Пр.2.4
Пр.2.3
Методы (правила).
Пр.2.2
Иерархия классов.
Класс может наследовать компоненты из другого класса. Наследующий дочерний класс – потомок, а наследуемый – предок. Процедура наследования относится только к классам, но не к объектам. Потомки содержат все методы и поля предков.
При создании нового класса описываются только новые поля и методы. Если в родительском классе поле изменено, то у потомков тоже это поле изменено. Ни у одного потомка не должно быть полей, имена которых такие же как у любого из предков. А имена методов могут совпадать.
При наследовании классов важную роль играет статус доступа (статус внешней видимости) компонентов. Для любого класса все его компоненты лежат в области его действия. Тем самым любая принадлежащая классу функция может использовать любые компонентные данные и вызывать любые принадлежащие классу функции. Вне класса в общем случае доступны только те его компоненты, которые имеют статус public.
В иерархии классов соглашение относительно доступности компонентов класса следующее.
· Собственные (private) методы и данные доступны только внутри того класса, где они определены.
· Защищенные (protected) компоненты доступны внутри класса, в котором они определены, и дополнительно доступны во всех производных классах.
· Общедоступные (public) компоненты класса видимы из любой точки программы, т.е. являются глобальными.
class B { protected: int t;
public: char u;
};
class E: B {... }; // t, и наследуются как private
class S: B {... }; // t, и наследуются как public
Явно изменить умалчиваемый статус доступа при наследовании можно с помощью спецификаторов доступа - private, protected и public. Эти спецификаторы доступа указываются в описании производного класса непосредственно перед нужными именами базовых классов. Если класс B определен так, как показано выше, то можно ввести следующие производные классы:
class M: protected B {... }; // t, и наследуется как protected
class P: public B {... }; // t - protected, u - public
class D: private B {... }; // t, u наследуется как private
struct F: private B {... }; // t, u наследуется как private
struct G: public B {... }; t - protected, u - public
class tPoint {
int x, y;
}
class tColorPoint: tPoint { – принцип наследования
unsigned char color;
}
Не допускается прямое обращение к полям. Принцип наследования является основным отличием ООП от структурного программирования.
Наследование одного класса от другого может продолжаться бесконечно, таким образом образуется иерархия классов.
|
|
|
|
|
tlocation
|
tEllipse tRect
Иерархия строится от общего к частному (координаты точки x, y, центр фигуры). Верхние классы иерархии обычно не имеют объектов – их называют абстрактные.
ООП исключает прямое обращение к полям. Для работы с полями используют методы.
Метод – процедура или функция объявленная внутри класса.
Внутри класса только заголовок метода. Тело метода можно описывать сразу после описания своего класса или после описания всех классов (предпочтительнее). Классы и их методы имеют общую область действия в памяти, поэтому имена формальных параметров метода и имена полей не должны совпадать.
class tlocation {
инкап- public:
int x, y;
суляция void Init (int Init X, Init Y);
};
class tPoint: public: tlocation {
int color;
};
void tlocation:: Init(int Init X, Init Y)
{
x=Init X;
y=Init Y;
};
Main() {
tPoint p;
p.Init(23,56);
p.color= 14;
class tlocation {
public:
int x, y;
void Init (int Init X, Init Y);
};
void tlocation:: Init(int Init X, Init Y)
{
x=Init X;
y=Init Y;
};
class tPoint public: tlocation {
int color;
void Init (int Init X, Init Y, col);
};
void tPoint:: Init(int Init X, Init Y, col)
{ x= Init X; tlocation::Init(Init X, Init Y);
y= init Y;
color=col;
}
Begin
…
p.Init(23,56,11);
end;
При описании метода указывается <имя класса>::<имя метода> при вызове метода указывается <имя объекта>.<имя метода>. В этом примере – перекрытие метода Init.(подавление). Метод Init класса tPoint перекрывает или подавляет одноимённый метод родительского класса.
Порядок вызова методов.
Сначала компилятор ищет данный метод в классе, к которому принадлежит вызывающий объект, если не находит, то ищет метод в родительском классе и далее вверх по иерархии. Если метод не найден, то выдаёт сообщение об ошибке.
1. Инкапсуляция
2. Наследование
3. Полиморфизм
1. Инкапсуляция – объединение полей записи с процедурами и функциями, работающих с полями этих записей, которое формирует новый тип объекта.
2. Наследование – создание иерархии классов для того, чтобы поля данных и методы предков автоматически были полями данных и методами потомков. Наследование полей и методов различны.
3. Полиморфизм – присвоение определённому действию одного имени, которое затем совместно используется по всей иерархии класса (сверху вниз), причем каждый класс иерархии выполняет характерным именно для него способом.