Экономическая природа и эффективность товарного обращения

Ещё бы хотелось остановиться на понятии торговый капитал. Торговый капитал – капитал, функционирующий в сфере обращения (по Марксу), представляет собой обособившуюся часть промышленного (товарного) капитала. Практически это означает, что промышленник, вкладывающий свой капитал в производство товаров, сам не занимается их реализацией, а передает эту функцию специальным торговым предприятиям. Торговый капитал становится как бы агентом промышленного, осуществляет его торговое обслуживание. Экономический смысл такого обособления состоит в том, что торговец экономит промышленнику время и деньги, ибо осуществляет реализацию товаров быстрее (лучше знает условия реализации, спрос покупателей) и с меньшими затратами.

Первоначальной формой торгового капитала был купеческий капитал, объективной основой возникновения которого послужили отделение ремесла от земледелия, а затем города от деревни. С возникновением денег и образованием местных рынков происходит выделение особой группы лиц – купцов, специализировавшихся на посреднических операциях в сфере товарного обмена.

В эпоху свободной конкуренции торговый капитал обособляется от промышленного довольно сильно. Крупные промышленные компании создают часто собственную сбытовую сеть, стараясь держать под контролем реализацию и потребление своих товаров.

Рынок – это конкретная форма проявления товарного обмена и обращения, где функционирует торговый капитал и не только он.

Отсюда рынок как экономическая категория есть совокупность конкретных экономических отношений и связей между покупателями и продавцами, а также торговыми посредниками по поводу движения товаров и денег, отражающая экономические интересы субъектов рыночных отношений и обеспечивающая обмен продуктами труда.

Единство всех вышеназванных категорий заключается в том, что они выражают единую сущность – экономические связи между людьми в процессе движения товаров.

Суть рыночных отношений сводится к возмещению затрат продавцов (товаропроизводителей и торговцев) и получению ими прибыли, а также удовлетворению платежеспособного спроса покупателей на основе свободного, взаимного соглашения, эквивалентности и конкурентоспособности. Именно это и составляет родовые, сущностные черты рынка. Материальную основу рыночных отношений составляет движение товара и денег. Но так как рынок функционирует в определенной экономической системе и, развиваясь, превращается в самостоятельную подсистему, то это не может не обусловить специфику форм его проявления (различный удельный вес рыночных отношений во всей экономической системе, различная организация рынка, различные формы, методы и размеры регулирования рынка). Наличие специфических черт у рынка (ассортимент товаров, организация рынка, традиции) позволяет говорить о киевском, украинском, американском, японском и других рынках.

Современное рыночное хозяйство является практической реализацией движущих сил и экономических законов товарного производства. Для определения механизма функционирования движущих сил, воплощенном в товарном производстве, необходимо учитывать закон диалектики о противоречиях как источнике и движущей силы развития. Таким образом, потребительная стоимость превращается в свою противоположность - денежную форму. Превращение потребительной стоимости в свою противоположность - стоимость осуществляется в процессе реализации товаров на рынке через посредничество цены - денежного выражения стоимости, воплощенной в товаре "труд". Собственно через денежную форму разрешается противоречие товара. Цена, по которой реализуется товар на данный момент, выражает уровень общественно необходимых затрат на его производство, сопоставленных с общественной полезностью этого товара. Вместе с тем труд товаропроизводителя обособлен: каждый производит товар за собственный счет, т.е. затраты, имеющие индивидуальный характер, разные по своей величине. Производители товаров, у которых индивидуальные затраты совпадают с общественно необходимыми, при их реализации по рыночным ценам возмещают затраты на их производство и получают излишек - прибыль.

Превращение потребительной стоимости товара в стоимость и превращенную форму последней - цену обусловливает соответствующие, обязательные требования к товаропроизводителю.

Особое внимание уделяют качеству товаров, их ассортименту, изучению спроса и предложения товаров на рынке с последующими выводами относительно объема производства, рекламы, поиска рынка, уменьшения затрат на производство товаров - эти и другие требования постоянно беспокоят товаропроизводителя.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: