Инженерные сооружения. Циклопическая кладка
Для рассматриваемого «героического» периода в истории античных государств характерно строительство крестных сооружений из огромных каменных глыб – «циклопическая» кладка. Толщина и высота стен зависели от политического значения города, от степени его защищенности естественными преградами (скала, обрыв, берег моря и т.п.), от удаленности его от потенциальных театров военных действий. Город Кносс, защищенный мощным флотом, не имел крепостных стен, зато в Фесте и Маллии стены были.
Толщина стен в Трое достигала шести метров, в Микенах – десяти, в Тиринфе – семнадцати. Строительство этих стен приписывалось одноглазым великанам – циклопам: «До сих пор все еще сохранилась от Микен часть городской стены и ворота, на которых стоят львы. Все эти сооружения являются работой киклопов, которые выстроили для Прета крепостную стену в Тиринфе…» [Павсаний, II, 16, 5].
Для защиты оборонительных сооружений от землетрясений в кладку включали деревянные связи и решетки. Верхнюю часть стен украшали бронзовые розетки-«обереги». Некоторые элементы защитных укреплений (Львиные Ворота в Микенах, казематы и подземные галереи) по праву считаются шедеврами инженерного искусства того времени.
|
|
Цитадели старались возводить в труднодоступных местах. Холмистый рельеф материковой Греции весьма способствовал этому (Афинский, Микенский, Тиринфский акрополи, фортификационная система Трои).
Однако все эти меры оказались бесполезными против нашествий «народов моря»: «Аргивяне обратили микенцев в рабов, десятую часть их посвятили богу и Микены сравняли с землей. Таков был конец этого города, который в древности был цветущим, имел великих мужей и совершил достопамятные деяния и который до нашего времени не был заселен вновь…» (Диодор, XI, 65).
Фресковая живопись Крита и Микен являются неотъемлемой частью эгейской архитектуры. Они обнаруживают явные параллели с традициями «амарнской школы» Древнего Египта (XVI-XV вв. до н.э.). Причина этого заключается в том, что Крит всегда находился в сфере «жизненных интересов» Египта. Народ кефтиу (критяне) довольно часто фигурирует в списке его дипломатических приоритетов (рис. 1.38).
а б
Рис. 1.38. а – дары критян Тутмосу III (роспись в Фивах, XVI в. до н.э.); б – Тутмос III
Сходство между минойской и египетской живописью обнаруживается, прежде всего, в способах изображения человеческой фигуры. Ноги и голова показывались в профиль, туловище и единственный глаз – в фас. Во-вторых, обе школы обходились силуэтными рисунками. Упругая, «певучая» линия смело очерчивала контур фигуры, как бы застывшей в стремительном движении. Поверхность её покрывалась однотонным слоем, без светотеневых нюансов. Красной краской окрашивались тела мужчин, светло-охристой – женщин и царей. Волосы изображались черными (волнистыми или завитыми в колечки). Одежда была разноцветной – белой, красной, голубой и т. д. (рис. 1.39).
|
|
Рис. 1.39. Фресковая живопись Кносского дворца: «Дельфины», «Парижанка», «Водоносы»
Огромное значение критские и египетские художники уделяли изображению природы, бытовых сцен. Знаменитая фреска «Синяя птица» из Кносского дворца имеет аналоги в живописи города Ахетатона (например, в изображении дикой кошки, охотящейся в стеблях папируса). Катастрофическое извержение вулкана на острове Санторин произошло в период, близкий по времени правлению Аменхотепа IV (1424-1388 гг. до н.э.). Оправившись от пережитого ужаса, оба народа испытали потребность в новых идеях, образах, объектах поклонения. Египтяне обратили свои взоры к божественному Солнцу, рассеявшему мрак, окутавший землю (культ Атона). А критяне продолжили поклоняться морю, сменив довольно абстрактный стиль «камарес» на реалистическое изображение морских животных и кораблей, волноообразный орнамент. Примером могут служить изображения дельфинов на стенах купальни царицы в Кносском дворце. Небогатая палитра критских живописцев не помешала им создавать творения, быстро распространявшиеся по всему эгейскому миру.
Гибель микенской культуры не была ни неожиданной, ни одновременной во всей Греции. Движение «народов моря» и описанный в Илиаде поход микенских вождей на Трою произошли под давлением тех новых греческих племен, которые вскоре, на рубеже XII-XI вв. до н.э. захватили почти всю Грецию («нашествие дорян»). К тому времени микенское искусство и культура уже были чрезвычайно ослаблены. Вот что написал по этому поводу Алфей в «Палатинской Антологии» (IX, 101):
«Мало родных наших гнезд остается нам видеть, герои,
Да и они уж теперь чуть не сравнялись с землей.
В виде таком я нашел, проезжая, и вас, о Микены!
Стали пустыннее вы всякого пастбища коз.
Вас пастухи только знают. «Здесь некогда златом обильный,
Город киклопов стоял», – молвил мне старец один…».
Нашествие дорян вернуло эгейский мир на давно пройденную стадию – к позднему родовому строю так называемого Гомеровского периода. При возникновении греческой архитектуры и ее периферийных вариантов были использованы достижения когда-то высокой строительной техники, архитектурные типы мегарона, театральной площадки и купольной гробницы, а также капитель с абаком и эхином при полном изменении образа самой колонны. К XI веку до н.э. крито-микенская цивилизация прекратила свое существование. Ее гибель надолго замедлила развитие культуры на Балканах. Эгейский мир вернулся к родовому строю так называемого Гомеровского периода (XII-VIII вв. до н.э.).