Культура Вавилона

Культура Вавилонии

1. Шумеро-аккадская держава, созданная Саргоном I, просуществовала недолго. В 19 веке до н.э. завоеватели-амориты создают государство с центром в Вавилоне (Древневавилонское царство), достигшее своей вершины при царе Хаммурапи (1792—1750 гг. до н.э.). К Хаммурапи восходит один из древнейших памятников юридической мысли, так называемый «Кодекс Хаммурапи», высеченный на гранитной стеле, найденной в городе Суза; Кодекс Хаммурапи, в силу того, что он достаточно полно сохранился, принято считать первым сводом юридических законов, основой истории правовой культуры. Столица Вавилонии — Вавилон (аккадское Бабилу, что означает — врата бога), по верованиям древних, была сначала создана на небе. Лишь после этого бог Мардук построил руками народов, живущих вдоль рек-близнецов, «земное подобие Вавилона», а в нём свой великолепный храм — Вавилонскую башню. Башня поражала грандиозными размерами и почиталась как одно из семи «чудес света». Вавилонская башня превосходила высотой все строения даже позднейших столетий. По свидетельству отца историографии, Геродота, видевшего её собственными глазами, посередине квадратной площади со стороной в два стадиума (приблизительно 370 х 370 метров) стояла массивная крепкая башня, имевшая один стадиум в ширину и такую же высоту; на этой башне стояла вторая, на той - третья и так далее. «Вокруг башен идет круговая лестница, по которой можно взойти наверх. В средней части лестницы находится место для отдыха со скамьями, чтобы взбирающиеся наверх могли перевести дух. В последней башне устроено большое святилище: в нем стоит выложенный подушками большой диван и стол из золота. Однако статуи бога в нем нет. Ночью никто не может войти в святилище, только женщина, которую выбрал себе бог из тамошних женщин; так говорят жрецы», - писал древнегреческий историк. Вавилония, как и в своё время, Аккад, оригинальной культуры не создала, но зато очень интенсивно и успешно развивала то, что перешло к ней в наследство от Шумера, начиная от строительных технологий до форм литературного творчества. Вавилоняне в школах учили шумерский язык, которым пользовались и при религиозных обрядах, развивали шумерскую астрономию, математику, медицину, архитектуру, различные ремесла. Переняли они и клинопись. Причем писали они, как и книжники исчезнувшего Аккада, и по-шумерски, и по-аккадски. Они продолжали почитать шумерских богов, хотя в большинстве случаев под другими именами. Даже храму своего главного бога, Мардука, они дали шумерское название - Эсагила; или дом, где поднимают голову.До возвышения города Вавилон (XIX в до н.э.) владыки этого царства называли себя царями Шумера и Аккада. Но новая столица была настолько прекрасна, что и государство стали называть в ее честь, В эпоху Хаммурапи Вавилон превратился в центр большого царства. «Гроза четырех стран света, упрочитель славы Вавилона»,— так величал себя сам царь, хотя это только один из титулов, которыми он сам себя наградил. «Слова мои изысканны, нет ничего равного моей мудрости, — записывали писцы его речения, — нет соперника у моих деяний». «Я, Хаммурапи, совершеннейший среди царей». «Закон и справедливость вложил я в уста страны и улучшил плоть народа», - так оценил сам царь значение созданного им кодекса, и в данном случае - оценка вполне справедлива. Кодекс Хаммурапи является прекрасным примером дальнейшего развития системы права, показателем высокого уровня правовой культуры Месопотамии. Кодекс Хаммурапи представляет собой плод огромной работы по сбору, обобщению и систематизации правовых норм. В нем, как и в любом древнем своде законов; не проводилось деление на уголовное, гражданское, процессуальное, государственное и пр. право, но цель создания этого правового кодекса звучит, и по сей день крайне впечатляюще: «дабы сильный не притеснял слабого, дабы сироте и вдове оказана была справедливость...». Текст законов Хаммурапи носит «синтетический» характер, устанавливая одновременно и правила, и ответственность за их нарушение. Здесь определены наказаниям за различные проступки и преступления — от нарушения обязанностей, связанных со службой, до посягательства на имущество и преступлений против личности. Характерно очень широкое применение смертной казни за самые различные виды преступлений — от присвоения чужого имущества до прелюбодеяния. За некоторые, особо тяжкие, с точки зрения составителя, преступления, назначаются определенные виды смертной казни. Например, сожжение за инцест с матерью, сажание на кол жены за соучастие в убийстве мужа и т.д. Смертная казнь назначалась за ложное обвинение в убийстве, за лжесвидетельство, за подстрекательство к воровству. К смерти приговаривали и того, кто, продав свой товар, заявлял потом, что покупатель этот товар у него украл.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: