На сегодняшний день в педагогике царит терминологический хаос. Как следствие мы сталкиваемся со множеством научных подходов к педагогическим вопросам, которые к сожалению пока не интегрируются в единую и целостную систему[ii].
Основные категории науки уже установились, однако они далеки от реального охвата проблем, с которыми сталкивается Человек. Складывается впечатление, что жизнь идет своей дорогой, а педагогическая наука своей. В подтверждении звучат слова В. С. Безруковой, которая говорит о том, что «педагогика как наука рассыпается, в ней постоянно обнаруживается отсутствие решений самых актуальных для сегодняшнего дня проблем» [1]. Автор справедливо отмечает, что до сих пор теоретическая педагогика, а тем более практика воспитания и образования не выработали свое отношение к Человеку, как к объекту науки. «Включение Человека в понятийный аппарат теоретической педагогики изменит мировоззрение ученых и практиков… На основе понимания объекта и предмета можно создать категориальную модель педагогики» [2].
|
|
Попробуем вместе разобраться в основных категориях педагогической науки и начертить эскиз категориальной модели педагогики.
Основные педагогические категории выводятся из объекта и предмета науки. В. В. Краевский отмечает, что «объект – это область действительности, которую исследует данная наука, предмет – способ видения объекта с позиций этой науки. [3]. Другими словами, объект педагогики – это тот, кого изучает педагогика (или то, что изучает педагогика), а предмет – это то, какие особенности и с каких позиций изучает наука в данном объекте[iii].
В современной педагогике существует множество подходов к решению проблемы объекта и предмета науки. Так, исследователь встретит мнения о том, что объектом педагогики является образование, воспитательные отношения между людьми (педагогический факт или явление), сам Человек. Многие ученые оправданно исходят из того, что поскольку педагогика изучает особый вид деятельности Человека (воспитание и образование), то объектом выступают особые воспитательные взаимосвязи.
В контексте данной лекции попробуем выдвинуть предположение и в дальнейшем доказать следующую гипотезу.
Представим объектом педагогики Человека. Такой подход определяется прежде всего тем, что только Человек (а потом уже общество, культурные, в том числе педагогические отношения и т.п.) является конечной целью, той «культурной вершиной», к которой «стремится» вся педагогическая наука. В таком случае, он становится центральной философско-педагогической категорией. Однако по справедливому замечанию многих ученых, феномен Человека исследует множество наук. Какой же Человек «интересен» педагогике? Близка нам позиция Мамардашвили М.К., согласно которой и для философии и для педагогики объектом изучения является «не наличный человек, а тот возможный человек, который может сверкнуть на какое то время, промелькнуть, установиться в пространстве некоторого собственного усилия» [4]. Другими словами, Человека, как и педагогики, не может быть без возможности взглянуть в абсолютное, т.е. в идеальное, а именно в жизнь в ее реальном и идеальном проявлении. Педагогике интересен Человек развивающийся, Человек возможный.
|
|
Исходя из выделенного объекта, определим предметом педагогической науки совокупность процессов взаимодействия людей, которые имеют своей первостепенной целью созидательное человеческое (личностное) совершенствование. Эти процессы назовем воспитанием и образованием. Оговоримся сразу, что образование представлено в лекции как высшее проявление воспитания, как его квинтэссенция. Об этом речь пойдет ниже.
Исходя из поставленных объекта и предмета педагогической науки, перейдем к следующей задаче – поиску определений.