Для выразительности речи можно использовать

Для деловой речи характерно:использование специальных терминов, емкие фразы, риторические вопросы, непосредственное обращение к слушателям, нейтральная лексика, строгий отбор слов. Стремясь сделать речь разговорной, нужно следить за тем, чтобы не опуститься до бытового уровня.

Культура речи делового человека

Тот, кто имеет дело с людьми, должен думать хорошо, а говорить еще лучше.

«Я не могу поставить вам 3, вы не умеете выражать свои мысли» (Преподаватель математики на экзамене)

Слова – оболочка мыслей: нет слов выразить – слова есть всегда, а вот мысль ленивая.

«Наверное, можно скрыть свое происхождение, образование и прочее, но большинству людей это не удается – их выдает речь» (Паркинсон).

Культура речи включает:

содержательную сторону,

логику развития этого содержания,

эмоциональность,

умение строить живую речь (отличие от письменной – более простые предложения, употребление разговорной лексики – характерны вопросительные интонации, использование личных впечатлений и глаголов в побудительном наклонении: мы видим, что… как вы знаете… подумаем… вспомните…)

словарный запас (ребенок – 3600 слов, 14-летний подросток – 9000, взрослый среднего уровня образования – 11700, «повышенной интеллигентности» - до 13500, Пушкин – 21200)

сознательный отбор слов, которые помогают общению.

плохо: тавтологии (повторение одного и того же другими словами), Слова-паразиты – заполнители молчания, не несут никакой информации, неверные ударения, местные речевые особенности (грассирующее «г», слова – ехай, стои, гляньте и т.д.), неправильное построение предложений, речевые ошибки.

Социолингвистика – наука, занимающаяся вопросами соответствия стиля и мета разговора (разговор с мужем о покупках). Выбор уместного стиля речи – как выбор костюма: то, что выглядит естественно в одном случае, будет нелепым в другом.

Средства речи: темп (человек схватывает звуковую и смысловую сторону речи со скоростью 60-70 слов в минуту)), тембр (окраска), громкость, тон (спокойный, неуверенный, заинтересованный, равнодушный, убедительный), дикция, интонация (может придать словам совершенно противоположное значение).

Нужно говорить на 2/3 высоты комнаты: полетность голоса - «33 Егорки».

Неудачный оборот – аудитория сразу реагирует (лицом в асфальт): отвлечение на второстепенные детали, перестают слушать, что говорит, а начинают следить за тем, как говорит. Никто не может полностью избежать обмолвок, даже лучшие ораторы.

- синонимы: различная эмоциональная и экспрессивная окраска (недостоверная информация, искажение фактов, ложь, вранье, брехня);

- сравнение (Лектор без плана подобен слепому, который ведет другого слепого – Д. Карнеги)

- ирония (Конечно, стоит нам дать рекламное объявление, от клиентов отбоя не будет)

- повтор – многократное повторение слова или оборота для выделения самого главного: Мы бежим непрерывно, погруженные в суету, мы не замечаем ни друг друга, ни жизни; мы как зачумленные, хотя ведь жизнь коротка. Сенат ненавидит тебя… рисские всадники не выносят твоего вида,.. римский народ желает твоей гибели, вся Италия проклинает тебя (это расширенный повтор); Пожалуйста, примите нашу позицию в этом вопросе. Потом, лишь потом, только потом возможно найти общее решение.

- противопоставление: « Хрущев крикнул американцам: «Ваши внуки будут коммунистами», Мы на это отвечаем: «Напротив, мистер Хрущев, мы надеемся, что ваши внуки будут жить свободно (Р.Никсон).

- намек – прием, обостряющий высказывание: Мне не нужно объяснять вам подробно, какие последствия будет иметь это событие… Вы уже знаете, к чему я клоню…

«Возлюбленные прихожане! Есть три вида порочной гордыни, именуемые гордыней рождения, гордыней богатства и гордыней таланта. О третьем грехе я распространяться не буду, так как среди вас нет никого, у кого он на совести».

- поговорки, крылатые выражения


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow