Любой человек, вступая в производственный коллектив, принимает на себя определенные обязанности и ответственность за качественное выполнение соответствующей работы и в известной мере ответственность за результаты работы коллектива в целом. Поэтому необходима некоторая группа методов управления, с помощью которых определяются:
1) место коллективов и отдельных работников в системе производства и управления;
2) их права, обязанности и мера ответственности;
3) способы координации их действий и взаимосвязи в процессе производства и управления и т.д.
Такими методами и являются административные (или организационно-распорядительные) методы управления, которые имеют следующие особенности:
1) оказывают прямое воздействиё на волю подчиненных, что проявляется в однозначности отдаваемых распоряжений и в обязательности выполнения любого административного акта;
2) носят безвозмездный характер, не предусматривающий стимулирования;
3) требуют наличия и использования действенной системы контроля за их исполнением;
4) требуют не наилучшего решения проблем, а выполнения строго определенных действий.
Основные преимущества административных методов:
1) единственно эффективны в примитивных ситуациях;
2) позволяют установить строгую дисциплину производственного и управленческого персонала;
3) обеспечивают выбранную технологию производства и управления.
Основные недостатки административных методов:
1) не способствуют развитию творческого начала личности;
2) приводят к концентрации власти;
3) требуют обязательного оформления всех принимаемых решений, что отрицательно влияет на время их реализации;
4) часто негативно оцениваются персоналом.
Организационно-распорядительные методы управления тесно связаны с функцией организации, сущность которой состоит в создании и поддержании в организации системы ролей, которая в свою очередь обусловлена разделением труда и необходимостью кооперации усилий.
Под организационно-распорядительными методами управления понимают систему мер и способов воздействия на управляемый объект, которые обеспечивают планомерную и слаженную деятельность управляющей и управляемой подсистем. Их структура приведена на рис.14.
Рисунок 14 – Организационно-распорядительные методы управления
Организационно-распорядительные методы управления в основном поддерживаются властью руководителя, его правами, присущей организации дисциплиной и ответственностью. Они оказывают прямое воздействие на управляемый объект через директивы, приказы, распоряжения, оперативные указания, инструкции, систему контроля за их выполнением и соблюдением трудовой дисциплины. Они опираются на:
1.систему законодательных актов страны и региона;
2.систему нормативно-директивных и методических (обязательных к применению) документов организации и вышестоящей организации;
3.систему планов, программ, заданий;
4.систему оперативного руководства, граничащую с психологическими аспектами;
5.права, обязанности и ответственность руководителя и подчиненного, регламентированные положениями о структурных подразделениях и должностными инструкциями.
В практике управленческой деятельности организационно-распорядительное воздействие связано, как правило, с тремя типами подчинения:
1.вынужденное и внешне навязанное — оно обычно сопровождается чувством зависимости и нажима сверху;
2.пассивное — для него характерно освобождение от чувства
ответственности за принятие самостоятельных решений;
3.осознанное — в данном случае воздействие воспринимается
как объективная необходимость.
Инструктирование — ознакомление с обстоятельствами выполнения (работ, разъяснение норм, условий реализации нормативных актов. Это наиболее мягкий способ организационного воздействия. Он дает возможность создавать условия для осуществления процессов, которые не зависят от индивидуальных качеств людей, а вытекают из требований самой системы управления.
Распорядительное воздействие совершается путем отдачи приказов и распоряжений, постановки задач, установления ответственности инструктажа подчиненных, координации работ и контроля за их исполнением. Приказы и распоряжения могут быть устными или письменными. Существуют общие рекомендации этой формы распорядительства. Приказы необходимо отдавать в четкой краткой форме.