Особенности эгейского архитектурного ордера

Архитектурный ордер (лат. Ordo – строй, порядок) – определенная художественная система стоечно-балочной конструкции. В ее состав входят стойка (колонна), подножие (цоколь, пьедестал) и антаблемент.

Основой эгейского ордера послужил местный тип жилого дома. Стойки, сделанные из стволов дерева, были перевернуты вверх комлем (корневой системой). Причиной тому могло быть опасение, что в плодородной почве Крита ствол может пустить новые корневые побеги, разрушая фундаментную кладку. Более вероятна версия об антисейсмичности этой конструкции. Заостренный книзу ствол колонны, напоминающий веретено или детский волчок, был лучше приспособлен к колебаниям почвы, нежели обычная, расширяющаяся книзу, колонна. Кроме того, уменьшилось расстояние между капителями колонн и, соответственно, свободный пролет балки, несущей тяжелую кровлю (рис. 1.30).

Рис. 1.30. Эгейский архитектурный ордер (Северный портик Кносского дворца)

Рис. 1.31. Вариант окраски колонн

Базы колонн имели самые разнообразные формы – в виде цилиндра (Крит), усеченного конуса (Троя-VI, Крит), диска с заостренными кромками (Троя-I, Микены, Тиринф). Колонна вытачивалась из дерева и покрывалась сверху тонким слоем штукатурки. Поверхность ствола была гладкой или покрывалась узкими желобками, выпуклыми или вогнутыми каннелюрами. Венчает ее квадратный абак и выпуклый, торообразный эхин. Поверхность ствола иногда украшалась накладными металлическими деталями, орнаментом. Ствол окрашивался в белый, красный, темно-зеленый или черный цвета. Капитель почти всегда оставалась черной (рис. 1.31).

Тип колонн оставался единым, хотя их размеры могли варьироваться. В Кносском дворце, например, встречаются колонны различной высоты – от внушающих робость многометровых колонн «Южных пропилей», до вызывающих улыбку крохотных колонок в жилых помещениях и на лестницах «Южного дома». Фриз нередко украшался ритмично чередующимися кругами белого, красного и синего (черного) цветов. Эти круги, по всей видимости, имитировали торцы бревен, из которых в жилищах критян выполнялся накат кровли. Антаблемент был украшен массивными каменными «рогами посвящения», игравшими, по всей видимости, роль оберегов от землетрясений. Рога устанавливались не только по карнизу кровли, но и между колоннами. Иногда рога служили опорой для колонны (рис. 1.32).

Рис. 1.32. Святилище Кносского дворца. Фрагмент фрески с изображением элементов минойского

архитектурного ордера

Эгейская архитектура была полихромной. Полы, стены, колонны окрашивались в пять основных цветов – белый, черный, красный, охристый и голубой. Широко применялись медные и бронзовые украшения (например, розетки), вкладыши из синей смальты.

Ордер в эгейской архитектуре не получил окончательного развития, но его элементы лег­ли в основу греческого ордера. В частности, черты эгейской ка­пители с лиственным венцом под приплюсну­тым эхином сохранялись долгое время в архаической дорической капители.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: