double arrow

Экспрессионизм в искусстве


Введение

Рэндел Чемберс, осень 2007г.

Вклад Тима Бёртона в развитие мрачного готического искусства

Используемая литература

Заключение

Данный курсовой проект «промышленное здание» выполнен в соответствии с заданием на проектирование «Архитектура промышленных и гражданских зданий». В проекте разрабатываются архитектурные, конструктивные решения промышленного здания с учетом задания габаритов, материалов, целевой направленности, района строительства и основных нормативных требований. Целью проекта является получение архитектурных навыков проектирования на примере объемно-планировочных и конструктивных решений промышленного здания.

Лист

Изм.
Кол.уч
Лист № док.
Подпись
Дата
Лист
 
КП. СЭЗ111. 02 ПЗ    


1. Е.Н. Белоконев. Основы архитектуры зданий и сооружений. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2005

2. Н.П. Вильчик. Архитектура зданий- М.: ИНФРА, 2005

3. И.А. Шерешевский. Конструирование промышленных зданий и сооружений. –М.: 1980

4. СНиП II-3-79* Строительная теплотехника

5. СНиП 23.01.-90. Строительная климатология и геофизика




6. СНиП 2.08.01-89*. Жилые здания

7. СНиП 2.08.02-89. Общественные здания и сооружения

8. ГОСТ 2.105-95 Общие требования к тестовым документам. М.: ИПК, издательство стандартов 1996

9. ГОСТ 21.501-93 Правила выполнения архитектурно-строительных чертежей. М.: Госстрой России, ГУП ЦПП, 1998

10. ЕСКД. Общие правила чертежей. М.: Издательство стандартов, 1984

Тим Бёртон, режиссер и аниматор, создает один за другим новые фильмы. Может показаться, что на его работы оказал влияние немецкий экспрессионизм, однако на самом деле они являются продолжением традиций мрачного готического искусства в производстве фильмов для широкой аудитории.

Готическое искусство берет начало в архитектуре времён позднего средневековья в Европе. В период Ренессанса стиль был осмеян за агрессивность. Преимущественно встречается в религиозных сооружениях, также его формы можно увидеть в замках, городских зданиях и колледжах.

С появлением кино на рубеже XX-го века готическое искусство приобрело другие характерные черты посредством освещения декораций и, что более существенно, освещения архитектуры зданий. Тени, удлинённые элементы, резкие контрасты, холодные очертания и, вынужденное в то время, чёрно-белое изображение, создавали мрачный готический эффект.

Влияние теней на площадке придавало мрачности готическим формам, пробуждая чувство страха, хотя не было показано ничего действительно ужасающего. Мрачное готическое искусство находит отражение в тех фильмах, где показан архитектурный стиль, близкий к форме экспрессионизма.



Экспрессионизм в искусстве искажает реальность для достижения эмоционального воздействия. Его происхождение связано с тяжелыми временами, которые общество переживало, как правило, во время спадов или сразу после войн. Экспрессионизм как способ выражения внутренних эмоций возник в Германии, получил распространение по всей Европе, и со временем достиг Америки.

Типичным примером стиля является экспрессионистское течение в живописи. Его представители использовали цвета и причудливые композиции для изображения видимых предметов. Целью было не воспроизводство жизни в угоду эстетике, а порождение мрачной эмоциональной реакции. Экспрессионизм распространился во всех сферах: живописи, графике, скульптуре и кинематографе, и преобладал в Германии и Австрии на протяжении с 20-х до ранних 40-х гг. XXв.

Образцы живописи и графики содержат чистый чёрный или белый с использованием угля и темной палитры: коричневого, черного и синего цвета. Картины маслом, гравюры и литографии – все выдержаны в безотрадном духе, отражающем в искусстве политику, религию и военные правительства. Важной частью искусства является портретная живопись и, в большей мере, автопортрет, посредством которого художники передавали свои жизненные переживания.

Вследствие революции, военного поражения и краха экономики города оказались в руках рабочих и солдат. Неопределенность во времена изменений в мире заставила художников самоутверждаться в жизни, полной беспорядка.



Портреты были построены таким образом, чтобы передавать ощущение подавленности. В изображении были принципиальны не детали, а мысли и чувства, переживаемые художником и его натурщиком в процессе созидания.

В качестве примера можно привести автопортрет Отто Дикса в качестве солдата в 1914 г. (Рис. 1). Его картина выполнена в угрюмых мрачных цветах: черном, красном и жёлтом, передающих тревогу и уныние. Для достижения этого были использованы несильные вытянутые мазки, встречающиеся во многих произведениях того времени.

Привнесение экспрессионизма в гравюрах и литографиях достигалось искусством штрихования с помощью травления кислотой либо фотографического перенесения. При отсутствии подробного исполнения, авторы могли сосредоточиться на своих взглядах и чувствах, показывая сущность предмета, не отвлекаясь на фон. Художники интеллектуально излагали свои мысли, не вдаваясь в детали изображения. Основным поводом для этого была текущая политическая жизнь и субъективные воззрения на государственную политику. (Brandt 46)

Художники в Германской империи с помощью гравюр на дереве и эстампов создавали эмоционально сильные произведения. Чувство потерянности и очевидный контраст чёрного и белого отражали представления этой группы людей о борьбе. В Берлине графика была представлена чёрно-белыми изображениями, которые составляли мощные композиции, темой которых часто были удручённые и утомленные женщины. Были распространены автопортреты, поскольку единственно доступными моделями для художников были они сами. (Barron and Dube 77).

Широкие линии и острые углы в гравюрах на дереве, созданных в это время, подтверждали физический труд самих художников. Отсутствие деталей стало особенностью стиля, поскольку художники стремились выразить свои убеждения через эмоции картины. Состояние народного хозяйства после Первой мировой войны вызвало рост ксилографии благодаря дешевизне и доступности материала, хотя этот вид искусства был распространен и ранее (Barron and Dube 49). Гравюра Эриха Хеккеля «Братья», 1913 г., через ручную резьбу передает эмоции от готически искаженного изображения двух мужчин, охвативших друг друга руками для защиты и утешения в тяжелое время (рис. 2).

Скульптура приобрела абстрактное направление с чертами гуманизма. Огромные изваяния изображали людей с утрированными фигурами и конечностями в разных эмоциональных состояниях: печали, отчаяния, страха и гнева. Работа Вильгельма Лембрука «Павший», 1915-1916 гг., из бронзы, созданная в военный период, выглядит удручающе. Бесцветный молодой человек принял общепонятную позу: на коленях припав к земле в стыде, истощении, угнетённый или молящий о прощении, он вызывает смутное ощущение (рис. 3).

Огюст Роден, французский скульптор, чьи работы отражали внутренние чувства, оказал влияние на большинство экспрессионистов. Одним из последователей был Эрнст Барлах, который позже создал скульптуры протестного характера, в основном, антивоенные. Работа Эрнста Барлаха «Памятник павшим» в соборе Магдебурга, 1929 г. (рис. 4), была заказана как героический мемориал Первой мировой войны для города Магдебург. Вместо этого, изваяние изображало безумие войны, за что было перемещено и спрятано до окончания Второй мировой войны.

Скульптурная архитектура также имела мрачный готический вид. Здания, которые были возведены в этот период времени в Германии и на других территориях Европы, опустошённых Первой мировой войной, выглядели сюрреалистично, но обладали функциональностью. Здание любоньской химической фабрики, спроектированное в 1911-1912 гг. Хансом Пёльцигом (рис. 5), производит впечатление трёхмерного здания с плоским кирпичным рисунком и острыми гранями.

Упрощение способов строительства привело к отсутствию орнаментики и богато украшенных фасадов. Практичность и искусство были соединены воедино в качестве архитектурного экспрессионизма, возникшего благодаря движению Баухауз, позднее известному как Интернациональный стиль. Искажённый образ сооружений часто сообщал сильные эмоции. Часто использовались смешанные элементы или природные образования, такие как рельеф.

Кинематограф периода Первой мировой войны и сразу по её окончании отражал безрадостную реальность. Визуально фильмы выглядели готическими фильмами ужасов, но их сюжеты были подчёркнуто романтическими. Это был способ для зрителей уйти в другой лучший мир от того, что они испытывали в жизни. Продюсеры и режиссёры использовали эти связи для объединения действия и зрителя. Специально для фильмов возводили здания и декорации, которые напоминали архитектуру того времени: здания странной формы из узкого основания у земли вырастали высоко вверх. Многие живописные декорации не были построены в трёх измерениях, но создавали иллюзию глубины (Barron and Dube 105).

В эпизодах фильма «Генуине: история вампира» (1920) режиссёра Роберта Вине, на заднем плане видны окна в форме молний, в стиле кубизма и, тем не менее, выполнены ручной росписью в двух измерениях. Декорации способствовали мрачному настроению благодаря удлинённым теням и коридорам, которые, кажется, кренятся то с одной, то с другой стороны, всё из-за иллюстративного характера и странных треугольных форм. Стены выглядят, как перевёрнутые кверху дном вертикально стоящие коробки с очерченными краями (рис. 6).

Декорации проектировали в соответствии с требованиями популярного направления в искусстве. К примеру, для создания декораций к фильму «Кабинет доктора Калигари» Вине пригласил художников-экспрессионистов: Германа Варма, Вальтера Рёрига, Вальтера Реймана (Kraucer 34). В книге «От Калигари до Гитлера» приведена цитата Германа Варма: «Фильмы должны стать ожившими рисунками». Освещение в фильмах Вине, как и в резьбе по дереву, заостряет углы и углубляет штрихи заднего плана (рис. 7).

Этот фильм, как и многие другие, вышел в свет в 20-е гг. ХХв. после разорения Германии в Первой мировой войне. Во время Великой депрессии 30-х гг. в Америке были восприняты и развиты по-своему художественные формы Германии. По окончании Второй мировой войны Великобритания также последовала этому художественному стилю. Когда Америка переживала ещё один экономический спад, это послужило возобновлению интереса к готическому искусству.

Чёрный понедельник в октябре 1987 г. – день, когда произошло сокрушительное падение Промышленного индекса Доу-Джонса на 500 пунктов. Последовавшая за этим паника привела к резкому спаду, от которого пострадали не только Соединённые Штаты, но и Канада, Австралия и Великобритания. Экономики других европейских государств, а также Японии, понесли убытки (wikipedia.org).

Спад продолжался более пяти лет и сопровождался потерей 120 млрд. долларов долгосрочных сбережений Соединённых Штатов, а затем медленно полз обратно вверх, достигнув уровня 1987 г. к середине 1995 г. Беспрецедентный биржевой крах привёл к 25%-ным потерям на биржевом рынке Соединённых Штатов и 11%-ным фондового рынка Канады, что составило 37 млрд. долларов.

Последствия Чёрного понедельника в Соединённых Штатах привели к резкому увеличению алкоголизма и злоупотребления наркотиками, наряду с эмоциональной депрессией, затянувшейся на десятилетие. Спады, как в 1987-1995гг., оказавшие разрушительное воздействие на пострадавшее общество, послужили причиной возрождения готического искусства.

В современном кино истинная идея готического искусства больше не существует в полной мере. Фильмы, которые сегодня пришли на место готических, демонстрируют ужас, насилие и жестокость, как «30 дней ночи» (2007) – фильм о вампирах, действие которого происходит в изолированном городе на Аляске, где ночь длится месяц. В готических фильмах основное внимание уделяется связи обстановки, общего вида и ощущения с эмоциями, а не развлечению. Экспрессионизм в готическом фильме сегодня воссоздаёт Тим Бёртон.







Сейчас читают про: