО......

1. Музейное документирование современности и формирование предметного ряда, отражающего те или иные явления современной жизни общества.

2. Разработка новых экспозиционных средств выражения социальных явлений и процессов современности на основе проблемного подхода и принципов интерактивности.

3. Социокультурное проектирование.

Социокультурное проектирование, которое можно рассматривать как моровоззренческую и технологическую основу деятельности социально-культурной, социально-педагогической и культурологической направленности, занимает особое место в системе специализированных технологий. В основе социокультурной деятельности лежит способность подготовить и провести культурную акцию, предварительно обосновав ее идею, определив цели и задачи, предполагаемые средства их решения. Таким образом, социокультурное проектирование - это специфическая технология, которая представляет собой конструктивную, творческую деятельность, сущность которой заключается в анализе проблем и выявлении причин их возникновения, выработке целей и задач, характеризующих желаемое состояние объекта, разработке путей и средств достижения сформулированных целей. В качестве объекта социокультурного проектирования выступает сложное образование, включающее в себя две подсистемы: социум и культуру. Расхождение, противоречие между реальной картиной и идеальными представлениями авторов проектов о норме, которую задают, в свою очередь, конкретная культура и социум, составляет проблемное поле формирования и реализации социокультурных проектов. Проект в таком случае является средством сохранения или воссоздания социальных явлений и

краеведческий музей; Омский государственный историко-краеведческий музей; Республиканский детскиіі музейный центр Карелии; Самарский областной историко-


культурных феноменов, соответствующих, как количественно, так и качественно, сложившимся нормам. При этом возможно потенциальное многообразие проектных решений одной и той же проблемной ситуации, что обусловлено как различными представлениями об идеальном состоянии культуры и социума, которые зависят от ценностной позиции авторов проектов, их понимания сущности данных феноменов, так и вариативностью способов воссоздания социальной и культурной целостности.

В этой связи основной целевой ориентацией проектирования в деятельности исторко-этнографических музеев будет являться создание условий для самореализации музейного посетителя (как детей, так и взрослых) в тех или иных сферах его жизнедеятельности путем оптимизации его связей с социокультурной средой, разрешения или минимизации проблем, характеризующих негативные обстоятельства его жизни, активизации совместной деятельности людей по поддержанию окружающей культурной среды в пригодном для жизни состоянии, ее конструктивному изменению собственными усилиями.

Основными результатами технологии социокультурного проектирования являются программа и проект. В этом случае успешность того или иного проекта определяется степенью овладения авторами технологией социокультурного проектирования, содержание которой составляет компетентный анализ конкретной ситуации, разработка и реализация проектов и программ, оптимизирующих основные составляющие жизнедеятельности человека.-

Сегодня, стремясь соответствовать потребностям современного общества, историко-этнографические музеи пересматривают содержание своей работы, и наиболее активно происходят преобразования в образовательно-воспитательной деятельности. Все чаще эти музеи

краеведческий музей им. П.В. Алабина; Тольяттииский краеведческий музей.


приобретают черты культурного центра, способного выполнять полифункциональные задачи - образовательно-воспитательные и развлекательно-рекреационные . В начале XXI века основные направления в сфере этой деятельности в историко-этнографических музеях включают:

работу с детьми и подростками, направленную на формирование

ценностного отношения к культурному наследию и интереса к

музейным ценностям;

развитие способности понимать язык музейной экспозиции и

воспринимать музейную информацию,

развитие творческой активности, воображения, воспитание эмоций;

использование новых технологий музейного образования в форме

отдельных проектов, на разных площадках, с привлечением

различных партнеров;

создание интерактивных музейных выставок и акций,

посвященных актуальным проблемам подрастающего поколения,

проблемам взаимопонимания и диалога между молодёжной и

«взрослой» средой в современном обществе.

В структуре деятельности по этим направлениям можно условно выделить следующие аспекты:

Информирование — первая ступень освоения музейной информации, т.е. первичное получение сведений о музее и его деятельности, составе и содержании его коллекций или об отдельных музейных предметах. Оно реализуется с помощью таких традиционных форм, как лекция, экскурсия и консультация.

Обучение — вторая ступень освоения музейной информации на качественно новом уровне. Она включает в себя передачу и усвоение знаний, приобретение умений и навыков в процессе музейной

64 Шляхтина Л.М. Указ. соч. С. 399


коммуникации. Обучение в музее предполагает получение дополнительных, или альтернативных знаний, основанных на знакомстве и изучении подлинных памятников материальной и духовной культуры и осуществляется в форме экскурсий, музейных уроков, занятий в кружке.

Развитие творческих начал — третья, высшая ступень постижения музейной информации. Развитие творчества и раскрытия творческих способностей личности предполагает использование потенциала музея, который сосредоточен в памятниках материальной и духовной культуры. Это направление реализуется в форме студии, творческой лаборатории, фестиваля, исторической игры, когда создаются особые возможности для вхождения в историю и культуру прошлого.

Общение — установление взаимных деловых или дружеских
контактов на основе общих интересов, связанных с тематикой музея.
Музей предоставляет широкие возможности как для общения с музейной
информацией, так и для неформального межличностного общения. Оно
может быть организовано в форме клуба, встречи или в иной
нетрадиционной форме. ■>•■ ■

Отдых — организация свободного времени в условиях музейной среды. Эти формы досуга рассчитаны как на разновозрастную аудиторию (карнавал, День открытых дверей, музейный праздник и т. д.), так и для определенных категорий посетителей (игровая комната для дошкольников, выпускной бал в музее, вечера для людей пожилого возраста и пр.).

В последнее десятилетие в деятельности историко-этнографического музея активно развивается направление, связанное с выявлением обратной связи в процессе взаимодействия музея с посетителем. Однако его слабой стороной пока является то, что при определении целей и задач педагогического воздействия не учитываются психологические, национальные, конфессиональные особенности


аудитории. Изучение же результатов и эффективности музейно-педагогических программ должно осуществляться, по нашему мнению, с подключением психологов и социологов.

Несмотря на те или иные недостатки в образовательной деятельности, в целом, этнографические музеи, расширяя кругозор, несомненно способствуют аккультурации посетителей, т.е. развитию понимания и оценки представленных в них национальных (в том числе инонациональных) культур. Посетители не просто получают разнообразную информацию, но могут удостовериться в ней с помощью музейных предметов, которые представляют собой социокультурные реалии, прошедшие ценностно-познавательный анализ и являющиеся подлинными свидетельствами исторического прошлого или настоящего национальной и мировой культуры.

В качестве перспективного направления во взаимодействии с аудиторией историко-этнографическим музеям важно отработать механизм «управления» деятельностью. посетителя в музейном пространстве. С нашей точки зрения, данный механизм включает в себя, во-первых, создание педагогически осмысленных интерактивных музейных зон, в которых управление деятельностью посетителя изначально и целенаправленно заложено в концепцию их научного и архитектурно-художественного решения; во-вторых, разработку и издание специальных, в том числе детских путеводителей, которые при формальном отсутствии музейного педагога предоставляют посетителям больше свободы и самостоятельности, одновременно активизируя логическое и чувственное восприятие и развивая их познавательные и творческие способности.; в-третьих, использование новых педагогических технологий, которые позволяют в традиционные формы работы с музейной аудиторией вдохнуть новую жизнь благодаря


широкому спектру методов и приемов (игровых, театрализованных, анимационных и др.).

Современным подходом в культурно-образовательной деятельности историко-этнографического музея выступает активное развитие музейной педагогики, отрасли музееведения, имеющей тенденцию к оформлению в научную дисциплину на стыке музееведения, педагогики и психологии. Музейная педагогика понимается в данном исследовании как методология и методика образовательной деятельности музея . Она позволяет не только учитывать образовательные возможности самого музея, но и «педагогически» воздействовать на посетителей, благодаря уникальным свойствам музейной среды и музейного предмета. Музейная педагогика, как считает Л.М. Шляхтина, -полноправный участник создания педагогически осмысленных «текстов» - экспозиций, временных дидактических выставок, специальных интерактивных пространств. Образовательная деятельность музея сегодня невозможна без разработки специальных адресных программ с четкой формулировкой целей и задач, с определением эффективности их воздействия на различные группы музейной аудитории. В Санкт-Петербурге, а также в музеях России внедряются долговременные музейно-педагогические программы, комплексные проекты временных и стационарных выставок, учитывающие интересы и потребности посетителей, такие как «Парад народов» и «Мы живем на одной земле» Российского Этнографического музея, «Наедине с собой» и «Круг» Тольяттинского Краеведческого музея, «Я и другой» Детского Открытого Музея, «Встреча культур» Государственного историко-архитектурного и этнографического музея-заповедника "Кижи" и другие.

0 Ваислова Е.Г., Юхневич М.Ю., Чумалова Т.П. Указ. Соч.


В рамках данной работы мы лишь вскользь коснемся музейно-педагогического аспекта, поскольку детальный анализ не входит в задачи настоящего исследования.

В российском музееведении термин «музейная педагогика», утвердившийся в конце 80-х годов, обозначил .как практическую культурно-образовательную деятельность музеев, так и новую научную дисциплину.

Выделение музейной педагогики в относительно самостоятельную научную дисциплину было продиктовано необходимостью теоретического осмысления образовательной деятельности музеев и повышения ее качественного уровня, в частности, на основе достижений смежных наук . В основе становления музейной педагогики как научной дисциплины лежали идеи гуманизации и гуманитаризации образования через обращение к мировой культуре, истории, духовным ценностям. Наибольшее развитие эти идеи получили в трудах А.В. Бакушинского, Н.Д. Бартрама, А.У. Зеленко, Н.Ф. Федорова, Ф.И. Шмита67.

Предметом изучения новой научной дисциплины явилось исследование принципов и методов работы музея со своей аудиторией, а ее главным объектом стали культурно-образовательные аспекты музейной коммуникации, означающие особый подход к разнообразным диалоговым процессам, происходящим в музее. Таким образом, музейная педагогика по объекту в значительной степени совпадает с теорией музейной коммуникации, а по методу- с педагогикой и с психологией. В силу своего междисциплинарного характера музейная педагогика как научная дисциплина, прежде всего, оперирует категориями музееведения и психолого-педагогических дисциплин — такими как «музейная

06 Разгон A.M. Указ. Соч.

67 Ьакушинский А.В. Указ. Соч.; Бартрам Н.Д. Указ. Соч.; Зеленко А.У. Указ. Соч.;

Шмит Ф.И. Указ. Соч.


культура», «музейная коммуникация», «воспитание», «музейное образование» и др68.

Современная музейная педагогика направлена в первую очередь на решение задач активизации творческих способностей личности и развивается в русле проблем музейной коммуникации. С этой целью разрабатываются разнообразные методики работы с посетителями, которые изменяют их роль и позиции в музейно-педагогическом процессе. Основное внимание музейной педагогики, несмотря на утверждение идей дифференцированного подхода к различным категориям посетителей, по-прежнему сосредоточено на детской и подростковой аудитории. Ведущей же тенденцией музейной педагогики становится в этой связи создание многоступенчатой системы музейного образования.

Современное музейное образование включает в себя самые разнообразные формы, среди которых можно выделить 10 основных: экскурсия, лекция, консультация, научные чтения, кружки, различные вечера и концерты, встречи, праздники, исторические игры; конкурсы и викторины. Эти формы характеризуются также большой вариативностью: традиционные и новые; динамичные и статичные; индивидуальные и групповые; разовые и цикловые и т. д. Совокупность различных форм, объединенных общей темой и подчиненных единой педагогической цели, является основой музейно — педагогической программы.

Как уже отмечалось, в настоящее время культурно-образовательная деятельность является одним из ведущих направлений работы историко-этнографических музеев: разрабатываются адресные программы, ориентированные на разновозрастную аудиторию, создаются отделы

Бутиков Г.П. Указ. соч.


образования, организовываются детские центры, экспозиции, выставки для семей с детьми.

В основе исследований историко-этнографических музеев в этой области можно выделить следующие аспекты:

1) изучение истории музейно- педагогической мысли и культурно-образовательной деятельности музеев;

2) исследование эффективности музейной коммуникации; задача исследований в этом направлении заключается в преодолении существующей диспропорции между усилиями добиться того или иного эффекта и реальными результатами его воздействия на человека;

3) изучение музейной аудитории; подобные исследования помогают сформировать четкое представление о том, к кому обращается музей, каковы особенности, ожидания, интересы тех людей, которые приходят в музей или игнорируют его;

4) создание и апробация новых методик и программ для различных категорий посетителей; это направление имеет наибольшее практическое значение и развивается с учетом знания о реальной или потенциальной аудиториях музея;

5) установление оптимальных форм взаимодействия с партнерами по культурно- образовательной деятельности; центральным здесь является вопрос о взаимодействии со школами, учреждениями дополнительного образования, психолого-педагогическими центрами.

Подводя итог, необходимо отметить, что, несмотря на интенсивное развитие новых направлений и форм в деятельности историко-этнографических музеев, оно происходит во многом стихийно, без осознания глубинной связи между их разноплановыми проявлениями. Этнографическому музееведению сегодня явно не хватает понимания


общих закономерностей изменений музейных потребностей и глубины осмысления новой роли музеев в обществе и культуре.


Глава 2. Роль историко-этнографических музеев в решении проблем социокультурной адаптации подрастающего поколения

2.1 Социокульурная адаптация молодёжи в современном обществе. Анализ проблемы

Познание своего жизненного пространства, его социокультурной специфики, осознание процессов, происходящих в непосредственной близости, позволяет каждому человеку чувствовать себя личностью, активно и продуктивно взаимодействовать с окружающим его миром; чувствовать себя комфортно, уверенно в нем; понимать его проблемы и видеть возможные пути решения этих проблем; востребовать его культурный потенциал - понимание этого легло в основу целей и задач музейно-педагогических программ и проектов, посвященных проблемам социальной адаптации детей и подростков, разрабатываемых сегодня многими историко-этнографическими музеями в разных странах.

Социальная адаптация подрастающего поколения, являющаяся частью социокультурных проблем общества, самым непосредственным образом связана с предметной областью музейной этнографии. Социализация детей и подростков, культурная идентификация, социальная справедливость, проблемы взаимопонимания между молодежной и «взрослой» средой, эгоизм и жестокость, детские страхи -эти и другие проблемы определяют темы отечественных и зарубежных исследований в области этнографии, этнопсихологии, этноархеологии, этносоциологии.

Сегодня, в условиях общекультурного кризиса, специалистами и музейными педагогами историко-этнографических музеев осознается крайняя важность воспитания культурной личности, обладающей устойчивой системой ценностных ориентации, способной сознательно


строить свои отношения к природе, обществу и самому себе, способной к творческой самореализации во всех сферах.

Здесь представляется необходимым рассмотреть подробно проблему и сущность понятия «социализация».

Под социализацией, или социальной (социокультурной) адаптацией понимается процесс становления личности, обучения и освоения индивидом социокультурного опыта - ценностей, социальных норм, установок, образцов поведения, обычаев, культурной традиции, верований, присущих данному обществу, социальной общности, группе6 . В американской антропологии существуют альтернативные термины, введенные в оборот К. Клакхоном и М. Херсковицем, -«культурализация» и «инкультурация»70.

Социализация, или социальная адаптация, понимается как такой социальный процесс, в котором и личность, и социальная среда, являются адаптивно-адаптирующими системами, то есть оказывают активное воздействие друг на друга71. Непосредственно процесс социализации начинается с установления личностью или группой того факта, что усвоенные в предыдущей социальной деятельности поведенческие образцы не способствуют достижению успеха, и необходимо перестраивать свое поведение в соответствии с требованиями новой социально среды. В ходе этой перестройки, как отмечает Т. Парсонс, личность выступает как активное начало, она и

усваивает и изменяет социальную среду .

По Т. Парсонсону, адаптация - процесс, а адаптированность -результат. Он выделяет четыре степени адаптированности личности в новой социальной среде:

69 Parsons Т. The social system. N.Y. 1951

7,1 Parsons Т. Explorations in general theory in social science. N.Y. 1976

71 Parsons T. The social system. Указ. соч.

72 Parsons Т. Там же.


1) начальная стадия - когда индивид знает, как вести себя в новой социальной среде, но в своем сознании не признает ценностей новой среды, более того, отвергает их, придерживаясь прежних ценностей;

2) стадия терпимости - индивид и новая среда проявляют взаимную терпимость к системам ценностей и образцам поведения друг друга;

3) аккомодация - признание и принятие индивидом основных ценностей новой среды при одновременном признании некоторых ценностей индивида его новой средой;

4) ассимиляция - полное совпадение систем ценностей индивида и среды.


Сейчас читают про: