Культура и духовная жизнь общества

Традиции и новации в динамике культуры

Общество способно функционировать и развиваться, только наследуя, творчески перерабатывая и обогащая ценности культуры. Поэтому культура – открытая, исторически эволюционирующая система. Ее динамика предполагает многообразные процессы как преемственности, реализующиеся в форме культурных традиций, так и развития, обогащения ценностей культуры, осуществляющиеся в процессе новаторской деятельности.

Культура в аспекте преемственности Культура в аспекте развития
Традиции составляют устойчивую сторону культуры, обеспечивают накопление, сохранение и трансляцию социального опыта, и каждое новое накопление может актуализировать этот опыт, опираясь в своей деятельности на достижения предшествующих поколений. На основе традиций интегрируются и стабилизируются культурно-исторические образования. Культура не может существовать не обновляясь. Новации культуры обеспечивают ее динамизм, рост, возникновение. Но новации – это не хаотичное внедрение нового. Новации связаны с традициями через, так сказать, традицию новаторской деятельности, включающую в себя нормы того, что и каким образом можно изменять в культуре, с кем/чем согласовывать эти изменения и т.п. Продуктивные и социально значимые результаты новаторской деятельности отбираются, закрепляются и включаются в процесс культурной коммуникации через традицию. Динамизм культуры, лишенный стабилизирующих механизмов, ведет к ее саморазрушению.

В своем взаимодействии традиции и новации реализируют стабилизирующую и эвристическую функции в культурно-историческом процессе. История опровергает представления о культуре как абсолютно традиционной, так и о всецело новаторской. Преобладание в системе ценностей определенного типа культуры традиций или новаций обусловливает ее конкретный вектор служит основанием для разделения обществ на традиционные и инновационные. Причем как инновационное можно обозначить и какое-нибудь древнее общество (древнегреческое, к примеру), а как традиционное – какой-нибудь из современных нам типов общества.

В процессе практической деятельности люди вовлекают предметы природы в сферу культуры для удовлетворения своих материальных и духовных потребностей. У этого процесса есть две значимые стороны. С одной стороны, культурная деятельность «очеловечивает» внешний мир. Предметы, взятые из естественной среды, становятся частью человеческой жизни, как бы элементами культуры. С другой стороны, культура не просто преобразует предметы природы, а, преобразуя самого человека, наделяет его способностью разумного, подлинно человеческого пользования материальными и духовными ценностями. В ценностях духовной культуры: нравственных, эстетических, религиозных, воплощается и реализуется общественная природа и творческая активность самого человека, воспроизводятся условия его специфически человеческого бытия.

Специфика духовного производства существенно определяется особенностями его продукта (неуничтожимость в процессе потребления, способность свободно перемещаться в пространстве и историческом времени, невозможность стать объектом частного присвоения), а также всеобщим характером духовного труда. В современных условиях важнейшие элементы духовной жизни общества, во-первых, основываются на конкретных формах общественного сознания; во-вторых, репрезентируют специализированные виды (типы) духовной деятельности; в – третьих, функционируют как институционализированные подсистемы общества.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: