Особенности минойской живописи

Инженерные сооружения. Циклопическая кладка

Для рассматриваемого «героического» периода в истории античных государств характерно строительство крестных сооружений из огромных каменных глыб – «циклопическая» кладка. Толщина и высота стен зависели от политического значения города, от степени его защищенности естественными преградами (скала, обрыв, берег моря и т.п.), от удаленности его от потенциальных театров военных действий. Город Кносс, защищенный мощным флотом, не имел крепостных стен, зато в Фесте и Маллии стены были.

Толщина стен в Трое достигала шести метров, в Микенах – десяти, в Тиринфе – семнадцати. Строительство этих стен приписывалось одноглазым великанам – циклопам: «До сих пор все еще сохранилась от Микен часть городской стены и ворота, на которых стоят львы. Все эти сооружения являются работой киклопов, которые выстроили для Прета крепостную стену в Тиринфе…» [Павсаний, II, 16, 5].

Для защиты оборонительных сооружений от землетрясений в кладку включали деревянные связи и решетки. Верхнюю часть стен украшали бронзовые розетки-«обереги». Некоторые элементы защитных укреплений (Львиные Ворота в Микенах, казематы и подземные галереи) по праву считаются шедеврами инженерного искусства того времени.

Цитадели старались возводить в труднодоступных местах. Холмистый рельеф материковой Греции весьма способствовал этому (Афинский, Микенский, Тиринфский акрополи, фортификационная система Трои).

Однако все эти меры оказались бесполезными против нашествий «народов моря»: «Аргивяне обратили микенцев в рабов, десятую часть их посвятили богу и Микены сравняли с землей. Таков был конец этого города, который в древности был цветущим, имел великих мужей и совершил достопамятные деяния и который до нашего времени не был заселен вновь…» (Диодор, XI, 65).

Фресковая живопись Крита и Микен являются неотъемлемой частью эгейской архитектуры. Они обнаруживают явные параллели с традициями «амарнской школы» Древнего Египта (XVI-XV вв. до н.э.). Причина этого заключается в том, что Крит всегда находился в сфере «жизненных интересов» Египта. Народ кефтиу (критяне) довольно часто фигурирует в списке его дипломатических приоритетов (рис. 1.38).

а б

Рис. 1.38. а – дары критян Тутмосу III (роспись в Фивах, XVI в. до н.э.); б – Тутмос III

Сходство между минойской и египетской живописью обнаруживается, прежде всего, в способах изображения человеческой фигуры. Ноги и голова показывались в профиль, туловище и единственный глаз – в фас. Во-вторых, обе школы обходились силуэтными рисунками. Упругая, «певучая» линия смело очерчивала контур фигуры, как бы застывшей в стремительном движении. Поверхность её покрывалась однотонным слоем, без светотеневых нюансов. Красной краской окрашивались тела мужчин, светло-охристой – женщин и царей. Волосы изображались черными (волнистыми или завитыми в колечки). Одежда была разноцветной – белой, красной, голубой и т. д. (рис. 1.39).

Рис. 1.39. Фресковая живопись Кносского дворца: «Дельфины», «Парижанка», «Водоносы»

Огромное значение критские и египетские художники уделяли изображению природы, бытовых сцен. Знаменитая фреска «Синяя птица» из Кносского дворца имеет аналоги в живописи города Ахетатона (например, в изображении дикой кошки, охотящейся в стеблях папируса). Катастрофическое извержение вулкана на острове Санторин произошло в период, близкий по времени правлению Аменхотепа IV (1424-1388 гг. до н.э.). Оправившись от пережитого ужаса, оба народа испытали потребность в новых идеях, образах, объектах поклонения. Египтяне обратили свои взоры к божественному Солнцу, рассеявшему мрак, окутавший землю (культ Атона). А критяне продолжили поклоняться морю, сменив довольно абстрактный стиль «камарес» на реалистическое изображение морских животных и кораблей, волноообразный орнамент. Примером могут служить изображения дельфинов на стенах купальни царицы в Кносском дворце. Небогатая палитра критских живописцев не помешала им создавать творения, быстро распространявшиеся по всему эгейскому миру.

Гибель микенской культуры не была ни не­ожиданной, ни одновременной во всей Греции. Движение «народов моря» и описанный в Или­аде поход микенских вождей на Трою произо­шли под давлением тех новых греческих пле­мен, которые вскоре, на рубеже XII-XI вв. до н.э. захватили почти всю Грецию («нашествие дорян»). К тому вре­мени микенское искусство и культу­ра уже были чрезвычайно ослабле­ны. Вот что написал по этому поводу Алфей в «Палатинской Антологии» (IX, 101):

«Мало родных наших гнезд остается нам видеть, герои,

Да и они уж теперь чуть не сравнялись с землей.

В виде таком я нашел, проезжая, и вас, о Микены!

Стали пустыннее вы всякого пастбища коз.

Вас пастухи только знают. «Здесь некогда златом обильный,

Город киклопов стоял», – молвил мне старец один…».

Нашествие дорян вернуло эгейский мир на дав­но пройденную стадию – к позднему родовому строю так называемого Го­меровского периода. При возникно­вении греческой архитектуры и ее периферийных вариантов были ис­пользованы достижения когда-то высокой строительной техники, ар­хитектурные типы мегарона, теат­ральной площадки и купольной гробницы, а также капитель с аба­ком и эхином при полном измене­нии образа самой колонны. К XI веку до н.э. крито-микенская цивилизация прекратила свое существование. Ее гибель надолго замедлила развитие культуры на Балканах. Эгейский мир вернулся к родовому строю так называемого Гомеровского периода (XII-VIII вв. до н.э.).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: