Рождение Венеры

Весна

Учился живописи у монаха Филиппо Липпи и перенял у него ту страстность в изображении трогательных мотивов, которой отличаются исторические картины Липпи. Тонкость и точность линий он перенял у второго своего брата, который был ювелиром. Некоторое время учился вместе с Леонардо да Винчи в мастерской Вероккио. Оригинальная же черта собственного таланта Боттичелли состоит в наклонности к фантастическому. Он один из первых внес в искусство своего времени античный миф и аллегорию, и с особенной любовью работал над мифологическими сюжетами. Особенно эффектна его Венера, которая нагая плывет по морю в раковине, и боги ветров осыпают её дождем из роз, и гонят раковину к берегу.

Лучшим творением Боттичелли считают начатые им в 1474 году фрески в Сикстинской капелле Ватикана.

· Мадонна с Младенцем и ангелом (1465—1467 гг.) Уффици, Флоренция

· Мадонна делла Лоджия (ок.1467 г.), Уффици, Флоренция

· Поклонение волхвов, (ок. 1475 г.), Уффици, Флоренция

· Весна, (между 1477 и 1478 гг.), Уффици, Флоренция

· Фрески Сикстинской капеллы (1481 г.)

· Мадонна Магнификат, (1481 г.), Уффици, Флоренция

· Венера и Марс, (1483 г.), Лондонская Национальная галерея

· Портрет юноши, (1483 г.), Лондонская Национальная галерея

· Рождение Венеры, (ок. 1484 г.), Уффици, Флоренция

· Алтарь Барди (Мадонна Барди), (ок.1485), Государственные музеи, Берлин

· Мадонна с гранатом, (ок. 1487 г.), Уффици, Флоренция

· Благовещенье, (1489—1490 гг.) Уффици, Флоренция

· Клевета, (1495 г.) Уффици, Флоренция

· иллюстрации к «Божественной комедии» Данте.

· Новелла о Настаджио дельи Онести — I, II, III эпизоды — Музей Прадо, IV эпизод — частная коллекция.

· «Покинутая», галерея Палловичини, Рим

· «Мадонна с младенцем», Музей Жакмар-Андре, Париж

· Сцены из жизни святого Зиновия, (между 1500 и 1505) Две — Лондонская Национальная Галерея, один — Нью-Йорк, Метрополитен-музей, другой — Дрезден, Картинная галерея

· Мистическое рождество, 1501 г. — Лондонская Национальная Галерея.

Донателло, 1386 — 13 декабря 1466, Флоренция — один из самых замечательных итальянских скульпторов эпохи Возрождения, основоположник индивидуализированного скульптурного портрета. Донателло придерживался реалистических принципов, иногда кажется, что он нарочно отыскивал некрасивые стороны природы.

Два стиля скульптора. Изучение памятников греко-римской пластики несколько умерило его реалистические стремления. Поэтому у него можно выделить два стиля: реалистический и классический.

К первому относится его статуя Магдалины (около 1434, находится во флорентийской Крестильнице). Это исхудалая старуха с длинными волосами. То же направление видно и в его статуе царя Давида, известной под названием Zuccone («головастый») и помещенной в фасадной стороне башни Джотто, во Флоренции. Статуя эта — портрет современника, с большой лысой головой.

Юдифь и Олоферн

Но лучшие работы — те, в которых он, не увлекаясь излишним реализмом и не подражая произведениям древности, искал своих идеалов в самом себе. Это, например, можно сказать о мраморной статуе св. Георгия и о статуях Давида и апостола Марка. Первая вылита из бронзы, вторая мраморная, обе во Флоренции. Менее удачна бронзовая статуя Юдифи, в Loggia del Lanzi, во Флоренции. Несколько статуй вырублено Донателло для фасада флорентийского собора; между сохранившимися замечательна статуя евангелиста Иоанна.

В 1444г. был призван в Падую для отлития из бронзы конной статуи кондотьера Венецианской республики Гаттамелаты (Erasmo Marzi da Narni). Она стоит теперь перед церковью Св. Антония. Со времен древних римлян не было вылито в Италии ни одной подобной колоссальной статуи.

