Культовое зодчество крито-микенского периода

Наиболее распространенным видом культовых сооружений в минойской архитектуре являются погребальные сооружения. Чем древнее было погребение, тем для большего числа людей оно предназначалось. Формы их были разнообразны. Наиболее типичны круглые в плане гробницы – толосы (фолосы), служившие родовыми усыпальницами (рис.). В XVI в. до н.э. они были преобладающей формой захоронений для лиц знатного происхождения в Мессении. Начиная с XV в. до н.э., они становятся основным типом погребальных сооружений в Ми­кенах, а затем и повсеместно в материковой Греции.

Купольные гробницы (фолосы) сооружались в склонах холмов и были выложены изнутри камнем. В плане эти гробницы круглые и соединяются с внешним миром про­ходом, выложенным по обеим сторонам каменной кладкой. Такой проход, называемый «дромос», достигал в отдельных случаях до 37 м длины. Вход в гробницу имел массивный порог с камен­ной дверной рамой, иногда украшенной выпуклыми мра­морными колоннами. На дверную раму опускали каменный блок, над которым помещалась вытесанная в форме тре­угольника каменная глыба, разгружавшая наддверную массу. Вход в гробницу закрывала двустворчатая дере­вянная дверь, ни один из образцов которой по вполне по­нятным причинам не сохранился. Гробница в собственном смысле этого слова сооружа­лась, как правило, в склоне холма недалеко от его вершины. Ее сооружение начиналось с вертикально выкопанной круглой ямы, которая выкладывалась изнутри — за исклю­чением дверного проема – каменными плитами. При этом каждый последующий (сверху) ряд камней выкладывался с таким расчетом, чтобы кладка в конце концов сошлась посередине в одной точке. Одновременно от склона холма рыли проход, у внутреннего конца которого сооружался вход в гробницу, а по обеим сторонам устанавливалась опорная каменная кладка (рис. 1.33).

Рис. 1.33. Продольный разрез микенской купольной гробницы, XIV в. до н.э.

Конструкция фолосов прошла эволюцию от примитив­ных купольных гробниц с довольно простым входом до эффектных сооружений с великолепно решенным вход­ным пространством. Лучшим образцом такого типа явля­ется так называемая «сокровищница Атрея» в Микенах, сооруженная, по всей вероятности, в начале XIII в. до н. э.: «Среди развалин Микен … находятся и подземные жилища Атрея, и его сыновей, где хранились их сокровища и богатства. Здесь же и могила Атрея и могилы тех, кто вместе с Агамемноном были убиты на пиру Эгисфом, – по возвращении, их из Трои…» (Павсаний, II, 16, 5).

В более поздних фолосах с правой стороны зачастую встречаются ниши для предметов культового характера. После совершения обряда погребения дромос засыпали и холм вновь обретал свой первоначальный вид. Лишь на вершине гробницы оставляли холмики из глины, по кото­рым фолосы и распознавались грабителями. Гробница ис­пользовалась для захоронений по нескольку раз. При этом, чтобы освободить вход в гробницу, нужно было расчистить дромос от глины.

В общей сложности в районе Микен­ского акрополя обнаружено девять фолосов. Они датиру­ются XV-XIII вв. до н.э.

Наиболее известна из них «Гробница Агамемнона» в Микенах (XIV век до н.э.).

Большая круглая камера диаметром 14,5 м была покрыта куполом высотой 13,2 м. Его кривая начинается от самого пола. Купол выложен концент­рическими кольцами с горизонтальными постелями. Купола и своды, сложен­ные по такой системе, не дают распора и потому называются «ложными». Ложные купола и своды выполняются без кружал, постепенным нависанием од­ного ряда над другим, одного кольца над нижележащим. Они появились раньше клинчатых; в архитектуре ми­кенской Греции система ложных купо­лов и сводов достигла большего разви­тия, чем в какой-либо другой архитек­туре. Монолиты, перекрывающие вход, громадны, один из них весит более 100 т. При низком уровне строительного про­изводства такие плиты могли быть под­няты лишь соединенными усилиями громадного числа людей (рис. 1.34).

a б

Рис. 1.34. «Гробница Агамемнона» в Микенах: a – главный вход; б – дромос (коридор)

Реальные габариты этой гробницы следующие: диаметр пола – 14,6 м, высота купола – 13,3 м, высота входа – 5,4 м, ширина входа – 2,7 м снизу и 2,45 м сверху, длина дромоса – 36 м, ширина – 6 м (рис. 1.35).

Постепенно уменьшение высоты каменных блоков от основания купола к вершине визуально увеличивало габариты купола, придавали интерьеру особую «воздушность». Гробница производит впечатление гораздо большей, чем она является по своим абсолютным размерам. Гробница казалась больше своих истинных размеров (рис. 1.36-а). В швы меж­ду камнями были вставлены бронзовые розетки (рис. 1.36-б). Синий купол напоминал ночной небосвод, а розетки – звезды.

Рис. 1.35. План «Гробницы Агамемнона» (XIV век до н.э.):

1 – высеченная в скале погребальная камера; 2 – центральная камера; 3 – вход в гробницу,

перекрытый плитами; 4 – дромос

a б

Рис. 1.36. a – потолок гробницы (техника «ложного свода»); б – реконструкция интерьера

Следует отметить, что в крито-микенскую эпоху отдельно стоящие храмы встречались очень редко. Как правило, небольшие святилища включались в общую композицию дворцового комплекса (например, «Зал священной секиры» в Кносском дворце).

Исключением из правил может служить небольшой мегарон в Элевсине (XIII-XII вв. до н.э.), предназначенный для проведения мистерий богини Деметры. Это был двухнефный мегарон с опорами на главной оси, который сыграл особую роль в дальнейшем развитии греческого зодчества. Его место впоследствии занял мистериальный храм Деметры – Телестерион. Древний мегарон был симметричным зданием, припод­нятым на несколько ступеней. В нем можно видеть прообраз ранне­го греческого храма – также мегароноподобного и двухнефного. Этот храм стоял около священного источника Каллихоры и был ориентирован на точку захода Солнца в день зимнего солнцестояния (22 декабря). Храм был невелик, поэтому богослужения здесь проходили во дворе (теменосе) (рис. 1.37).

Рис. 1.37. План древнейшего храма богини Деметры в Элевсине (XV-XIV вв. до н.э.);


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: