Методы адаптивного физического воспитания
Из общих методов в АФВ используются:
репродуктивный — преподаватель подводит ученика к основному умению определенной последовательностью упражнений. Дети анализируют действия, определяют сходства и различия. Преподаватель демонстрирует ученику вид деятельности (например, упражнения, игры) и привлекает его к этой деятельности;
проблемный — создается проблемная ситуация. Преподаватель предлагает задачу, побуждающую к анализу, сравнению, выводам (систематизации знаний);
игровой — подвижные или спортивные игры, использование сюжета, например сказочного.
Одним из специальных методов АФВ является пропедевтика — изучение представлений ученика, его памяти, мышления, речи, моторики; обучение его ориентации в пространстве и типичных ситуациях; коррекция серьезных недостатков восприятия; привитие навыков дисциплины и повышение трудоспособности; формирование мотивации к тренировкам.
Кроме того, в коррекционной педагогике используются следующие технологии: проективно-рефлексивное обучение, развивающее обучение, коллек-
тивное творческое воспитание, реабилитационные занятия. Большое внимание уделяется нестандартным занятиям: интегрированным, игровым, соревновательным, хореографическим, межпредметным, бинарным, занятиям с разновозрастными группами.
• Постановка задачи: учитель обращает внимание учеников на проблемную ситуацию. После того, как ученики восприняли предложенную проблему, преподаватель руководит поиском решения.
• Создание представления: преподаватель демонстрирует ученику упражнение; учит его выделять то существенное, что требует усвоения, вовлекает ученика в выполнение этого упражнения; учитель демонстрирует, как выполнять данное упражнение в различных ситуациях; учитель просит ученика выполнить изучаемое упражнение.
• Повторение: применяются зеркальный, игровой, соревновательный методы.
• Осуществление действия на словах: в парах или малых группах обсуждаются проблемы, которые возникали при выполнении изучаемого упражнения.
• Индивидуальная самостоятельная работа ученика: доведение действий, которые изучаются, до двигательного навыка, а также самостоятельный поиск вариантов выполнения этих действий в новых условиях.
Деятельность учеников регулируется системой вопросов. Правильные вопросы преподавателя помогают ученику увидеть суть действия, творчески применять его в жизни. Примеры вопросов:
• Можно ли выполнить эту задачу?
• Кто знает, как решить эту задачу?
• Сколькими способами можно выполнить эту задачу?
• Какими новыми способами можно выполнить эту задачу?
• Как мы будем выполнять эту задачу?
Материально-техническое обеспечение
Занятия физическими упражнениями проводятся в специально предназначенных для этого спортивных помещениях соответствующих учреждений, но следует отметить, что поскольку конечной целью адаптивного физического воспитания является интеграция инвалидов в общество, желательно, по возможности, проводить занятия АФВ в общественных спортивных сооружениях и на спортивных площадках. Главные критерии при выборе спортивной базы:
• соответствие спортивного сооружения (площадки) цели занятия;
• доступность сооружения для учеников в связи с их нозологией, наличие специальных приспособлений и оснащения;
• доступность в транспортном отношении, если сооружение (площадка)находится не на территории учреждения.
Литература:
1. Закон РФ «О физической культуре и спорте» (1999 г.).
2. Теория и методика физической культуры: Учебник / Под ред. Ю.Ф.Курамшина. – М.: Советский спорт, 2003. – 464с.
3. Общие основы теории и методики физического воспитания: Учебник / Под ред. Т.Ю.Круцевич. – Киев: Олимпийская литература, 2003. – Т. 1. - 424с.