Замечательна его мраморная статуя Иоанна в музее Барджелло. Худощавый, как скелет, он имеет выражение как бы ни на чём не остановившейся мысли и идет вперед, как бы не зная сам куда; его полуоткрытые уста готовы произнести пророческие слова. Монумент Иоанна XXIII: он послужил образцом для многочисленных надгробных памятников, явившихся в XV и XVI столетиях во многих церквях Италии.

Последние годы своей жизни Донателло провёл во Флоренции, работая до глубокой старости; умер в 1466 и погребён с большими почестями в церкви Сан-Лоренцо, украшенной его работами.

Томмазо Мазаччо (21 декабря 1401, Сан-Джованни-Вальдарно, Тоскана — осень 1428, Рим) — знаменитый итальянский живописец. Представитель флорентийской школы.

В искусстве Флоренции начала XV века доминировал стиль известный как «интернациональная готика». Художники этого стиля создавали в своих картинах выдуманный мир аристократичной красоты, полный лиризма и условностей. В сравнении с ними произведения Мазаччо, Брунеллески и Донателло были полны натурализма и суровой жизненной прозы. Следы влияния старших друзей можно видеть в самой ранней из известных работ Мазаччо.

Триптих Св. Ювеналия.

Все современные исследователи считают этот триптих первым достоверным произведением Мазаччо.

Фреска «Освящение» была написана на стене кармелитского монастыря, и просуществовала примерно до 1600 года. На ней, согласно Вазари, Мазаччо изобразил сцену на площади перед церковью, к которой двигалась большая процессия, развернутая под некоторым углом и образующая несколько рядов. Для своего времени она обладала большой новизной, и, вероятно, не понравилась заказчикам в силу слишком большого впечатления реальности, которое она производила. В ней не было ничего от привычной готики с её аристократичностью, узорчатыми дорогими тканями, золотыми украшениями. Напротив, Мазаччо изобразил процессию горожан в очень простой одежде.

«Портрет молодого человека».

«Мадонна с младенцем и св. Анной» из галереи Уффици. Пространство картины состоит из параллельных планов (этот приём Мазаччо повторяет в некоторых композициях капеллы Бранкаччи): на первом плане колени Мадонны, на втором – младенец Христос и руки Мадонны, на третьем- туловище Мадонны, на четвёртом - трон, св. Анна, занавес и ангелы, и на последнем – золотой фон.

Совместная работа Мазолино и Мазаччо была продолжена в следующем крупном проекте – росписи капеллы Бранкаччи.

Фрески капеллы Бранкаччи являются главным произведением, созданным Мазаччо за свою короткую жизнь.

Мазаччо. «Изгнание из рая».

На фреске изображён библейский сюжет – изгнание первых людей, Адама и Евы, из рая после того, как Ева нарушила божий запрет. Они, рыдая, удаляются из Эдема, над их головами путь на грешную землю указывает ангел на красном облаке с мечом в руке.

Фреска «Чудо со статиром» со времён Вазари считается лучшим произведением Мазаччо (в некоторых русских книгах её именуют «Подать»). Этот эпизод из жизни Христа взят из Евангелия от Матфея (17: 24-27). Иисус и апостолы, путешествуя с проповедями, пришли в город Капернаум. Для того, чтобы войти в город, надо было заплатить пошлину в один статир. Поскольку у них не было денег, Христос приказал Петру поймать рыбу в близлежащем озере и сотворить чудо, достав монету из её чрева. На фреске изображены сразу три эпизода. В центре - Христос в окружении апостолов указывает Петру то, что предстоит сделать; слева – Пётр, поймавший рыбу, достаёт монету из её чрева; справа – Пётр отдаёт монету сборщику налогов возле его дома.

Мазаччо, «Крещение неофитов». Эпизод взят из «Деяний апостолов» (2:41): «Итак охотно принявшие слово его крестились и присоединились в тот день душ около трёх тысяч;». Пизанский полиптих – единственное точно датированное произведение художника; датировка всех остальных его работ приблизительна.

«Мадонна с младенцем и четырьмя ангелами»была центральной панелью полиптиха. В 1855 году она хранилась в коллекции Саттона как работа Джентиле да Фабриано. В 1907 году Бернард Беренсон определил её как работу Мазаччо. С 1916 года картина хранится в Национальной галерее, Лондон. Произведение сильно пострадало; оно обрезано в нижней части, на поверхности утраты красочного слоя, обезображенные ретушью. Раньше платье Мадонны было выполнено светящейся красной краской, наложенной на серебряные листы подосновы. Сегодня блестящий декоративный эффект произведения утрачен.

Мазаччо здесь практически полностью отказался от основы готической живописи – ясной, плавной линии, обрисовывающей силуэты персонажей, но лепит форму цветом, упрощая её, и сообщая ей обобщённо-геометрическую ритмичность Он также отказывается здесь от декоративной игры узоров, присущих его совместной с Мазолино картине «Мадонна с младенцем и св. Анной», которые, судя по всему, были ему абсолютно чужды. Традиционный для картин XIV века золотой фон у Мазаччо почти полностью закрыт монументальным антично-классическим троном, украшенным маленькими колоннами с коринфским ордером. Тип младенца позаимствован им с античных изображений Геракла в младенчестве; дитя задумчиво сосёт виноград, помогая пальцами лучше его распробовать. Исследователи считают сюжет с виноградом евхаристической аллюзией, символом вина причащения, т.е. в конечном итоге символом крови Христовой, которая будет пролита на кресте. Этот символизм усиливался сценой Распятия, которая находилась прямо над Мадонной с младенцем.

Мазаччо, «Распятие» - картина написана на золотом фоне, только под ногами персонажей изображена узкая полоска земли. Золотой фон символизирует вневременность и иномирность происходящего. Слева стоит Мадонна, справа Иоанн Креститель, у подножья креста в отчаянии раскинула руки Мария Магдалина. Деформированное тело Христа некоторые исследователи считают неудачной попыткой передать его в перспективном сокращении при взгляде снизу.

«Поклонение волхвов» (21х61см), «Распятие св. Петра и казнь Иоанна Крестителя» (21х61см) и «История св. Юлиана и св. Николая» (22х62см).

Мазаччо. «Мадонна с младенцем».

Мазаччо. «История св. Юлиана». На небольшой доске размером 24х43 см. написана история из жизни св. Юлиана. В левой части св. Юлиан во время охоты беседует с дьяволом в человеческом обличье, который предсказывает смерть отца и матери Юлиана от его руки. В центральной части изображены отец и мать св. Юлиана в спальне, где он, приняв их за свою жену и её любовника, убил обоих. В правой части он в потрясении видит свою жену живой.

Мазаччо. Троица. ц. Санта Мария Новелла

«Троица» представляет собой фреску, размером 667х317 см., написанную в церкви Санта Мария Новелла во Флоренции, и перенесённую впоследствии на холст. На фреске изображён Бог-отец возвышающийся над распятием, возле которого четыре фигуры предстоящих – Марии и Иоанна Крестителя, и под ними - двух донаторов, сложивших руки в молитве. В нижней части написана гробница с мощами Адама. «Троица» считается одним из самых главных произведений, повлиявших на развитие европейской живописи.

Мазаччо, «Св. Иероним и Иоанн Креститель»

Творчество Мазаччо оказало глубокое влияние на развитие ренессансной живописи, и шире – всей европейской живописи в целом. Его работы изучали многие поколения художников, среди которых были Рафаэль и Микеланджело. Короткая, но необычайно богатая творческими открытиями жизнь выдающегося мастера приняла в Европе почти легендарный вид, и нашла отклик в произведениях искусства. О нём вышло большое количество книг и журнальных статей на многих языках мира.

Джованни Беллини род. ок. 1430-33, Венеция, — ум. 1516, Венеция — итальянский художник венецианской школы живописи.

Беллини уже при жизни был признанным мастером, выполнявшим множество самых престижных заказов, однако его творческая судьба, равно как и судьба его важнейших произведений плохо документирована, поэтому датировка большинства картин приблизительна.

Беллини. Св. Иероним проповедует льву. ок. 1450

Греческая Мадонна. ок. 1460. Галерея Брера, Милан.

Беллини. Мёртвый Христос поддерживаемый ангелами. ок. 1460.

