Нет воспитания без воспитания физического

Физическая культура в профессиональной подготовке

студентов и социокультурное развитие личности студента

Мадридская Декларация ОПЕК, 1991 г.

1. Физическая культура и спорт как социальный феномен современного общества.

2. Социальные функции физической культуры.

3. Физическая культура в структуре профессионального образования.

4. Организационно-правовые основы физической культуры и спорта студенческой молодёжи.

Физическая культура – составная часть культуры, область социальной деятельности, представляющая собой совокупность духовных и материальных ценностей, создаваемых и используемых обществом в целях физического развития человека, укрепления его здоровья и совершенствования его двигательной активности (Федеральный закон о физической культуре и спорте).

Спорт - составная часть физической культуры, средство и метод физического воспитания, основанный на использовании соревновательной деятельности и подготовке к ней, в процессе которой сравниваются и оцениваются потенциальные возможности человека.

Особенность феномена физической культуры и спорта состоит, прежде всего, в том, что они самым естественным образом соединяют в целое социальное и биологическое в человеке.

Все физические качества являются врождёнными, т.е. даны человеку в виде природных задатков, которые необходимо развивать, совершенствовать.

Физическая культура и физическое воспитание – понятия глубоко взаимопроникновенные. Отличительные особенности физического воспитания определяются в основном тем, что это есть процесс, обеспечивающий направленное формирование двигательных навыков и развитие так называемых физических качеств человека, совокупность которых в решающей мере определяет его физическую дееспособность.

В одном ряду с термином «физическое воспитание» применяют термин «физическая подготовка». По существу, они имеют аналогичный смысл, но вторым термином пользуются преимущественно тогда, когда хотят подчеркнуть прикладную направленность физического воспитания по отношению к трудовой или иной деятельности, требующей конкретной физической подготовленности.

На предшествующем историческом этапе физическая культура, рассматривалась в обществе преимущественно с позиции физического воспитания, т.е. педагогического процесса, направленного на формирование двигательных действий и воспитания физических качеств (совершенствование биологической природы) человека. Развиваясь в рамках заданности этой системы, физическая культура «теряла» свои социокультурные формы и функции и представала в сознании человека в виде процесса физической подготовки.

Трансформация физической культуры из феномена целостного развития личности в одно из средств его физической подготовки обозначила сегодня проблему содержательного наполнения государственного стандарта образования по физической культуре.

Реформы образования закрепили образовательную направленность физической культуры. Учебно-воспитательный процесс по физической культуре связан с комплексным воздействием на морфофункциональную сферу, состояние здоровья и психику студентов.

В настоящее время различают следующие типологические составляющие физической культуры:

1. базовая физическая культура;

2. спорт и туризм (их активные двигательные виды);

3. профессионально-прикладная физическая подготовка;

4. оздоровительно-реабилитационная физическая культура;

5. «фоновые виды» физической культуры.

В процессе занятий физической культурой приобретается широкий круг физкультурных и спортивных знаний социологического, гигиенического, медико-биологического и методического содержания. Знания делают процесс занятий физическими упражнениями более осмысленным и в силу этого более результативным. Комплексное решение образовательно-инструктивных, воспитательно-развивающих, оздоровительно-рекреационных задач формирования и развития физической культуры личности студентов.

Важно отметить, что основным фактором реализации физического воспитания служит активная двигательная деятельность, которая обеспечивает формирование рациональных способов выполнения двигательных действий.

Овладевая движениями, имеющими смысловое значение, важными для жизни или спорта двигательными действиями, занимающиеся приобретают умения рационально и полноценно проявлять свои физические качества, познают закономерности движений своего тела.

Двигательная активность характеризуется способностью организма адекватно проявлять физические качества. Эффективность реализации этой функции находится в зависимости от развития и состояния психических процессов, алгоритмизации действий, автоматизации и осознанности операций, возможностей речи, качеств личности (психическая и психологическая готовность). Двигательная активность имеет свои психофизиологические особенности.

Социальная и биологическая значимость функций дисциплины «Физическая культура»состоит в том, что

1. нацеливает на вооружение студентов знаниями,

2. способствует формированию основных двигательных и инструктивных навыков,

3. приучает к систематическому использованию физической культуры в жизни;

4. содействует развитию двигательных и морально-волевых качеств,

5. способствует оздоравливанию и нормальному росту организма.

В настоящее время все чаще употребляется понятие не физи­ческое воспитание (оно связано больше с формированием и совер­шенствованием лишь физических качеств и двигательных спо­собностей), а физкультурное воспитание. В этом термине при­сутствует слово культура, то есть воспитание через культуру, посредством освоения ценностного потенциала физической культуры. В рамках такого подхода в содержании физкультурного воспитания выделяются три основных компонента: социальное, интеллектуальное и двигательное (физическое) воспитание.

Сущность социально-психологического воспитаниясводится к процессу формирования жизненной философии, убежденности, потребностно-деятельностного отношения к освоению ценностей физической культуры. Эффект этого воспитания будет достигнут, если личностные ценности физической культуры будут прочувствованы человеком, поняты и осознаны как жизненно важные и необходимые, а ценностные ориентации будут подкрепляться активной физкультурно-спортивной деятельностью.

Содержание интеллектуального воспитанияпредполагает возможность формирования у человека комплекса теоретических знаний, охватывающих спектр философских, педагогических, медицинских, психологических и других знаний, тесно связанных со знаниями в сфере физической культуры и спорта.

В задачи двигательного воспитания,несомненно, входит ре­шение двигательных задач.

Таким образом, двигательное (физическое) воспитание рассматривается как педагогический процесс формирования здорового образа жизни и физической культуры личности, усвоения помимо ценностей телесно-двигательного характера широкого потенциала культурологических ценностей — интеллектуальных, интенционных и других.

Ценности физической культуры наиболее ярко представлены в трудах академика М.Я. Виленского.

Ценности физической культуры – практически значимая основа физической культуры, направленная на решение социально и профессионально ориентированных, индивидуально-личностных задач.

1. Социально-значимые, представляющие собой цели, представления, нормы, правила по формированию здоровой жизнедеятельности личности.

2. Профессионально-значимые,объединяющие совокупность идей, норм, знаний, умений, навыков, приобретение и развитие необходимых качеств и свойств личности в профессиональной деятельности.

3. Индивидуально-личностный отражает целенаправленную и мотивированную направленность личности на её физическое совершенствование, развитие самосознания, социально-психологических свойств и качеств, обретение чувства индивидуальности, проявление коммуникативных способностей.

Ценности формируются в процессе усвоения личностью социального опыта и отражаются в её целях, убеждениях, идеалах, интересах. В них отражены представления студентов о желаемом. В формировании определённых ценностей, способных удовлетворить потребности студентов, проявляется единство физического, психического и социального развития личности. В сфере физической культуры ценности по качественному критерию могут быть представлены как:

1. Материальные (условия занятий);

2. Физические (здоровье, телосложение, двигательные умения и навыки, физические качества, физическая подготовленность);

3. Социально – психологические (отдых, развлечение, удовольствие, трудолюбие, навыки поведения в коллективе, чувства долга, чести, совести, средства воспитания и социализации, рекорды, победы, традиции);

4. Психические (эмоциональные переживания, черты характера, свойства и качества личности, творческие задатки);

5. Культурные (познание, самоутверждение, самоуважение, чувство собственного достоинства, эстетические и нравственные качества, общение, авторитет).

Освоение ценностей физической культуры способствует актив­ному воздействию не только на физические способности человека, но прежде всего, на его чувства и сознание, психику и интеллект, что обеспечивает формирование устойчивых социально-психологических проявлений: положительной мотивации к физическим упражнениям, ценностных ориентации, интересов и потребностей в сфере физической активности и здоровом стиле жизни.

Такой подход к пониманию сущности физической культуры и спорта, когда во главу угла ставится взаимосвязь интеллектуального, социально-психологического и двигательного компонентов, позво­ляет не только по иному оценить проблемы формирования физи­ческой культуры личности студента и ее, теоретических и методи­ческих основ, но и довести до сознания студенчества необходимость занятий физической культурой и спортом.

Физическая культура и спорт в современном обществе выполняют следующие социальные функции:

1. Преобразовательно-созидательную, что обеспечивает достижение необходимого уровня физического развития, подготовленности и совершенствования личности, укрепление её здоровья, подготовку её к профессиональной деятельности;

2. Интегративно-организационную, характеризующую возможности объединения молодёжи в коллективы, команды, клубы, организации, союзы для совместной физкультурно-спортивной деятельности;

3. Проективно-творческую, определяющие возможности физкультурно-спортивной деятельности, в процессе которой создаются модели профессионально-личностного развития человека, стимулируются его творческие способности, осуществляются процессы самопознания, самоутверждения, саморазвития, обеспечивается развитие индивидуальных способностей;

4. Проективно-прогностическую, позволяющую расширить эрудицию студентов в сфере физической культуры, активно использовать знания в физкультурно-спортивной деятельности и соотносить эту деятельность с профессиональными намерениями;

5. Ценностно-ориентационную, в процессе реализации которой формируются профессионально - и личностно-ценностные ориентации, их использование обеспечивает профессиональное саморазвитие и личностное самосовершенствование;

6. Коммуникативно-регулятивную, отражающую процесс культурного поведения, общения, взаимодействия участников физкультурно-спортивной деятельности. Организации содержательного досуга, оказывающие влияние на коллективные настроения, переживания, удовлетворение социально-этических потребностей, сохранение и восстановление психического равновесия;

7. Социализации, в процессе которой происходит включение индивида в систему общественных отношений для освоения социокультурного опыта, формирования социально ценных качеств.

Значение физической культуры и спорта заключено не только в приоритетности влияния занятий физическими упражнениями, физической тренировки на биологическую сущность человека: на его здоровье, физическое развитие, воспитание двигательных качеств, но и духовную сферу, как на одно из действенных средств интеллектуального воспитания, воспитания патриотизма и гражданственности, жизненной и профессиональной позиции.

Формирование и развитие физической культуры личности определено как стратегическая цель физкультурного образования студентов. Именно данное свойство человека будет свидетельствовать о переводе биологической потребности в движении в социальную потребность в сохранении и укреплении своего здоровья.

Физическая культура личности – качественное системное свойство человека, проявляющееся в единстве физического, психического и нравственного здоровья, знаниях и умениях организовывать занятия физическими упражнениями, ведения здорового образа жизни, содействующего оптимизации работоспособности и повышению творческого долголетия (Концепция структуры и содержания образования по физической культуре).

Основными показателями физической культуры как свойства и характеристики отдельного человека являются следующие:

1. забота о поддержании в норме и совершенствовании своего физического состояния, различных его параметров (здоровье, телосложение, физические качества и двигательные способности);

2. наличие знаний о средствах достижения этой цели, умений эффективно применять их на практике;

3. реализация на практике идеалов, норм, образцов поведения, связанные с заботой о теле и физическом состоянии, о средствах воздействия на него и методах их применения;

4. готовность оказать помощь другим в их оздоровлении, физическом совершенствовании и наличии для этого соответствующих знаний, умений и навыков;

5. интенсивность участия в физкультурно-спортивной деятельности (затрачиваемое время, регулярность);

6. проявление самоорганизации, самообразования, самовоспитания и самосовершенствования в физической культуре;

7. системность, глубина и гибкость усвоения научно-практических знаний по физической культуре для творческого использования;

8. широта диапазона и регулярность использования знаний, умений, навыков в организации здорового стиля жизни, в учебной и профессиональной деятельности.

Физическая культура личности проявляется в трёх основных направлениях.Во-первых, определяет способность к саморазвитию, отражает развитие личности «на себя»,что обусловлено её социальным и духовным опытом, обеспечивает её стремление к творческому «самостроительству», самосовершенствованию. Во-вторых, физическая культура – основа самодеятельного, инициативного самовыражения будущего специалиста, проявление творчества в использовании средств физической культуры, направленных на предмет и процесс его профессионального труда. В-третьих, она отражает творчество личности, направленное на отношения, возникающие в процессе физкультурно-спортивной, общественной деятельности, т.е. «на других». Чем богаче и шире круг связей личности в этой деятельности, тем богаче становится пространство её субъективных проявлений.

Для достижения цели физической культуры применяются следующие группы средств:

1. физические упражнения;

2. оздоровительные силы природы;

3. гигиенические факторы.

Таким образом, о сформированности физической культуры личности можно судить по тому, как и в какой конкретной форме, проявляются личностные отношения к физической культуре, её ценностям.

Физическая культура – это пока единственный учебный предмет, в котором заложен мощный потенциал практической реализации по решению одной из важнейших задач познания, вытекающей из древней мудрости, которая гласит: «Познай себя».

Как известно, главный смысл данного афоризма состоит в том, что действительно полное и объективное познание окружающего мира возможно только через познание самого себя, своих возможностей и устремлений. Образовательная направленность предмета «Физическая культура» даёт возможность каждому человеку овладеть таким уровнем компетентности, который мог бы позволить ему самому со знанием дела управлять своим физическим состоянием, совершенствовать свою физическую природу, исполнять роль тренера для самого себя с целью укрепления своего здоровья.

Каждая профессия предъявляет к человеку специфические требования и часто очень высокие к его физическим и психическим качествам, прикладным навыкам. В связи с этим возникает необходимость профилирования процесса физического воспитания при подготовке молодёжи к труду, сочетания общей физической подготовки со специализированной – профессионально-прикладной физической подготовкой. Профессиональная направленность физического воспитания совокупность средств, форм, методов и приемов воспитательной деятельности в вузе, обеспечивающей формирование личности будущих специалистов. Общая физическая подготовка служит основой для успешной профессиональной деятельности.

В соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования физическая культура с 1994 года объявлена обязательной дисциплиной гуманитарного образовательного цикла.

В соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта утверждена учебная программа для высших учебных заведений по физической культуре. Теоретический раздел программы предусматривает освоение системы научно-практических и специальных знаний, необходимых для понимания природных и социальных процессов функционирования физической культуры, умение их адаптивно, творчески использовать в личностном и профессиональном развитии, самосовершенствовании, организации здорового стиля жизни. Практический раздел учебного материала состоит их двух подразделов: методико - практического (обеспечивает операциональное овладение методами и способами физкультурно-спортивной деятельности для достижения личностью учебных, профессиональных и жизненных целей) и учебно-тренировочного (помогает приобрести опыт творческой практической деятельности). Контрольный раздел обеспечивает оперативную, текущую и итоговую информацию о качестве получения студентами физкультурного образования.

Физкультурное образование рассматривается как процесс и результат учебно-воспитательной работы по дисциплине «Физическая культура», ориентированные на передачу и системное усвоение опыта предыдущих поколений по использованию физической культуры в оздоровительно-рекреационном, атлетическом, воспитательном и иных аспектах с ориентацией на формирование и развитие физической культуры личности студентов. Цель дисциплины: формирование физической культуры личности и способности направленного использования разнообразных средств физической культуры, спорта и туризма для сохранения и укрепления здоровья, психофизической подготовки и самоподготовки к будущей жизни и профессиональной деятельности.

Задачи дисциплины:

1. понимание социальной значимости физической культуры и её роли в развитии личности и подготовке к профессиональной деятельности;

2. -знание научно-биологических, педагогических и практических основ физической культуры и здорового образа жизни;

3. формирование мотивационно-ценностного отношения к физической культуре, установки на здоровый стиль жизни, физическое совершенствование и самовоспитание, привычки к регулярным занятиям физическими упражнениями и спортом;

4. овладение системой практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, психическое благополучие, развитие и совершенствование психофизических способностей, качеств и свойств личности, самоопределение в физической культуре и спорте;

5. приобретение личного опыта повышения двигательных и функциональных возможностей, обеспечение общей и профессионально-прикладной физической подготовленности к будущей профессии и быту;

6. создание основы для творческого и методически обоснованного использования физкультурно-спортивной деятельности в целях последующих жизненных и профессиональных достижений.

Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям студента по физической культуре:

знать/ понимать:

1. -влияние оздоровительных систем физического воспитания на укрепление здоровья, профилактику профессиональных заболеваний и вредных привычек;

2. -способы контроля и оценки физического развития и физической подготовленности;

3. правила и способы планирования индивидуальных занятий различной целевой направленности.

уметь:

1. выполнять индивидуально подобранные комплексы оздоровительной и адаптивной (лечебной) физической культуры, композиции ритмической и аэробной гимнастики, комплексы упражнения атлетической гимнастики;

2. выполнять простейшие приемы самомассажа и релаксации;

3. преодолевать искусственные и естественные препятствия с использованием разнообразных способов передвижения;

4. выполнять приемы защиты и самообороны, страховки и самостраховки;

5. осуществлять творческое сотрудничество в коллективных формах занятий физической культурой.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

1. повышения работоспособности, сохранения и укрепления здоровья;

2. подготовки к профессиональной деятельности и службе в Вооружённых Силах Российской Федерации;

3. организации и проведения индивидуального, коллективного и семейного отдыха при участии в массовых спортивных соревнованиях;

4. в процессе активной творческой деятельности по формированию здорового образа жизни.

Дисциплины, для которых данная дисциплина является предшествующей: история, концепция современного естествознания, безопасность жизнедеятельности.

Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

1. использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач;

2. использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования;

3. владеть методами физического воспитания и укрепления здоровья для достижения должного уровня физической подготовленности к полноценной социальной и профессиональной деятельности.

В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать: научно-практические основы физической культуры и здорового образа жизни.

Уметь: использовать творчески средства и методы физического воспитания для профессионально-личностного развития, физического самосовершенствования, формирования здорового образа и стиля жизни.

Владеть: средствами и методами укрепления индивидуального здоровья, физического самосовершенствования, ценностями физической культуры личности для успешной социально-культурной и профессиональной деятельности.

Учебные занятия проводятся в форме:

1. теоретических, практических, контрольных;

2. индивидуальных и индивидуально-групповых дополнительных занятий или консультаций;

3. самостоятельных занятий по заданию и под контролем преподавателя.

Высокая социально-экономическая значимость физической культуры и спорта потребовала создать для этой сферы жизнедеятельности законодательные основы. Президентом Российской Федерации 27 апреля 1993 г. были подписаны «Основы законодательства Российской Федерации о физической культуре и спорте». Этот документ направлен на то, чтобы обеспечить всестороннее развитие человека, здоровый образ жизни, сформировать потребность в физическом и нравственном совершенствовании, создать условия для занятий любыми видами культуры и спорта, организации профессионально – прикладной подготовки, профилактики заболеваний, вредных привычек и правонарушений. Гарантируются права граждан заниматься физической культурой и спортом (в том числе спортом как профессией), объединяться в организации физкультурно-оздоровительной направленности, физкультурно-спортивные общества, федерации по видам спорта, ассоциации, клубы и иные объединения. Государство признаёт и поддерживает Олимпийское движение в России, его деятельность координируется Олимпийским комитетом, который является неправительственной независимой организацией и официально представляет Россию во всех мероприятиях, проводимых Международным Олимпийским комитетом.

Разработана Федеральная программа «Развитие физической культуры и формирование здорового образа жизни населения РФ». Вопросы физической культуры и спорта являются частью федеральных программ «Дети России», «Молодёжь России», «О социальной поддержке инвалидов», «О патриотическом воспитании молодёжи», «О мерах по борьбе с преступностью», «О мерах по профилактике и предупреждению распространения наркотиков», а также программы «Президентские состязания», «СпАрт», «Олимп».

Благодаря разработке и реализации этих федеральных программ удалось сохранить государственную систему управления физической культурой и спортом, включающую федеральный орган управления – Государственный комитет РФ по физической культуре и туризму, а в субъектах РФ – комитеты (департаменты) по физической культуре, спорту и туризму.

Основными задачами федерального органа управления физической культурой и спортом являются следующие:

1. осуществление единой государственной политики в области физической культуры, направленной на укрепление здоровья и организацию активного отдыха населения, формирование у него потребности в физическом совершенствовании и гармоничном развитии личности;

2. обеспечение подготовки и распределения специалистов по физической культуре и спорту;

3. разработка и внедрение в практику научно обоснованной системы физического воспитания населения;

4. координация работ по развитию научной, опытно-экспериментальной базы по разработке и производству спортивных товаров;

5. координация развития сети детско-юношеских спортивных школ в стране;

6. обеспечение развития научных исследований в области физической культуры, спорта и туризма.

В 1995 г. в нашей стране впервые принимается Закон «Об образовании». В соответствии с ним начинается разработка государственных образовательных стандартов, определяющие в обязательном порядке минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объём учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников. Выполнение государственных образовательных стандартов является основой для определения критериев объективной оценки уровня образования и квалификации выпускников независимо от получения образования.

В конце 90-х гг. становится очевидным, что для физкультурного движения России необходима единая нормативная основа, которая позволяла бы оценивать, сравнивать и прогнозировать уровень физической подготовленности населения, а главное формировала потребность в систематических занятиях физической культурой, способствовала здоровому образу жизни.Это нашло свое отражение в Федеральном законе «О физической культуре и спорте в РФ», принятом в 1999 г., где говорится о введении всероссийского комплекса «Физкультура и здоровье». Однако этот комплекс в практике физического воспитания до сих пор отсутствует.

Федеральным агентством по физической культуре и спорту РФ разработана федеральная целевая программа «Развитие физической культуры и спорта в РФ на 2006-2015гг.» (1-й этап – 2006-2007гг., 2-й этап – 2008-2012 гг., 3-й этап – 2013-2015 гг.).

Необходимость принятия новой редакции нормативного документа, создающего правовую основу деятельности в сфере спорта, являлась очевидной давно. Федеральный закон 1999 года вызывал множество споров и не удовлетворял существующим потребностям правового регулирования отношений в области физической культуры и спорта. Специалистами не раз отмечались декларативный характер и отсутствие механизма реализации многих его норм, внутренние противоречия. Кроме того, за прошедшее с момента принятия данного закона время были внесены существенные изменения в бюджетное законодательство, законодательство о разграничении полномочий, законодательство об образовании и в другие отрасли российского законодательства.

Федеральный закон Российской Федерации от 4 декабря 2007 г. N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" (Принят Государственной Думой 16 ноября 2007 года, одобрен Советом Федерации 23 ноября 2007 года)

Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые, организационные, экономические и социальные основы деятельности в области физической культуры и спорта в Российской Федерации, определяет основные принципы законодательства о физической культуре и спорте.

Федеральный закон рассматривает физическую культуру и спорт как одно из средств:

1. профилактики заболеваний;

2. укрепления здоровья;

3. поддержания высокой работоспособности человека;

4. воспитания патриотизма граждан;

5. подготовки их к защите Родины;

6. развития и укрепления дружбы между народами и гарантирует права граждан на равный доступ к занятиям физическими упражнениями и спортом.

Законом определены основные понятия — физическая культура, физическое воспитание, спорт, система физической культуры и спорта, физкультурное (физкультурно-спортивное движение), олимпийское движение России и т. д.

Законодательство о физической культуре и спорте основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации.

Федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы, регулирующие отношения в области физической культуры и спорта, не могут противоречить настоящему Федеральному закону.

По вопросам деятельности в области физической культуры и спорта принимаются муниципальные правовые акты, которые не могут противоречить настоящему Федеральному закону.

Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.

Таким образом, важной составной частью государственной социально-экономической политики является всестороннее и эффективное развитие физической культуры и спорта. Основная цель политики государства в области физической культуры и спорта — оздоровление нации, формирование здорового образа жизни населения, гармоничное воспитание здорового, физически крепкого поколения, а также достойное выступление Российских спортсменов на спортивных международных соревнованиях.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: