double arrow

Идеология


Идеологией называется система утверждений относительно ценностей и фактов. Идеология выполняет ряд функций. Одна из них ослабление социальной напряженности, возникающей при осознании людьми расхождений между провозглашенными ценностями и реальными условиями жизни.

Идеология также выражает или защищает интересы группы. Эта функция идеологии связана с учением К.Маркса. Марксисты выделяют два типа идеологий: консервативную, поддерживающую статус-кво и либеральную или радикальную, выражающую противоположную тенденцию.

Рейнхард Бендикс (1956) исследовал идеологию пра вящих классов в четырех промышленных странах: в Великобритании и России в ХУIII и ХiХ вв., а также в США и Восточной Германии в начале ХХ в.

Он констатировал, что правящие классы стремились создавать идеологии, которые обосновывали их власть над трудящимися, и таким образом, облегчали процесс управления. Как считает Беядикс, даже идеологии, ратующие за “человеческие отношения”: дружественные отношения с рабочими, необходимость учитывать их жалобы, улучшать условия труда, — в сущности выражают завуалированное стремление завоевать их поддержку в целях увеличения производительности труда и усиления своей власти над ними. Хотя такие консервативные, или идеологии защищают интересы наиболее могущественных групп общества, нельзя считать их неизменными. Большинство идеологий отличается достаточной гибкостью, чтобы приспосабливаться к новым общественным ситуациям. Анализируя высказывания руководителей крупных предприятий, Хейлбронер противопоставлял высокомерие крупных дельцов конца ХIХ и начала ХХ в. внешней скромности современных ведущих прдпринимателей. Современные руководители подчеркивают, что “капитализм соответствует социальным требованиям общества”, они признают важность широкомасштабной организации экономической деятельности, подчеркивают роль “общечеловеческих ценностей”, вводят новые законы о труде и правительстве. Это свидетельствует о том, что идеология может приспосабливаться к изменению соотношения сил в обществе.




Как уже говорилось, некоторые идеологии выступают против сложившегося статус-кво. Активисты движения за гражданские права 50-60-х годов отвергли идею о том, что черные примитивнее белых. Они утверждали, что все люди созданы равными и должны иметь равные возможности, но в действительности черные лишены возможностей, предоставленных белым. Либеральные идеологии отражаются в трудовых спорах. Профсоюзы часто заявляют о своем стремлении к более справедливому распределению доходов и других благ. Они также выдвигают требования об улучшёнии условий труда и выступают против иных форм эксплуатации (Корнхаузер, 1954).



В ситуациях, связанных с конфликтами и переменами, идет борьба между двумя идеологиями: одна из них стремится к защите, а другая - к разрушению статус-кво - левые выступают против правых, а жители колоний – против колонизаторов, профсоюзы - против админист рации.

Рейнхард Бендикс (1956) исследовал идеологию правящих классов в четырех промышленных странах: в Великобритании и России в ХУIII и ХIХ вв., а также в США и Восточной Германии в начале ХХ в.

Он констатировал, что правящие классы стремились создавать идеологии, которые обосновывали их власть над трудящимися, и таким образом, облегчали процесс управления. Как считает Бендикс, даже идеологии, ратующие за “человеческие отношения”: дружественные отношения с рабочими, необходимость учитывать их жалобы, улучшать условия труда, — в сущности выражают завуалированное стремление завоевать их поддержку в целях увеличения производительности труда и усиления своей власти над ними. Хотя такие консервативные, или «правящие», идеологии защищают интересы наиболее могущественных групп общества, нельзя считать их неизменными. Большинство идеологий отличается достаточной гибкостью, чтобы приспосабливаться к новым общественным ситуациям. Анализируя высказывания руководителей крупных предприятий, Хейлбронер противопоставлял высокомерие крупных дельцов конца ХIХ и начала ХХ в. внешней скромности современных ведущих предпринимателей. Современные руководители подчеркивают, что “капитализм соответствует социальным требованиям общества”, они признают важность широкомасштабной организации экономической деятельности, подчеркивают роль “общечеловеческих ценностей”, вводят новые законы о труде и правительстве. Это свидетельствует о том, что идеология может приспосабливаться к изменению соотношения сил в обществе.







Сейчас читают про: