Музыка – основа драматургии хореографического произведения

III

II

I

Рисунки танца.

Невозможно, пожалуй, представить себе танец, где бы исполнитель выполнял движения только на месте, без продвижения по сценической площадке. Танец всегда несёт в себе какую- то мысль, эмоционально-художественный образ, который раскрывается в композиции.

композиция

лексика темпо-ритм

рисунок

Рисунок танца – это направление передвижения исполнителей по сценической площадке (т.е. путь – диагональ, круг, змейка и т.д.), а также пространственное расположение танцующих (т.е. фигуры – звёздочка, корзиночка, воротца, и др.).

Рисунки бывают: а) простые и сложные.

Простые: круг, линия, диагональ, квадрат, зигзаг, т.е. различные геометрические фигуры.

Сложные: это комбинации из простых рисунков: круг в круге, два круга, линия и диагональ, линия и круг и т.д.

б) симметричные и ассиметричные

в) образные (ассоциативные).

г) подражательные, изобразительно-подражательные. Например: «Петух», «Журавель», «Перепёлочка».

д) традиционные, пришедшие из глубины веков, исполняются почти в каждом народном танце.

е) национальные.

Источниками танцевальных рисунков являются не только природные условия, но и быт, и труд народа (т.е. особенности трудового процесса), национальный орнамент, резьба, плетение и т.д.

Известно, что ещё в глубокой древности календарные праздники сопровождались песнями, играми, танцами. Танцы рождались как бы в песне, вместе с ней. Взявшись за руки и образуя круг, исполнители пели и показывали то, о чём пелось в песнях. Сохранившиеся источники живописи, литературы, говорят о том, что основным композиционным рисунком бытовых танцев был круг, в котором и исполнялся хоровод. Вначале хоровод был только мужской или только женский. Позднее он становится смешанным. Когда круг был разомкнут, образовался полукруг. В свою очередь полукруг превращается в цепочку, когда танцующих вел в танце заводила. Цепочка привела к линиям в танце, которые давали возможность варьировать многообразные рисунки: «змейка», «улитки», «ручеёк» и т.д. Затем произошло разделение танцующих на пары. Они могли создавать колонну, которая сходилась и расходилась в разные стороны. Разделение на несколько линий давало возможность соединять их в многочисленные круговые композиции. Открылись возможности к развитию более сложных композиций рисунка в танце.

Танцы были, в основном, массовыми, и это увеличивало возможность усложнения рисунка танца, т.к. ракурс исполнения одной фигуры стоящими в разных местах парами менялся. Фигур становилось всё больше. Постепенно добавились композиционные переплетения больших и малых кругов, шенов, крестов, и т.д. Эволюция композиционного рисунка от простого круга до усложнённых рисунков и сейчас не остановилась в своём развитии.

Рисунок танца тесно связан с другими компонентами композиции. Прежде всего он зависит от вида танца: хоровод это, пляска, сольный или массовый танец. Здесь обязательно проявится и творческое видение балетмейстера.

Рисунок связан и с драматургией танца. Главная цель – передать тему и идею танца, чтобы он был правильно понят зрителем. И тем, где в драматическом развитии должна быть, например, кульминация, она должна быть и во всех других составных частях композиции – музыке, движении, рисунке. Поэтому говорят не отдельно о музыке и драматургии, а как о единой музыкальной драматургии танца. И, конечно, сочиняя танец, балетмейстер исходит из музыки, созданной на основе композиционного плана. Так с учётом музыкальной драматургии сочиняется хореография. Причём, от темпа, ритма музыки, от её плавности или динамичности зависит не только лексика, но и рисунок танца.

Кроме того, рисунок должен соответствовать не только внешней - стороне музыки (темпу, ритму), но и внутренней, т.е. должен выражать зримо её содержание. Сложная музыка должна быть выражена в столь же сложном рисунке.

Композиционный фрагмент – это наименьшее пространственное построение, которое является основным для данного танца и определяет его содержание.

Композиционная деталь – движение или наименьшее пространственное построение, которое в танце постоянно повторяется (т.е. лейтмотив в рисунке).

Неразрывно с рисунком связан переход. Это «мостик», связывающий рисунки в единую последовательность. Переход и рисунок отличаются друг от друга тем, что переход имеет текучую форму, а рисунок – устойчивую. Если убрать из танца или заменить рисунок, измениться весь танец. Переходы могут быть простые и интенсивные (когда развивается мысль ранее начатого рисунка).

Невозможно сочинять танец, рассматривая рисунок в отрыве от лексики, танцевального языка. Они связаны очень тесно. Если рисунок прост и логичен, его развитие достигается путём усложнения танцевальных движений, а там, где основным выразительным средством является динамично развивающийся рисунок, движений мало и в большинстве случаев они носят характер ходов.

Существует несколько приёмов для однго и того же рисунка, дающих возможность увеличить зрительное восприятие:

1. Смена рисунка

2. Введение рук, головы, и т.д.

3. Изменение направления

4. Для круга и линий – шире-уже

5. Введение атрибутов

6. Смена движений

7. Удвоение ускорение или замедление

8. Смена освещения

9. Игра костюмов

10. Приём контраста

Нужно отметить, что приём контраста одно из активных средств выразительности, широко применяемое в хореографии. Обязательно чередуется простой рисунок со сложным для того, чтобы не утомлялось внимание зрителя.

Каждый рисунок должен иметь окончание. Это могут быть повторяющиеся движения, позы, жесты и т.п. Таким образом, сочинение рисунков танца, их усложнение и разнообразие зависит от фантазии и изобретательности балетмейстера, основанной на содержании задуманного произведения, от его знания музыки, законов композиции, законов драматургии.

Связь танца с музыкой – это воздействие двух эстетических категорий: движения и звука. Смысл сценической правды достигается только в синхронности движения и музыки. Танец как бы конкретизирует музыку. Основная задача при обработке музыкального материала – это согласованность между музыкой и хореографией. Эта согласованность должна подчиняться логике развития действия, т.е. драматургии. Ритмическое единство, выражающееся в согласованности, выразительности движений с музыкой создаёт особое эстетическое качество, а именно: возникает эмоциональная достоверность, т.е. то, что воспринимается зрителем.

Музыкальная драматургия является основой для хореографической драматургии.

Музыка способна выражать внутренние чувства человека, его душевное состояние – горе, радость, грусть и др. Сочинение или подбор музыкальных образов (муз. тем), отвечающих настроению и содержанию задуманного танца – первый шаг в работе музыкально-хореографического произведения.

Музыкальный образ – это сложная картина, в которой отражается совокупность всех сторон искусства.

I. Это материал IV. Сам герой

II. Форма V. Само произведение

III. Содержание VI. Автор

Образ возникает в результате творческого процесса художника – это процесс мышления в образах. Чем ярче и определённее музыкальный образ, чем он национально характернее, тем это лучше для балетмейстера.

Создание ярких впечатляющих образов в музыке сюжетного танца – важная и ответственная стадия работы. Музыка, разработанная на основе сюжета, должна представлять собой законченное самостоятельное произведение аналогичного содержания, но выраженного своими специфическими средствами. Сочинение или подбор соответствующих замыслу танца музыкальных образов или тем, их согласование с драматургической линией сюжета – необходимые условия на пути к созданию музыкально-хореографического произведения.

Наиболее распространённым и характерным, в частичности для русского народного музицирования приёмом развития музыкального материала, является варьирование, видоизменение. Тема (мелодия с сопровождением) и её вариационное развитие могут быть самостоятельной музыкальной формой – «тема с вариациями» - и нередко используется в качестве сопровождения к танцу.

К музыке для сюжетного танца предъявляются дополнительные требования. Её можно будет признать полноценной только тогда, когда темы, мелодии, вариации будут разработаны соответственно сюжетному развитию танца. Успех в работе в значительной степени зависит от умения балетмейстера и композитора проникать в творческие замыслы друг друга. И музыка и танец в конечном итоге должны представлять собой единое законченное произведение искусства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: