double arrow

И. Н. Шокина


План

ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ

1. Сущность, задачи трудового воспитания.

2. Система трудового воспитания.

3. Организация профориентационной работы в школе.

Список литературы

1. Копылова, Т. Г. Система профессиональной работы в коррекционной школе VIII вида / Т. Г. Копылова, О. Л. Лашина // Дефектология. - 2006. - № 5. - С. 75-78.

2. Олигофренопедагогика : учеб. пособие для вузов / Т. В. Алышева, Г. В. Васенков, В. В. Воронкова и др. – М. : Дрофа, 2009. – С. 288-301.

3. Сластенин, В. А. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов. – М. : Академия, 2005. – С. 315-320.

1. Трудовое воспитание есть процесс вовлечения учащихся в разнообразные педагогически организованные виды общественно полезного труда с целью передачи им минимума производственного опыта, трудовых умений и навыков, развития у них творческого практического мышления, трудолюбия.

Трудовое воспитание – это совокупность учебно-воспитательных мероприятий, направленных на формирование у умственно отсталых учащихся положительного отношения к труду, развитие трудовых умений и навыков, формирование уважительного отношения к людям труда.




Цель трудового воспитания – подготовка умственно отсталых учащихся к самостоятельной практической деятельности.

В условиях специальной школы решаются следующие задачи трудового воспитания учащихся:

1) формирование у учащихся положительного отношения к труду;

2) формирование знаний, умений и навыков по определенному трудовому профилю; умений использовать в практической деятельности общеобразовательные знания и умения;

3) воспитание высоких качеств, трудолюбия, долга, ответственности, целеустремленности и предприимчивости и т. д.;

4) развитие способности трудиться в коллективе, включаться в доступные формы общественно-трудовой деятельности;

5) Коррекция психофизических недостатков средствами труда.

Вхождение России в рыночные отношения поставило перед педагогикой, в том числе и специальной, сложную задачу: необходимо воспитать не просто трудолюбивую, но и конкурентоспособную личность.

Конкурентоспособная личность это не одно качество, а совокупность свойств личности: а) высокий уровень работоспособности; б) стремление к качественному конечному результату; в) стрессоустойчивость, способность преодолевать трудности; г) творческое отношение к делу, труду; д) стремление к профессиональному самосовершенству; е) способность к принятию ответственных, порой рискованных решений; ж) коммуникабельность, способность к кооперации, сотрудничеству, сотворчеству; з) способность к быстрому освоению нового дела; и) способность к самообразованию, саморегуляции, саморазвитию.



2. Содержательную основу трудового воспитания школьников составляют следующие виды общественно полезного труда: самообслуживающий, хозяйственно-бытовой, труд в порядке шефства, производительный. Кроме того важное значение имеет учебный труд.

Учебный труд включает в себя труд умственный и физический. Умственный труд является наиболее напряженным, требует больших волевых усилий, терпения, устойчивости.

Физический труд предусмотрен школьными программами на уроках трудового обучения в учебных мастерских и на пришкольных участках.

Уже в начальных классах на уроках ручного труда умственно отсталые учащиеся приобретают элементарные навыки работы с бумагой, картоном, пластилином, природными материалами, тканью, фанерой, проволокой, металлоконструктором. Когда на уроках трудового обучения учащиеся занимаются обработкой тех или иных материалов, они познают их технологические свойства. Эти знания дополняются информацией учителя (в доступной форме) о промышленных производствах, которые занимаются изготовлением и обработкой данных материалов. Например, если учащиеся работают с бумагой или картоном, то речь на уроке может идти о лесодобывающей, целлюлозной, бумажной промышленности, и о профессиях людей, связанных с ними. Если школьники работают с тканью, то им можно рассказать о хлопководстве, овцеводстве, о прядильном и ткацком производствах. Когда на уроках трудового обучения младшие школьники изготавливают какие-либо изделия, они усваивают простейший технологический процесс. Учитель рассказывает им о соответствующих отраслях, о производствах, где налажено промышленное изготовление подобных изделий.



Знакомство младших школьников с трудом взрослых осуществляется и в свободное от уроков время. Учитель проводит для них экскурсию по школе, рассказывает о труде учителей, лаборантов, библиотекарей, уборщиц, поваров, медсестер. Он знакомит школьников с профессиями их родителей, организуя встречи с ними на классных и школьных праздниках. Учитель рассказывает ученикам о предприятиях, расположенных в районе школы, об их тружениках. Проводит экскурсии на почту, в ателье, в мастерские по ремонту техники и т.д.

Знакомя школьников на уроках и в свободное время с профессиями и занятиями людей, учитель рассказывает о том, как взрослые работают на своих рабочих местах: какими инструментами, на каких машинах, какие операции выполняют.

Рассказывает о том, что необходимо соблюдать порядок на рабочем месте, правила техники безопасности и гигиены труда, бережно относиться к рабочим инструментам и экономно расходовать материалы, выполнять работу качественно и в срок.

В IV классе осуществляется общетехническое трудовое обучение. Начинается работа в профессиональных мастерских. Приобретают новые организационные умения и навыки, требуемые для работы в мастерских.

В V - VIII классах учащиеся получают знания, умения и навыки, связанные с освоением определенной специальности. Школьники – подростки узнают о главных отраслях хозяйства, выполняют несложные заказы предприятий.

В IX классе умственно отсталые школьники переходят от общего курса профессионально-трудового обучения к овладению знаниями, умениями и навыками, требуемым работникам определенного предприятия.

В специальной школе могут быть открыты X, X-XI, X-XII классы или курсы для совершенствования профессионального образования.

Общественно-полезный труд включает в себя труд по самообслуживанию в школе и дома (уборка класса, школьной территории, бытовой труд дома, уход за насаждениями и др.), летнюю работу на полях во время школьных каникул, работу в школьных строительных отрядах, школьных лесничествах.

Следует отметить такой вид общественно-полезного труда как участие в охране природы. Во внеурочное время учащиеся изготавливают кормушки, домики для птиц, охраняют их гнезда, подкармливают зимующих птиц и животных.

Производственный труд школьников предполагает их участие в создании материальных благ. В него входит трудовая производственная практика. По окончании учебного года старшеклассники и подростки включаются в кратковременный производительный труд на фабриках и заводах, предприятиях сферы обслуживания, строительных отрядах, на пришкольных участках, лагерях труда и отдыха. В течение всего года школьники могут работать во внеучебное время, выполнять эпизодические задания по оказанию помощи шефствующим предприятиям, стройкам и т. д. Важным видом труда является работа учащихся на пришкольных участках, в учхозах, на школьных фермах. Всякий производительный труд школьников должен быть оплачиваемым. Оплата реально убеждает учащихся в значимости их труда, измеряет его производительность и эффективность в понятных категориях. Часть средств, зарабатываемых учащимися, используется в качестве общественного фонда для нужд коллектива.

Самостоятельно заработанные деньги учат детей бережливости, хозяйственному подходу к организации собственной жизни, самостоятельности.

3. Профессиональная ориентация представляет собой систему социально-экономических, психолого-педагогических, медико-биологических, производственно-технических мер, направленных на оказание помощи учащимся и молодежи в профессиональном самоопределении.

Система профориентации включает в себя следующие компоненты: профессиональное просвещение, профессиональная диагностика, профессиональная консультация, профессиональный отбор, профессиональная адаптация.

Профессиональное просвещение дает возможность учащимся приобрести определенные знания о социально-экономических и психофизиологических особенностях различных профессий, об условиях правильного выбора одной из них; способствует воспитанию положительного отношения школьников к различным видам профессиональной и общественной деятельности, формированию мотивированных профессиональных намерений.

Профессиональная диагностика осуществляется специалистами по отношению к каждому конкретному человеку с использованием различных методик. В ходе профессиональной диагностики изучаются особенности высшей нервной деятельности человека, состояние здоровья, интересы и мотивы, ценностные ориентации, установка в выборе профессии.

Профессиональная консультация имеет своей целью установление соответствия индивидуальных психологических и личностных особенностей специфическим требованиям той или иной профессии. Она включает несколько видов консультаций: справочную, в ходе которой выясняются возможности трудоустройства, возможности освоения различных профессий, сроки подготовки, система оплаты труда; диагностическую, которая направлена на изучение личности, ее интересов, склонностей, способностей с целью выявления соответствия их избираемой или близкой к ней профессии; формирующую, с помощью которой осуществляются руководство и коррекция выбором школьниками профессии; медицинскую, направленную на определение состояния здоровья школьника в соответствии с избираемой профессией.

Профессиональный отбор, который осуществляется вне школы, имеет целью – выявление пригодности человека к конкретному виду труда.

Профессиональная адаптация имеет целью активный процесс включения молодого человека в производство, новое социальное окружение, условия труда и особенности конкретной специальности. Успешность адаптации является показателем правильности выбора профессии.

Профориентация в специальной (коррекционной) школе VIII вида складывается из следующих этапов.

Первый этап – 1-3 классы. Он включает изучение трудовых возможностей учащихся в целях предварительного отбора для обучения определенному виду труда, соответствующему широкой профессии. На этом же этапе происходит элементарное профессиональное просвещение школьников – ознакомление с видами труда, изучаемыми в данной школе.

Второй этап – 4 класс. Уточнение трудовых возможностей учащихся и завершение профотбора в рамках определенного вида труда. Начало работы по воспитанию положительного отношения к выбранной профессии.

Третий этап – 5-8 классы. Профпропаганда той профессии, по которой ведется обучение. Изучение способностей и наклонностей школьников сочетается с задачей ориентации на труд по конкретной узкой профессии (специальности).

Четвертый этап – 9 класс. Профадаптация учащихся к условиям производительного труда и к труду на производстве. Профпропаганда овладеваемой узкой профессией.

Одним из решающих условий социальной адаптации учащихся с нарушением интеллекта является правильно организованное профессионально-трудовое обучение. Если тут допущена ошибка, то в дальнейшем это может не только вызвать тяжелые эмоциональные переживания у школьника, но и привести к дезадаптации.

Решая задачу совершенствования трудовой подготовки умственно отсталых детей, Г. В. Васенков выделил два основных направления этой работы.

Первое направление предполагает организационно-структурную перестройку учебного заведения. Второе – изменение содержания учебно-воспитательной работы и повышение ее качества до уровня, соответствующего социально-экономическим условиям настоящего времени.

Первое направление было реализовано на базе школы-интерната № 102 г. Москвы, где организовали учебно-воспитательный комплекс (УВК).

Основными структурными единицами его являются: девятилетняя специальная школа с подготовительным классом и учебно-производственное отделение, которое включает цеха полиграфического, кожгалантерейного и деревообрабатывающего производств. Цеха оснащены современным оборудованием. В УВК организованы медицинская и психологическая службы.

Трехлетнее обучение, которое проходят выпускники специальных школ в учебно-производственном отделении, осуществляется по разработанному на базе УВК учебному плану. Помимо трудовых дисциплин, он включает уроки математики, русского языка, основ физики и химии, граждановедения, истории и культуры родного края, этики и психологии семейной жизни.

Таким образом, профессиональная подготовка включает два этапа: обучение в 5-9 классах специальной школы и трехлетние курсы учебно-производственного отделения. Такой срок (8 лет) позволяет получить большинству выпускников специальных школ начальное профессиональное образование. Если учащийся не овладел профессией и в этот срок, то он имеет возможность после окончания курсов остаться в качестве рабочего в производственных цехах.

Г. В. Васенков считает, что профессиональная подготовка умственно отсталых подростков в учебно-воспитательном комплексе может быть более эффективной, чем в существующих ПТУ. Опыт показывает, что в образовательных учреждениях, предназначенных для лиц с нормальным интеллектом, трудно создать условия, соответствующие возможностям учащихся с отклонениями в развитии.

Увеличение сроков профессионального обучения, изменение учебного плана и программ служат необходимыми, но не решающими факторами совершенствования профессиональной подготовки воспитанников специальных школ. Особое место отводится коррекции недостатков, присущих умственно отсталым учащимся.

В г. Красноярске на базе специальной школы был открыт 10-й экспериментальный класс. Его особенностью является то, что в первой половине дня учащиеся получали профессиональную подготовку в ПТУ при заводе холодильников «Бирюса». Во второй половине дня ученики занимались в школе по специально разработанной программе, предусматривающей занятия деловым письмом, краеведением, полезным трудом, основами экономики. Выпускники 10-го экспериментального класса продолжают работать на заводе холодильников.

Т.П. Трубачева отмечает, что двухлетний опыт работы школы по экспериментальному учебному плану отвечает современным требованиям, способствует комплексному решению коррекционных задач, стоящих перед специальным образовательным учреждением, обеспечивает психологический комфорт и социальную поддержку учащихся, предоставляет им возможность выбора практических ориентиров, соответствующих их интересам и возможностям.







Сейчас читают про: