Архитектурные пейзажи Ф. Алексеева

В.Щуров. О жанровой классификации русских народных песен

ЦИРКОВЫЕ ФОРМЫ

НЕОСНОВНЫЕ ЖАНРЫ

VIII. ФОКУСЫ

VII. АТЛЕТИКА

VI. ЭКВИЛИБРИСТИКА

V. ДРЕССИРОВКА

IV. ЖОНГЛИРОВАНИЕ

III. ГИМНАСТИКА

II. КЛОУНАДА


33. Буффонадная

34. Сатирическая

35. Музыкальная

36. Музыкальная эксцентрика

37. Клоуны-дрессировщики

38. Коверные



39. Партерная

40. На турниках

41. На кольцах

42. Силовые кольца

43. Швунговые кольца

44. Полет

45. Воздушная

46. На трапеции

47. Двойная трапеция

48. Групповая трапеция

49. Швунговая трапеция

50. На корд де волане

51. На вертикальном канате

52. На турнике

53. На рамке

54. На бамбуке

55. Полет

56. Одинарный полет

57. Групповой полет

58. Перекрестный полет



59. Антипод

60. На лошади

61. Групповое

62. Сольное



63. Конная группа

64. Высшая школа верховой

65. Кабриолет

66. Тандем

67. Свободная дрессировка

68. Аппортировка

69. Групповая дрессировка

70. Мелкие животные

71. Крупные животные

72. Хищные животные

73. Птицы



74. Партерная

75. Ручной эквилибр

76. С першами и лестницами

77. На переходной лестнице

78. На вольностоящих лестницах

79. На канате

80. На шпрунг-канате

81. На проволоке

82. На тугой проволоке

83. На свободновисящей проволоке

84. На шарах

85. На катушках

86. Велофигуристы

87. Воздушная

88. На штейн-трапе

89. На канате



90. Силовые жонглеры

91. Атлеты



92. Иллюзия

93. Манипуляция


ЧТО ТАКОЕ ЦИРКОВОЙ ЖАНР


1. ВЕНТРОЛОГИЯ

2. ИМИТАТОРЫ

3. МНЕМОТЕХНИКА

4. ЖИВАЯ СЧЕТНАЯ МАШИНА

5. РОЛИКОБЕЖЦЫ

6. ТАРЕЛКИ, ДЬЯБОЛО, ЛАССО, ОБРУЧИ

7. СТРЕЛКИ



1. ПАНТОМИМА

2. АППАРАТУРНЫЕ АТРАКЦИОНЫ

3. ВОСТОЧНЫЕ ИГРЫ

4. ЦИРК НА ВОДЕ И ЦИРК НА ЛЬДУ


https://ruscircus.ru/ganr

Понятие «жанр» (от франц. «род», «вид») — разновидность произведений музыкального фольклора, обладающих существенными сходными чертами структуры и художественной образности в связи со сходным бытовым назначением.

Достаточно назвать жанр — и в нашем представлении возникает образ песни. И наоборот, изучив жанровые признаки, мы обычно можем сразу определить жанр незнакомой песни. Ошибки в понимании жанровой природы песни приводят к искажению ее смысла. Например, нельзя без знаний жанровых особенностей правильно понять многие тексты подблюдных или свадебных песен. Понимание жанровых особенностей позволяет отличить сходные по напевам погребальные плачи от свадебных: погребальный более неподдельный, плач невесты — более условный. Эмоциональность в хороводной песне отличается от эмоциональности протяжной.

Жанровая классификация помогает оценить все богатство нашего музыкального фольклора. Кроме того, она важна как средство ориентации для композиторов, ищущих основу для своей музыки.

Жанровая классификация — дело непростое. Прежде всего потому, что песня — это явление не только музыкальное. Важная роль принадлежит тексту, а в хороводных и плясовых — хореографии. Обрядовый фольклор связан с ритуалом. При определении жанра надо выбрать главный признак. Так, хороводная плясовая песня может быть с печальным текстом, но вполне веселая по движению и напеву (песни о грозном муже, о проводах милого в рекруты). А песни о похоронах Костромы (в игре «Кострома») не должны восприниматься как погребальные плачи. Это — песни народного театра, соответствующие характеру действа.

Народные песни и наигрыши можно разделить на роды, внутри родов — на виды, внутри видов — на разновидности.

Наиболее значительны признаки, определяющие тип художественной образности. В соответствии с ними все фольклорное наследие делится на эпос, лирику и драму.

К эпосу принадлежат песни повествовательного характера. К лирике — песни, выражающие личные чувства и переживания. К драме — песни, сопровождающиеся действием (обрядовым, танцевальным, трудовым).

Эпос включает в себя былину, балладу, духовный стих.

Лирика лучше всего представлена протяжной песней.

Драма в наиболее полной мере воплощена в свадебной обряде.

Второй по значимости признак — прикладная функция или форма бытования.

Например, колыбельные имеют определенную прикладную функцию, благодаря которой и получили свое название. Именно эта функция и определяет музыкальный и поэтический характер.

Целая группа песен, часто вовсе не имеющих логически оформленного текстового смысла и построенных на повторе возгласов «Раз еще» или заимствующих фрагменты хороводных и лирических текстов, называется трудовыми артельными (на основании их прикладной функции).

Различные по характеру песни — лирические, шуточные, повествовательные — могут быть объединены одним жанровым признаком, если относятся к одному обряду. В этом случае и печаль, и насмешка в большой мере условна (невеста, выходящая замуж по любви, плачет достаточно формально, а дружку ругают не всерьез). Вне обряда исполнение обрядовых песен кажется исполнителям противоестественным.

Среди песен, не связанных прямо с действием или обрядом, есть такие, которые поются не просто по настроению певца, но при определенных обстоятельствах. Например, среди лирических протяжных есть такие, которые обычно поют по дороге на покос или с покоса. Это в некоторой степени влияет на манеру их исполнения. Ряд песен принято петь «на беседе» (за столом). По дороге с беседы поют «улишные» песни.

Только песни, исполняемые в любое время по желанию певца, можно назвать собственно лирическими.

Песни, обладающие общей бытовой функцией или сходные прикладным значением, относятся к одному ВИДУ.

Важное место в определении жанра занимают средства исполнения.

Например, на Севере былины поются сольно, а на Дону — хором. В классификации эти разновидности образуют разные подгруппы.

Существуют принципиально сольные и хоровые жанры. Колыбельная — принципиально сольный жанр, а хороводная — хоровой.

Есть «женская лирика», есть «мужская лирика». Так же различаются частушки и страдания.

Целый ряд песен, который составляет подгруппу «детский фольклор» — детьми исполняются некоторые колядки, считалки, игровые песни.

Средства исполнения придают произведениям фольклора особый характер. Например, женскую песню можно отличить от мужской не только по тексту (иногда вовсе не по тексту), но по стилю напева. Мужские песни отличаются более угловатой и волевой мелодикой.

Напевы детских песен просты, незамысловаты.

Особую жанровую подгруппу составляет инструментальный фольклор. Он объединяет произведения, принадлежащие к разным видам и даже родам. Сюда попадают и пастушеские наигрыши, и плясовые мелодии, и напевы лирических песен. Инструментальные произведения бывают сольные и ансамблевые. Однако, лирические песни, исполняемые инструментальным ансамблем (хором владимирских рожечников), относят не к лирике, а к драме на том основании, что инструменты обычно сопровождают какое-то действие или пляску.

Итак, средства исполнения являются очень важным фактором жанровой классификации.

Следующий признак, уточняющий жанровую принадлежность — время создания и среда, в которой родилось фольклорное явление. Так, есть крестьянская и городская песенность.

Особыми стилевыми чертами отличаются песни разных социальных групп: ямщицкие, бурлацкие, солдатские, казачьи песни.

Досадную популярность приобрели так называемые «жестокие романсы», созданные на рубеже 20 века в мещанской среде. Часто лишены художественных достоинств песни, созданные в тюремной среде. Но есть прекрасные образцы среди песен каторги и ссылки.

Самостоятельное по жанровым признакам явление представляют собой песни, созданные в 20 веке — в годы Великой отечественной войны, в колхозной среде, в среде студенчества.

Важные детали могут быть связаны с особенностями текста. Так, на один напев пелись былина, скоморошина, небылица.

Среди крестьянских, казачьих и солдатских песен некоторые могут быть определены как исторические.

Среди свадебных песен выделяются величальные и корительные. Плачи бывают похоронные, свадебные, рекрутские.

ВНИМАНИЕ. Наряду с бесспорными жанровыми признаками, существуют признаки противоречивые, заставляющие рассматривать один образец как относящийся одновременно к разным жанрам.

Фольклорист не должен забывать о том, что со временем песня может утратить или изменить первоначальную бытовую приуроченность. Место свадебных часто занимают лирические песни, место календарных — хороводные. Поэтому при классификации важно определить первоначальную, а потом уже позднейшую функцию.

Очень важно прислушиваться к народному определению жанра. Но строить на нем классификацию нельзя.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: