double arrow

Самостоятельные работы


Контрольные работы по текстам

Дополнительная литература

Основная литература

Учебная и справочная литература

Гиль О. Л. Зарубежная литература ХХ века; учебно-методическое пособие. М., 2011.

Зарубежная литература XX века: Учеб. пособие / Под ред. В. М. Толмачева. М., 2003.

Зарубежная литература конца XIX–начала XXвека :В 2т.Учебное пособие. Под ред.В. М. Толмачева. М., 2008.

Зарубежная литература ХХ века: Учеб. / Под ред. Л. Г. Андреева. М., 2001.

Ковалевская Т. В., Вагизова Ф. А., Семенюк Е. В. История, литература и культура Великобритании. М., 2012.

Сурова О. Ю. Человек в модернистской культуре // Зарубежная литература второго тысячелетия. 1000–2000: Учеб. пособие / Под ред. Л. Г. Андреева. М., 2001.

Шервашидзе В. В. Западноевропейская литература ХХ века: учебное пособие. М., 2010.

Яценко В. М. История зарубежной литературы второй половины ХХ века: учебник. М., 2012.

Американская литература в русской критике: Библиогр. указ. [1986–1990]. М., 1992.

Анастасьев Н. Зазеркалье. Книга об Америке и ее литературе. М. 2011 г.

Грякалова Н. Человек модерна: Биография – рефлексия – письмо. М., 2008.

Дудова Л. В., Михальская Н. П., Трыков В. П. Модернизм в зарубежной литературе. Учеб. пособие. М., 1998.

Зарубежная литература ХХ века: практические занятия / Уч. пособие: Под ред. И. В. Кабановой. М., 2009.

История всемирной литературы : в 9 т. М., 1994. – Т. 8.

Ковалевская Т. В. Человек героический в английской литературе. М., 2012.

Леонова Е. А. Немецкая литература XX века: Германия, Австрия : учебное пособие. М., 2010.

Литературная энциклопедия терминов и понятий. М., 2001.

Лошакова Т. В., Лошаков А. Г. Зарубежная литература ХХ века (1940–1990-е годы): практикум; учебное пособие. М., 2010.

Луков В. А. История литературы: Зарубежная литература от истоков до наших дней: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М., 2003.

Основные произведения иностранной художественной литературы. Европа, Австралия, Америка: Лит.-биогр. справочник. М.; СПБ, 1997.

Руднев В. П. Словарь культуры ХХ века. М., 1997.

Теория литературы: Учеб. пособие: В 2 т. / Под ред. Н. Д. Тамарченко. – Т. 2: Бройтман С. Н. Историческая поэтика. М., 2004.

Турышева О. Н. Теория и методология зарубежного литературоведения: учебное пособие. М., 2012.

Энциклопедический словарь английской литературы XX века. М., 2005.

Литературу по вопросам самостоятельных работ можно найти по адресу http://zlxx.livejournal.com/

Специфика историко-литературного курса состоит в том, что условием выполнения его программы является прочтение довольно большого количества произведений. Проверка знания произведений осуществляется в форме контрольных работ (КРТ). В КРТ вопросы могут формулироваться в закрытой и открытой форме. Задание может состоять в том, чтобы по фрагменту опознать произведение, правильно определить время и место действия, перечислить главных героев и т.д. Первая контрольная работа будет проведена 4 – 10 ноября. На нее выносятся произведения, включенные в первую половину списка (до Осборна включительно). Вторая КРТ будет проведена 16 – 22 декабря.

Выполнение самостоятельной работы (СР) не является обязательным. СР включает три вопроса различного характера. Это могут быть 1) общие вопросы по основным категориям и концептам литературы ХХ века; 2) вопросы на установление соотношения между основными категориями и концептами литературы ХХ века и конкретными произведениями; 3) вопросы по творчеству определенного автора, предполагающие характеристику его стиля, мотивов его творчества и т.п.; 4) вопросы по отдельным произведениям, предполагающие общий анализ их поэтики или соотношения с культурно-историческим и идеологическим фоном. Можно ответить на все три вопроса, можно на два, на один, можно вовсе не отвечать. Каждый ответ оценивается отдельно.

При выполнении СР должны соблюдаться определенные требования.

Ответы, в которых будут выявлены не взятые в кавычки цитаты, проверяться не будут, так как такие ответы не являются самостоятельными.

Работа должна быть вычитана. Невычитанные работы не рассматриваются.

Ответ на каждый вопрос не должен превышать одной страницы (А4, кегль 12, 1,5 интервала, не более 3000 знаков с пробелами). Ответы, значительно превышающие объем, проверяться не будут.

В каждом ответе должны быть цитаты не менее чем из двух источников. Цитаты должны быть в кавычках, источник цитаты должен быть указан (автор, название, год издания, страница). Если цитируются материалы, размещенные в сети Интернет, должны быть указаны автор, название работы, электронный адрес. Цитировать тексты, автор которых не указан, нельзя.

Ответ не должен состоять только из цитат.

Ответ должен быть связным.

Перед началом работы студент должен удостовериться, что правильно понимает все слова, входящие в название темы. Определения терминов можно найти в лекциях, литературоведческих словарях (рекомендуется «Литературная энциклопедия терминов и понятий»). При этом определение термина не нужно включать в работу. Необходимым условием выполнения задания является чтение тех произведений, которые упомянуты в задании или знакомство с которыми предполагается его формулировкой.

В ответе не должно быть ничего лишнего. Не надо писать о том, когда писатель родился, где он жил, какие произведения написал, как о нем отзывалась критика, если это не предусмотрено формулировкой темы.

Срок представления СР – 9–15 декабря.

Творческие работы (только для студентов очного отделения)

Выполнение творческой работы (ТР) также не является обязательным. Объем ТР – 4–6 страниц.

Тему нужно выбрать самостоятельно. Вопросы можно задать на консультации; на консультации возможно также изменение формулировки темы. Творческая работа должна представлять собой самостоятельное рассуждение, простейшим образцом которого является школьное сочинение. Отправным пунктом для рассуждения должно быть произведение или ряд произведений. Допустимы какие угодно сопоставления. Основное направление мысли не обязательно должно быть литературоведческим, оно может быть историческим, социологическим, психологическим, философским. Форма работы, ее логика, аргументация выстраиваются самостоятельно. Работа не должна быть просто набором фактов. Факты должны быть осмыслены, то есть связаны между собой. Важно, чтобы итоги работы не были очевидны с самого начала. В работе такого рода ценится оригинальность, проявление творческих способностей, широта кругозора, стиль. Можно обойтись без использования учебной и научной литературы, но если возникнет потребность, литературу можно найти в списке вопросов для самостоятельной работы.

ТР может быть выполнена в форме комментария к фрагменту произведения (к главе, эпизоду, сцене и т. д.). Как известно, комментарии могут быть внутренними и внешними. Внутренний комментарий должен определить место фрагмента в художественной системе произведения, то есть, показать: 1) какие сюжетные линии завязываются, развиваются или разрешаются в нем; 2) как выявляются характеры персонажей; 3) какие образные мотивы, важные для произведения в целом, в нем присутствуют.

Внешний комментарий может быть контекстуальным или интертекстуальным. Контекстуальный комментарий объясняет исторические и культурные реалии, знание которых необходимо для адекватного понимания текста. Интертекстуальный комментарий выявляет и объясняет присутствующие во фрагменте литературные аллюзии.

ТР может включать все виды комментария или ограничиваться каким-либо одним видом. Возможен и комментарий, относящийся к одной детали (деталь облика персонажа, элемент бытового фона и т.д.). Всякий комментарий должен быть направлен к углублению понимания произведения в целом. Подготовка комментария требует знакомства с исследовательской литературой. Ориентиром при подготовке ТР такого рода могут служить комментарии Ю. М. Лотмана к «Евгению Онегину», Ю. К. Щеглова к романам Ильфа и Петрова, комментарии М. Л. Гаспарова и книга Эриха Ауэрбаха «Мимесис».

Для ТР можно воспользоваться стандартной формой презентации. Презентация может быть подготовлена по одному из произведений программы. Основой презентации должен быть словесный текст, состоящий из фрагментов произведения, пересказа, комментариев и суждений критиков и литературоведов. Словесный текст должен сопровождаться визуальными и аудиоматериалами, непосредственно относящимися к произведению или передающими колорит эпохи. Это могут быть кадры из экранизаций, книжные иллюстрации, мода, живопись, музыка, танцы эпохи. Можно подобрать фото и видеоматериалы, представляющие место действия или относящиеся к историческим событиям, образующим фон действия.

В такой же форме может быть представлено творчество писателя. В этом случае возможно выполнение работы коллективно, при условии, что степень участия каждого члена коллектива можно будет оценить индивидуально.

Темы творческих работ в обязательном порядке утверждаются на консультации с начала семестра.

Срок представления СР – 2–8 декабря.

Итоговый контроль

Экзамен (зачет) по дисциплине проводится в два этапа.


Сейчас читают про: