Применение различных методов формирования действия по этапам алгоритма

Методы адаптивного физического воспитания

Из общих методов в АФВ используются:

репродуктивный — преподаватель подводит ученика к основному умению определенной последовательностью упражнений. Дети анализируют действия, определяют сходства и различия. Преподаватель демонстрирует ученику вид деятельности (например, упражнения, игры) и привлекает его к этой деятельности;

проблемный — создается проблемная ситуация. Преподаватель предлагает задачу, побуждающую к анализу, сравнению, выводам (систематизации знаний);

игровой — подвижные или спортивные игры, использование сюжета, например сказочного.

Одним из специальных методов АФВ является пропедевтика — изучение представлений ученика, его памяти, мышления, речи, моторики; обучение его ориентации в пространстве и типичных ситуациях; коррекция серьезных недостатков восприятия; привитие навыков дисциплины и повышение трудоспособности; формирование мотивации к тренировкам.

Кроме того, в коррекционной педагогике используются следующие технологии: проективно-рефлексивное обучение, развивающее обучение, коллек-

тивное творческое воспитание, реабилитационные занятия. Большое внимание уделяется нестандартным занятиям: интегрированным, игровым, соревновательным, хореографическим, межпредметным, бинарным, занятиям с разновозрастными группами.

• Постановка задачи: учитель обращает внимание учеников на проблемную ситуацию. После того, как ученики восприняли предложенную проблему, преподаватель руководит поиском решения.

• Создание представления: преподаватель демонстрирует ученику упражнение; учит его выделять то существенное, что требует усвоения, вовлекает ученика в выполнение этого упражнения; учитель демонстрирует, как выполнять данное упражнение в различных ситуациях; учитель просит ученика выполнить изучаемое упражнение.

• Повторение: применяются зеркальный, игровой, соревновательный методы.

• Осуществление действия на словах: в парах или малых группах обсуждаются проблемы, которые возникали при выполнении изучаемого упражнения.

• Индивидуальная самостоятельная работа ученика: доведение действий, которые изучаются, до двигательного навыка, а также самостоятельный поиск вариантов выполнения этих действий в новых условиях.

Деятельность учеников регулируется системой вопросов. Правильные вопросы преподавателя помогают ученику увидеть суть действия, творчески применять его в жизни. Примеры вопросов:

• Можно ли выполнить эту задачу?

• Кто знает, как решить эту задачу?

• Сколькими способами можно выполнить эту задачу?

• Какими новыми способами можно выполнить эту задачу?

• Как мы будем выполнять эту задачу?

Материально-техническое обеспечение

Занятия физическими упражнениями проводятся в специально предназначенных для этого спортивных помещениях соответствующих учреждений, но следует отметить, что поскольку конечной целью адаптивного физического воспитания является интеграция инвалидов в общество, желательно, по возможности, проводить занятия АФВ в общественных спортивных сооружениях и на спортивных площадках. Главные критерии при выборе спортивной базы:

• соответствие спортивного сооружения (площадки) цели занятия;

• доступность сооружения для учеников в связи с их нозологией, наличие специальных приспособлений и оснащения;

• доступность в транспортном отношении, если сооружение (площадка)находится не на территории учреждения.

Литература:

1. Закон РФ «О физической культуре и спорте» (1999 г.).

2. Теория и методика физической культуры: Учебник / Под ред. Ю.Ф.Курамшина. – М.: Советский спорт, 2003. – 464с.

3. Общие основы теории и методики физического воспитания: Учебник / Под ред. Т.Ю.Круцевич. – Киев: Олимпийская литература, 2003. – Т. 1. - 424с.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: