double arrow

ЭТИКО-СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ


1.Общение как социально-психологический механизм взаимодействия между людьми.

2. Речевая деятельность. Виды речевой деятельности.

3. Вербальная и невербальная коммуникация.

4. Этикет. Речевой этикет.

1. Язык – это важнейшее средство человеческого общения.

Общение дает возможность человеку раскрыть свои чувства, переживания, рассказать о радостях и горестях. Без общения невозможно формирование личности человека, развитие интеллекта.

Каковы же условия общения?

1. Разговор состоится, если в нем участвуют не менее двух человек: адресант (отправитель, субъект) и адресат (получатель).

2. В их сознании должен возникнуть предмет разговора, тема для обсуждения.

3. Необходимо знание языка, на котором общаются.

Адресат (получатель)
Адресант (отправитель, субъект)
Сообщение: – Тема – Цель – Содержание – Форма

Умение общаться в кругу семьи – хорошая опора в деловом общении, а навыки делового общения помогают решать семейные проблемы.

Чтобы разговор был эффективным, необходимо обоюдное желание вести разговор и удачно выбрать тему. Необходимо, чтобы тема представлялась актуальной и интересной для собеседников, необходимо хорошо знать нравы, обычаи, особенности людей, с которыми приходится общаться, а также соблюдать постулаты общения.




Постулаты общения – это закономерности общения, которыми бессознательно руководствуются все говорящие, независимо от языка общения. Обычно в качестве таких постулатов приводят так называемые «постулаты общения Грайса». Общий принцип общения: «Добивайся взаимопонимания с собеседником».

Этот принцип конкретизируется в постулатах:

1) постулат информативности («сообщай что-то новое»);

2) постулат ясности («говори ясно, избегай неоднозначности»);

3) постулат связности («не отклоняйся, не теряй нить»);

4) постулат истинности или искренности («говори правду, говори искренно»).

Н.Д. Арутюнова добавила к постулатам Грайса еще постулат вежливости.

Постулат информативности заключается в том, чтобы высказывание было достаточно информативным, не содержало лишней информации. Соблюдение этого постулата подразумевает учет информативной важности описываемого и отдельных его частей.

Постулат ясности исключает из речи намеки, иносказания.

Постулат связности считается обязательным прежде всего в монологической речи, в диалогах он также должен соблюдаться.

Постулат вежливости предусматривает уместное использование этикетных речевых средств.

Нарушение постулатов общения часто приводит к коммуникативной неудаче. Преднамеренное нарушение постулатов общения служит одним из средств создания комического, на этих нарушениях часто строятся анекдоты, речевые игры.



2. В тот момент, когда какой-нибудь человек использует язык для общения с другими людьми, можно сказать, что он занят речевой деятельностью.

Под речевой деятельностью понимается ситуация, когда для общения с другими людьми человек использует язык.

Существует несколько видов речевой деятельности:

говорение – использование языка для того, чтобы что-то сообщить;

слушание – восприятие содержания звучащей речи;

письмо – фиксация содержания речи на бумаге;

чтение – восприятие зафиксированной на бумаге информации.

Изучение речевой деятельности в отечественной лингвистике привело к созданию в 70-е годы ХХ века теории речевой коммуникации. На место акта речи она поставила более широкое понятие акта коммуникации, учитывающее как достижения психологии, так и теории информации.

3. Общение, будучи сложным социально-психологическим процессом взаимопонимания между собеседниками, осуществляется по двум каналам.

Это каналы получили название:

-речевой (вербальный - от латинского слова «устный, словесный»),

-неречевой (невербальный), о котором мы мало что знали. Это язык жестов, мимики и телодвижений человека – «боди лэнгвидж».



В структуру речевого общения входят:

1. Значение и смысл слов, фраз («Разум человека проявляется в ясности его речи». Диоген). Важно точно употреблять слова, чтобы это было выразительно и доступно, правильно строить фразы, правильно произносить звуки.

2. Речевые звуковые явления: темп речи (быстрый, средний, замедленный),

Ø модуляция высоты голоса (плавная, резкая),

Ø тональность голоса (высокая, низкая),

Ø ритм (равномерный, прерывистый),

Ø тембр (раскатистый, хриплый, скрипучий),

Ø интонация,

Ø дикция.

Наиболее привлекательной в общении считается плавная, спокойная, размеренная речь.

3. Выразительные качества голоса: характерные специфические звуки, возникающие при общении: смех, хмыканье, плач, шепот, вздохи и др.

Особенность невербальных средств состоит в том, что их проявление обусловлено импульсами нашего подсознания.

Знание этих средств может с успехом применяться в профессиональной сфере, в сфере личных отношений и т.д.

Невербальные средства общения изучаются следующими науками:

1. Кинестика изучает внешние проявления человеческих чувств и эмоций; мимика изучает движение мышц лица, жестика исследует жестовые движения отдельных частей тела, пантомимика изучает моторику всего тела: позы, осанку, поклоны, походку.

2. Такесика изучает прикосновения в ситуации общения: рукопожатия, поцелуи, дотрагивание, поглаживание, отталкивание…

3. Проксимика исследует положение людей в процессе коммуникации. Американский антрополог Эдуард Холл был одним из родоначальников в области изучения пространственных потребностей человека. Его исследования привели к пониманию наших взаимоотношений с другими человеческими существами.

Можно выделить следующие зоны дистанции при коммуникации:

-интимная зона (15-45 см.), в эту зону допускаются лишь близкие, хорошо знакомые люди, для этой зоны характерны доверительность, негромкий голос в общении, прикосновения;

-личная или персональная зона (45см-1,20м.) для обыденной беседы с друзьями и коллегами, предполагает только визуально-зрительный контакт между собеседниками;

-социальная зона (1,2-4м.) обычно соблюдается во время официальных встреч в кабинетах, преподавательских и других служебных помещениях, если, как правило, собеседники не очень хорошо знакомы;

-публичная зона или общественная зона (свыше 4м.) подразумевает общение с большой группой людей - в лекционной аудитории, на митинге…







Сейчас читают про: