Мимика и жестикуляция

Мимика

Мимика - движение мышц лица, отражающее внутреннее эмоциональное состояние, способна дать истинную информацию о том, что переживает человек. Мимические выражения несут более 70% информации, т.е. взгляд, лицо человека способны сказать больше, чем произнесенные слова.

По своей специфике взгляд может быть:

деловой, когда он фиксируется в районе лба собеседника, это предполагает создание серьезной атмосферы делового партнерства;

светский, когда взгляд опускается ниже уровня глаз собеседника (до уровня губ), это способствует созданию атмосферы светского непринужденного общения;

интимный, когда взгляд направлен не в глаза собеседника, а ниже лица - до уровня груди. Специалисты утверждают, что такой взгляд говорит о большей заинтересованности друг другом во время общения; взгляд искоса говорит о критическом или подозрительном отношении к собеседнику.

Чтобы ваша мимика была выразительной, систематически произносите перед зеркалом несколько разнообразных по эмоциональности фраз. Следите, как изменяется мимика и передает ли она соответствующую эмоцию.

Знаменитый оратор древности Демосфен на вопрос, что такое хороший оратор, отвечал «Жесты, жесты, жесты!».

Языку учат с детства, а жесты усваиваются естественным путем, и хотя никто предварительно не объясняет, не расшифровывает их значение, говорящие правильно понимают и используют их. Вероятно, объясняется это тем, что жест используется чаще всего не сам по себе, а сопровождает слово, служит для него своеобразным подспорьем, а иногда уточняет его.

Содержание жестов у разных народов различно.

Например, русские в знак согласия покачивают головой вперед-назад, а болгары влево-вправо. В Австралии, Новой Зеландии, Великобритании «V» служит знаком победы. Но если повернуть ладонь к себе, жест приобретает оскорбительный характер (А иди ты подальше!). Жители Европы воспринимают этот жест как знак победы независимо от того, куда обращена ладонь. Если англичанин сделает оскорбительный жест, то европеец не поймет, о какой победе идет речь. И еще «V» означает во многих странах цифру 2. Возможна ситуация: недовольный обслуживанием англичанин «V» с повернутой ладонью к себе – знак оскорбительный, а бармен в ответ наливает две кружки пива.

Слишком частые, однообразные, суетливые, резкие движения рук неприятны, приедаются, надоедают и раздражают. Жест уточняет мысль, оживляет ее, в сочетании со словами усиливает ее эмоциональное звучание, способствует лучшему восприятию речи.

Основная функция жеста – зрительно способствовать лучшему восприятию речи.

Не все жесты производят благоприятное впечатление. Действительно, плохо, если говорящий дергает себя за ухо, потирает кончик носа, поправляет галстук, вертит пуговицу, то есть повторяет какие-то механические, не связанные смыслом слов движения. Механические жесты отвлекают внимание слушателей от содержания речи, мешают ее восприятию. Нередко они бывают результатом волнения говорящего, свидетельствуют о его неуверенности в себе.

Принято выделять следующие виды жестов:

Ø ритмические жесты;

Ø эмоциональные жесты;

Ø указательные жесты;

Ø изобразительные жесты;

Ø подражательные жесты;

Ø символические жесты.

4. Этикет (от фр. ярлык, этикетка).

Термин «этикет» был введен французским королем Людовиком XIV, и им же процедура церемоний была доведена до совершенства. Позднее этикет «вышел из королевских покоев», став частью жизни всех слоев общества. Этикет — понятие консервативное, историческое. Некоторые его моменты принимаются людьми просто как данность, как нечто неоспоримое и обязательное.

Первые попытки сформулировать правила поведения на Руси сделаны в «Домострое», однако кодекс официального поведения появился в России при Петре I. В 1717г. по его распоряжению была издана переводная книга «Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению», в которой содержались правила поведения дома и в обществе. А в 1720 и 1722 гг. появились две книги, заложившие основы современного служебного этикета: в 1720 г. — «Генеральный регламент», бывший, по сути, этикетом государственной гражданской службы, а в 1722 - «Табель о рангах», положивший начало строгой системе чинов, званий, титулов и пр., употребление которых было обязательным (практически без изменений) вплоть до 1917 г. В 1889 г. в Санкт Петербурге была опубликована книга «Правила светской жизни и этикета. Хороший тон», получившая особую популярность, не смотря на наличие уже довольно большого количества литературы, посвященной правилам поведения в обществе, и не утратившая своей актуальности во многом и по сей день.

Итак, что же такое культура поведения? Это поведение человека в соответствии с теми нормами и правилами, которые выработало и которых придерживается данное общество. Это определенные манеры, принятые способы обращения и общения с окружающими, умение правильно вести себя в различных ситуациях.

К нормам культуры поведения относятся:

вежливость — доброжелательность в процессе взаимоотношений с другими людьми;

корректность — умение держать себя в рамках общепринятых приличий в любых ситуациях;

тактичность — чувство меры, которое необходимо соблюдать в разговоре, личных и служебных отношениях; умение «чувствовать границу», после которой наши слова и действия могут вызвать обиду у окружающих. Такт — это внутреннее чутье, позволяющее безошибочно чувствовать реакцию другого человека;

деликатность — умение определять и учитывать индивидуальные особенности людей, но проявлять большее внимание к конкретному человеку;

скромность — отсутствие позерства, умение во всех ситуациях оставаться самим собой и не играть не свойственной себе роли;

простота — отнюдь не отказ от общепринятых норм этикета, фамильярность, а общение, при котором люди не задумываются, кто расположен «выше», а кто «ниже» на социальной лестнице;

обязательность — умение выполнять свои обещания, что свидетельствует не только о честности, но и о надежности человека.

Безусловно, культура речевого поведения формируется у человека в комплексе с перечисленными нормами.

Речевой этикет — это нормы речевого поведения, принятые в данном обществе; это национально специфичные правила речевого поведения.

Речевой этикет вербально обслуживает этикет поведения и составляет систему устойчивых формул общения. Существует более 40 выражений приветствия, множество, форм прощания и прочих моделей для различных ситуаций. Выбор той или иной формы зависит от конкретной коммуникативной ситуации, причем здесь учитываются все экстралингвистические (или прагматические, т.е. неязыковые) факторы: адресант (тот, кто говорит или пишет), адресат (кому адресована речь), ситуация общения (где и когда происходит общение), канал общения (непосредственное или опосредованное) форма общения (устная или письменная), наличие других участников общения (личное общение или публичное выступление) и т.д

Признаки ситуации ученые-лингвисты сводят к формуле «кто - кому - о чем — где — когда — почему — зачем».

Практически любое общение, кроме писем и телефонных разговоров, начинается до того, как человек произносит первые слова. Именно поэтому важно знать, учитывать и умело использовать коммуникативные нормы речевого поведения. У каждого народа выработались свои традиции, ритуалы и нормы речевого поведения. Известно, что итальянцы сильно жестикулируют, громко говорят, англичане, напротив, отличаются сдержанностью в проявлении своих чувств, американцы часто улыбаются, совершенно не переносят тесноты, обожают свободные позы, японцы не смотрят в глаза собеседнику, так как это считается у них дерзким, неприличным, никогда не говорят «нет» и так далее.

Особенности русского национального этикета ярче всего проявляется в речевом этикете - в сфере обращений и именовании лиц.

В русском обществе принята трехименная система называния людей: фамилия-имя-отчество. Эта система именования уникальна, она сформировалась еще в средние века под влиянием Византии, но сейчас сохранилась только в русской культуре. Этикет предписывает в официальных документах, а также в устных официальных сообщениях обязательно указывать Ф.И.О. любого гражданина.

К сожалению, это правило часто нарушается в средствах массовой информации. Под влиянием западной культуры, где принято двуименное официальное обозначение (имя и фамилия), наши журналисты активно вводят этот чуждый нам способ именования, разрушая тем самым собственные традиции.

Наиболее уязвима в нашем этикете сфера обращений, и прежде всего потому, что у нас нет единого обращения, как в других странах: мистер - миссис, пап - пани, сеньор - сеньора и т.д.

Слово «товарищ», долгое время бытовавшее как универсальное официальное обращение, утрачивает свою былую нейтральность, оно становится символом определенной эпохи, определенного строя, приобретает социально-политическую окраску и нередко употребляется с негативно-оценочным значением. В связи с этим сфера его употребления резко сузилась. Обращение «товарищ» сохранилось в среде военных, используется в заводских коллективах, в партийных кругах коммунистов.

Попытки сделать единым, универсальным обращение «господа» («госпожа», «господин») пока не увенчались успехом. Если в официально-деловой сфере и в интеллигентской среде обращение «господа» воспринимается совершенно нормально и широко используется, то индивидуальные обращения «господа», «господин» употребляются весьма ограниченно - главным образом в дипломатических кругах, центральном госаппарате, среде бизнесменов, при общении с зарубежными партнерами. К тому же эти обращения употребительны только в сочетании с фамилией или должностью: господин Сергеев, господин директор, госпожа Соловьева.

Есть и лингвистические (языковые) трудности. Например, если женщина занимает какую-то должность, обозначаемую словом мужского рода - директор, декан, профессор, - то при обращении к ней возникают неудобные, непривычные сочетания типа «госпожа директор», «госпожа профессор», «госпожа декан».

В настоящее время в нашем обществе, расслоившемся на богатых, бедных и нищих, вряд ли возможно единое обращение. На данном этапе развития общества вполне оправдано сосуществование нескольких обращений: «господа», «товарищи», «друзья», «коллеги». Каждая социальная группа выбирает свое обращение. Есть уже и официальные обращения, объединяющие всех: «сограждане», «соотечественники», «россияне».

В официальной обстановке к собеседнику нужно всегда обращаться на Вы, независимо от его социального статуса, возраста и ваших личных с ним взаимоотношений (даже если это близкий, хорошо знакомый человек или родственник). Это этикетное правило часто нарушается.

Дружеское (неофициальное) Ты-общение допустимо на рабочем месте только при условии, если нет неотложных дел, необходимости решать официальные вопросы.

Общение на Вы предполагает обращение по имени - отчеству к любому взрослому человеку, достигшему определенного положения, окончившего вуз или техникум (колледж), чаще всего с 22-25 лет. К людям старшего возраста этикет предписывает обращаться по имени-отчеству независимо от их положения.

К подростку или молодому человеку, не имеющему еще своего профессионального статуса, можно обращаться по имени, но на Вы.

Официальная обстановка требует двустороннего Вы-общения в любой социальной и возрастной (за исключением детей) группе. Совершенно недопустимо, как младший (по положению, возрасту) обращается на Вы, а старший к нему на Ты.

Вопросы для самоконтроля:

1. Назовите постулаты общения.

2. Назовите виды речевой деятельности.

3. По каким каналам осуществляется общение? Охарактеризуйте каждый их них.

4. Какие явления следует отнести к нормам культура поведения?

5. Что такое речевой этикет?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: