Изучая относительную важность различных требований рынка, полезно будет различать те требования, которым должен удовлетворять товар или услуга, чтобы шли хоть какие-нибудь продажи, и те, что хоть и не являются самыми важными, но дают конкурентное преимущество. Первые известны также как квалификационные критерии, вторые – как критерии получения заказа.
Если организация не сможет правильно определить квалификационные критерии и удовлетворить их, ее ждет провал.
Зная эти минимальные требования, организация может начать добиваться конкурентного преимущества, улучшая показатели своей работы в соответствии со вторым критерием -критерием получения заказа. По мере того как меняются рынки, могут появиться новые критерии, ранее считавшиеся несущественными.
Когда в Великобритании только-только началось широкое распространение телевидения, телеприемники были ненадежны. Общество восприняло это как цену, которую нужно платить за возможность пользования «высокой технологией», и производители тут же решили, что надежность – фактор маловажный. Только когда начались поставки телевизоров из Японии, потребители поняли, что надежный телеприемник – это возможно. Сразу после этого критерий качества из второстепенного превратился в квалификационный. На британскую телевизионную промышленность это оказало весьма долгосрочное воздействие.
Вообще критерии получения заказа со временем стремятся стать квалификационными, и как только это происходит, появляются новые основы для конкуренции. Их источником может быть рынок, а могут быть и организации, стремящиеся упрочить свою конкурентоспособность.
На рис. 2.3 изображен жизненный цикл критерия – его развитие от слабого критерия получения заказа на ранних этапах до мощного квалификационного требования – на более поздних.
![]() |
Рис. 2.3. Жизненный цикл критерия
В условиях искусственной конкуренции, возникающей при государственном регулировании монополий, как, например, в случае с системой здравоохранения и сферой коммунальных услуг, квалификационные критерии могут даже навязываться, прямо или косвенно, тем же государством. В таких условиях нет причин полагать, что в жизни. критерия будет промежуточная стадия в виде получения заказа.
Вывод для организации операций будет следующим: нужно постоянно проявлять бдительность. То, что сегодня кажется неважным и малозначительным, очень скоро может стать вопросом жизни и смерти.