Другая тема его творчества, «Оплакивание Христа» (Пьета) также ведет своё происхождение из византийской традиции. «Пьета» из Академии Каррара, Бергамо, и «Пьета» из музея Польди Пеццоли, Милан, стали прототипом целой серии картин, изображающих полуфигуру мёртвого Христа, возвышающуюся над саркофагом. Этот тип распространился и за пределами Венеции. «Пьета» из Бергамо очень трагична, однако лица персонажей в ней скорее напоминают маски.

Беллини. Триптих Св. Себастьяна. 1460-64. Венеция, Галерея Академии.

К середине 1460х годов Джованни становится известным мастером, и начинает получать престижные заказы на исполнение церковных алтарей. Между 1460 и 1464 годами он участвовал в создании алтарей для церкви Санта Мария делла Карита. Эта церковь в середине XV века была перестроена, и для четырёх фамильных алтарей Беллини были заказаны четыре триптиха: «Триптих св. Лаврентия», «Триптих св. Себастьяна», «Триптих Мадонны» и «Триптих Рождества». Сегодня все они хранятся в Галерее Академии, Венеция. Исследователи считают, что по большей части эти алтари писали другие художники, а Джованни мог принадлежать сам замысел. Не вызывает сомнений только «Триптих св. Себастьяна», который считается работой целиком выполненной рукой Джованни Беллини.

Беллини. Полиптих Св. Винченцо Феррера. после 1464 г. Ц. Санти Джованни э Паоло, Венеция.

Беллини. Алтарь Сан Джоббе. 1478-80. Венеция, Галерея Академии.

Около 1480 года Джованни пишет картину «Мадонна с младенцем и шестью святыми» для алтаря венецианской церкви Сан Джоббе (Св. Иова), которая сразу стала одним из наиболее известных его произведений.

«Мадонна с младенцем» из Академии Каррара, Бергамо, написанная в 1483 году, отличается особым чувством умиротворённости. Детали в изображении «Мадонн» в итальянском искусстве никогда не были случайными, в частности, элементы пейзажей являлись эмблематическими знаками Мадонны, которые находились в согласии с атрибутами, приписываемыми ей в гимнах, аналектах и хвалебных песнопениях (лаудах). Позы мадонн, детали их окружения были метафорами смыслов, содержавшихся в гимнах. Они имели множество оттенков, и предоставляли обширные возможности для импровизаций, разобраться в которых подчас крайне трудно. Беллини, написавший множество «Мадонн с младенцем», был одним из тончайших мастеров этих импровизаций, над которыми, однако, постоянно витал византийский дух.

·

Беллини. Мадонна с младенцем. 1475-80. Венеция, Музей Коррер.

·

Беллини. Мадонна с младенцем. ок. 1480. Музей Метрополитен, Нью-Йорк.

·

Беллини. Мадонна с младенцем. 1483. Бергамо, Академия Каррара.

·

Беллини. Мадонна с младенцем. 1487. Венеция, Галерея Академии.

Беллини. Триптих Фрари. 1488. Венеция, ц. Санта Мария деи Фрари.

Следующей крупной работой художника является триптих из венецианской церкви Санта Мария деи Фрари. На нём художник изобразил в центре — Мадонну с младенцем на троне, слева — святых Николая и Петра, справа — святых Марка и Бенедикта. На картине есть подпись художника и дата 1488 г. На золочёной апсиде над головой Мадонны оставлена надпись «Janua certa poli duc mentem dirige vitam: quae peragam commissa tuae sint omnia curae» (Надёжные врата неба, руководи разумом, управляй жизнью: пусть всё, что я делаю, будет вверено твоему попечению).

Беллини. Св. Марк представляет Агостино Барбариго. Деталь картины "Мадонна с младенцем, св. Марком, св. Августином и коленопреклонённым Агостино Барбариго.

Этим же 1488 годом датируется «Мадонна с младенцем, Святыми Марком и Августином и коленопреклонённым Агостино Барбариго» из церкви Сан Пьетро Мартире в Мурано (на ней есть подпись художника и дата).

Беллини. Святое собеседование. ок. 1490.Венеция, Галерея Академии.

Продолжением и развитием этой творческой линии является картина «Святое собеседование» (Венеция, Галерея Академии). На ней можно видеть, как из темноты пространства свет выхватывает фигуры Мадонны, св. Екатерины и св. Магдалины, объединённых молчанием и священными мыслями. Удачное художественное решение темы, найденное в этой картине имело продолжение в нескольких вариациях, напр. «Мадонна с младенцем, Иоанном Крестителем и Анной (или Елизаветой)» из Национальной галереи Урбино, и «Мадонна с младенцем четырьмя святыми и донатором» (Нью-Йорк, Библиотека Пирпонта Моргана).

Беллини. Портрет дожа Леонардо Лоредано. 1501. Лондон, Национальная галерея.

Беллини. Мадонна на лугу. ок. 1505. Лондон, Национальная галерея.

В 1500—1505 годах художник написал картину «Читающий святой Иероним в пейзаже» и один из своих шедевров — «Мадонну на лугу» (ок. 1505 г., Лондон, Национальная галерея). Беллини «Мадонна с благословляющим младенцем Христом» (1509, Детройт, Институт искусств).

Джованни Беллини. Мадонна на троне со святыми Петром, Екатериной, Лючией и Иеронимом. 1505. Ц. Сан Дзаккариа, Венеция.

В старости Беллини не утратил способности, как к восприятию нового, так и к обновлению своего искусства. Несмотря на преклонный возраст (в 1505—1510х годах ему было приблизительно 75 лет), он оказался способным создать новые шедевры. 23 февраля 1506 г. Марин Санудо в своих «Дневниках» сделал запись о смерти Джентиле Беллини, и добавил: «остался его брат Дзуан Белин, самый превосходный живописец Италии». Альбрехт Дюрер, посетивший в том же году Венецию в письме Виллибальду Пиркхеймеру сообщал: «…Джованни Беллини… очень хвалил меня в присутствии многих господ, ему хотелось иметь что-нибудь из моих работ. И он сам приходил ко мне и просил, чтобы я ему что-нибудь сделал. Он же хорошо мне заплатит. Все говорят мне, какой это достойный человек, и я тоже к нему расположен. Он очень стар, но всё ещё лучший в живописи».

Джованни Беллини. Пьета. 1500—1514 гг. Галерея Академии, Венеция.

В 1505 году Джованни пишет еще одну алтарную картину «Мадонна с младенцем на троне, и святыми Петром, Екатериной, Лючией и Иеронимом» для церкви Сан Дзаккариа в Венеции. Картина издавна считалась одним их самых изысканных и прекрасных его произведений. Композиционно Беллини здесь повторил опыт с алтарём Сан Джоббе — апсида, в которой расположились Мадонна с младенцем и предстоящие, как бы продолжает пространство храма.

Джованни Беллини. Святые Христофор, Иероним и Людовик Тулузский. 1513. ц. Сан Джованни Кризостомо, Венеция.

В этот же период была создана великолепная «Пьета» из Галереи Академии, Венеция, на пейзажном фоне которой можно узнать главные здания Виченцы — собор, башню, базилику, а также колокольню церкви Сант Аполлинаре Нуово в Равенне. Картина «Великодушие Сципиона» (Вашингтон, Национальная галерея) была написана Беллини в монохромной технике.

Завершающий этап его творчества, 1514—1516 годы на удивление богат новыми темами и блестящим художественным их решением. В этот период он написал «Опьянение Ноя» (Музей изящных искусств, Безансон), в котором видно влияние Джорджоне. Беллини воспринимал новые художественные тенденции XVI века, не отказываясь от воспитавшего его искусства кватроченто, и оставаясь верным рисунку, как основе произведения. В этот же период он создал картину «Обнажённая перед зеркалом» (Музей истории искусства, Вена), которая своей светскостью достаточно резко выделяется на фоне его многочисленных произведений на религиозные темы. Он ещё раз обратился к теме «Оплакивание Христа».

Поздний шедевр Беллини — картина «Пиршество боговДжованни Беллини. Пиршество богов. 1514. Вашингтон, Национальная галерея искусства.

Беллини. Портрет Фра Теодоро да Урбино. 1515. Лондон НГ.

Последним законченным произведением мастера считают «Портрет Фра Теодоро из Урбино».

Пинтури́ккьо, 1454, Перуджа — 1513, Сиена) — итальянский живописец.

«Портрет мальчика», Дрезденская картинная галерея, ок.1500

Работал во многих городах Италии — Перудже, Риме, Орвьето, Сполето, Сиене. Наиболее известные росписи — в церкви Санта-Мария-дель-Пополо, Апартаментах Борджиа и Сиенском соборе (библиотека Пикколомини). На его фресках часто появляются «гротески» (элементы растительного и архитектурного орнамента). Из станковых полотен примечателен «Портрет мальчика», хранящийся в Дрезденской галерее.

Пьетро Перуджино; 1446—1524.

Работал во многих городах Италии, но более всего в Перудже, где он был главой большой мастерской. В 80-90-х годах XV века Перуджино был одним из самых прославленных художников Италии. Самый же знаменитый из его учеников — Рафаэль.

Выделяется фреска «Передача ключей св. Петру», которая отличается стройностью композиции. Одна из самых известных картин — «Оплакивание Христа».

Перуджино умер от чумы в Перудже в 1524 году. После смерти своего ученика Рафаэля Перуджино завершил незаконченные им фрески в церкви Перуджи.

Фреска «Передача ключей св. Петру» в Сикстинской капелле Ватикана, 1481—1482;

«Св. Себастьян»

«Оплакивание Христа», около 1494-95, Галерея Уффици, Флоренция;

фреска «Распятие» в церкви Санта-Мария Маддалена деи Пацци во Флоренции,

·

Пьета. 1494-1495. Уффици. Флоренция

Вручение ключей Петру. 1480-1482. Сикстинская капелла. Ватикан. Рим

Мадонна на троне с младенцем и двумя святыми. Лувр. Париж

Донато Браманте; 1444—1514 — основоположник и крупнейший представитель архитектуры Высокого Возрождения. Его самой известной работой является главный храм западного христианства — базилика Святого Петра в Ватикане.

Начинал как живописец. В 1476 г. был приглашен в этом качестве в Милан ко двору герцога Лодовико Моро, где встретился с Леонардо да Винчи, чьи идеи в области градостроительства оказали на него большое влияние.

Миланский период Браманте длился двадцать лет. Он возвёл несколько зданий, например, алтарную часть церкви Санта-Мария-делле-Грацие. С 1499 г. после захвата Милана французскими войсками переехал в Рим. Здесь искусство Браманте приобрело классическую чистоту и монументальность. Наибольшей пластической цельности он достиг в маленькой часовне-ротонде Темпьетто (1502) во дворе монастыря Сан-Пьетро ин Монторио. При папе Юлии II стал главным папским архитектором; с 1503 г. вёл по поручению Юлия II обширные работы в Ватикане (двор Сан-Дамазо и двор Бельведера). Спроектировал и начал строить главный храм Рима — собор Св. Петра в Ватикане (с 1505 г.) и успел возвести храм до высоты арок. Творчество Браманте — одна из вершин архитектуры Возрождения.

В комплексе Ватиканского дворца находятся две постройки Браманте — дворы Бельведера (1503—1545) и Сан Дамазо (ок. 1510). Другие выдающиеся работы Браманте — круглый храм Темпьетто во дворе монастыря Сан Пьетро ин Монторио (1502), внутренний дворик церкви Санта-Мария-делла-Паче и фасад палаццо Канчеллерия (1499—1511), одного из наиболее изысканных ренессансных дворцов в Риме.

Темпьетто во дворе церкви Сан-Пьетро-ин-Монторио, Рим

Миланский период: Санта Мария прессо Сан-Сатиро (его первая архитектурная работа) (1482-86). Представляет собой перестройку и переоформление здания, сооруженного в IX веке. Комплекс включает в себя короткую Т-образную в плане трехнефную перекрытую цилиндрическими сводами церковь и восьмигранную сакристию у правой ветви трансепта.Пространство средокрестия перекрыто полусферическим куполом на парусах и низком барабане.

Собор в Павии. (1488). Браманте - один из строителей.

Санта-Мария-делле-Грацие (1492-97). Браманте занимался перестройкой церкви. Ему принадлежит лишь общая идея, и он лично посторил лишь хоры, огибающие купол снаружи и основную часть здания без купола. Главный характерный прием - ступенчатое расположение отдельных частей здание, что еще сильнее выявляет купол - композиционный центр здания. Именно Браманте посторил при этой церкви трапезную, где впоследствии Леонардо да Винчи написал свою «Тайную Вечерю»

В Риме:

§ Санта-Мария-делла-Паче (1500—1504). Композиция делится на два яруса. Первый ярус — аркада, второй — открытый портик, где столбы чередуются со свободностоящими колоннами. Исчезает тяготение к декоративности и полихромии. Нет архивольтов

§ Палаццо делла Канчеллерия (1499—1511). Фасад очень длинный, рустованный с имитацией клееной кладки. Композиция делится на три яруса, почти лишенные декора. Первые два яруса — аркады с колоннами тосканского ордера, третий ярус — пилястры. Колонны нижнего яруса темнее по цвету, чем колонны верхнего.

§ Двор Бельведер. (1505). Не осуществлен. Предполагался единым ансамблем с террасной организацией пространства на единой оси.

§ Сан да Маза (1510)

· Темпьетто (Часовня — ротонда; «Маленький храмик»; Три основных ступеньки; крипта).

· Собор Святого Петра. (1506 — 1514). В основе плана Браманте лежал равноконечный греческий крест. В углах должны были располагаться четыре купольные капеллы, а по углам внешнего объема четыре колокольни. Композиция предполагалась центрально-осевая и строго симметричная. Ко времени смерти Браманте были возведены лишь четыре средних пилона и часть южной стены.

Вопрос 5.

IV период - Позднее возрождение

Чинквече́нто (итал. cinquecento — букв. пятьсот, а также 1500-е годы) итальянское название XVI века. Историками искусства и культуры используется для обозначения определённого периода в развитии итальянского искусства Возрождения — периода конца Высокого Возрождения и Позднего Возрождения. В это время работали величайшие мастера Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль Санти и Тициан, при жизни прозванные современниками «божественными»; а также Веронезе и Тинторетто, чьё творчество относится к Позднему Возрождению, заключительному периоду в истории итальянского Ренессанса.

- Леонардо да Винчи (1452 – 1519)

- Рафаэль (1483 – 1520) Санти

- Микеланджело – Буанаротье – скульп. «Пьета»(1475 – 1564)

- Тициан (1476/77 – 1576)

- Андрео Палладио (1508 – 1580) – Венеция – архитектор

- Паоло Веронезе (1528 – 1588)

- Тинторетто (1518 – 1594)

- Искусство маньеризма – «манера» (фантастичнос не классицизм)

Леона́рдо ди сер Пье́ро да Ви́нчи, 15 апреля 1452, село Анкиано, около городка Винчи, близ Флоренции — 2 мая 1519, замок Кло-Люсэ, близ Амбуаза, Турень, Франция) — великий итальянский художник (живописец, скульптор, архитектор) и учёный (анатом, естествоиспытатель), изобретатель, писатель, один из крупнейших представителей искусства Высокого Возрождения, яркий пример «универсального человека» (лат. homo universalis) — идеала итальянского Ренессанса. Явив собою идеал ренессансного «универсального человека», Леонардо осмысливался в последующей традиции как личность, наиболее ярко очертившая диапазон творческих исканий эпохи.

Леонардо да Винчи родился 15 апреля 1452 года в селении Анкиано близ Винчи: недалеко от Флоренции Его родителями были 25-летний нотариус Пьеро и его возлюбленная, крестьянка Катерина. Первые годы жизни Леонардо провёл вместе с матерью. Его отец вскоре женился на богатой и знатной девушке, но этот брак оказался бездетным, и Пьеро забрал своего трёхлетнего сына на воспитание. Разлученный с матерью Леонардо всю жизнь пытался воссоздать её образ в своих шедеврах. Жил он в это время у деда. В Италии того времени к незаконнорожденным детям относились почти как к законным наследникам. Многие влиятельные люди города Винчи приняли участие в дальнейшей судьбе Леонардо. Леонардо не имел фамилии в современном смысле; «да Винчи» означает просто "(родом) из городка Винчи». Полное его имя — итал. Leonardo di ser Piero da Vinci, то есть «Леонардо, сын господина Пьеро из Винчи».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: