Технология управления как информационный процесс

То или иное состояние, в которое переходит предприятие при осу­ществлении своей деятельности на рынке, ставит перед менеджером соответствующие задачи и требует от него принятия адекватных реше­ний. Последние могут касаться как изменения целей, стоящих перед организацией, так и способов их достижения. Это вызвано тем, что предприятие подвержено воздействию со стороны окружающей его среды, и вынужден адаптироваться к ней с помощью обратных связей. Поэтому всякое управленческое решение есть результат изучения и использования менеджером обратной связи.

Принятие решений осуществляется в основном уполномоченными на это менеджерами на основании анализа информации. Поэтому в основе управленческих технологий лежат процессы обработки информации (информационные технологии) и строящиеся на их основе про­цедуры принятия решений.

Технологию управления можно определить как совокупность методов, реализуемых в процессе функционирования системы, которые обеспечивают сохранение ее структуры и поддержи­вают режимы деятельности.

Управление предназначено для сохранения миссии предприятия и осуществляется на основе противодействия его разрушению предпри­ятия в результате контактов с внешней средой.

Рассматривая процесс управления предприятием как технологию, можно представить его в виде совокупности циклов, выполняемых работниками аппарата управления на основе разделения труда.

Все элементы объекта управления связаны между собой через труд в рамках определенной кооперации. Поэтому главным в процессе уп­равления является управление системой совместного труда.

Одним из главных принципов организации процесса управления является разделение труда на функциональной, профессиональной, квалификационной и операционно-технологической основах.

Функциональное разделение труда базируется на иерархии функ­ций управления предприятием (исследовательских, проектных, норма­тивных, плановых, технических, организационных, координационных, обеспечивающих, учетных и сбытовых) и представляет собой сочета­ние определенных групп и комплексов операций, устойчиво повторя­ющихся при их выполнении.

Профессиональное разделение труда обусловлено усложнением управленческой деятельности и дифференциацией функций управле­ния, что требует привлечения различных специалистов.

Квалификационное разделение труда предполагает наличие разных по уровню сложности процедур и операций. Это требует использова­ния различных должностных категорий работников в штате управлен­ческого аппарата. Содержание их деятельности определяется процессами, операциями, приемами труда, существующими связями в систе­ме управления, которые возникают при выполнении тех или иных его функций управления.

Операционно-техническое разделение труда обусловлено динами­кой, процесса управления, что можно представить с помощью элемен­тов (трудовых движений), операций и процедур. Сочетание элементов данного процесса составляет его технологию.

Понятие «технология управления» тесно связано с процессом ал­горитмизации операций и процедур в рамках тех или иных функций управляющей системы. Алгоритм исследуемого (проектируемого) организационного или информационного процесса представляет собой правила последовательной организации определенных, связанных друг с другом операций, на которые он может быть разложен и которые должны быть осуществлены для достижения цели, стоящей перед дан­ной управляющей системой. При этом весь процесс как бы дифферен­цируется сверху вниз, т.е. от конкретной функции управленческого ап­парата к подфункции (части функции), от нее — к конкретной проце­дуре и далее — к операции.

Управленческая процедура представляет собой систему последова­тельно реализуемых предписаний (правил) о выполнении в определен­ном порядке организационных, информационных и других операций, приводящих к решению задач, стоящих перед системой управления. Операции и процедуры различаются по ряду признаков и подраз­деляются:

• по должностным признакам — на творческие, логические, техничес­кие. Удельный вес творческих операций у руководителей составляет до 60%, у специалистов — до 40%, у технических исполнителей — до 20%;

• по содержанию — на информационные, логико-мыслительные, организационные;

• по степени повторяемости на повторяющиеся, неповторяющиеся;

• по уровню механовооруженности — на ручные, механизирован­ные, автоматизированные, машинно-ручные.

• по характеру сочетания во времени — на последовательные, па­раллельные, последовательно-параллельные.

Рассматривая пути становления и развития управленческих тех­нологий, следует отметить, что базой управления являются информа­ционные технологии, поэтому их исторические этапы тесно связаны информационных технологий. Долгое время основными инструмен­тами подготовки информации для принятия решений была память человека, а устройствами ввода (вывода) выступали только его язык и слух.

Первая и вторая информационные революции наступили после изобретения письменности и книгопечатания, что создало принципи­ально новые технологии накопления и распространения информации, усиливая память человека. Поскольку в эпоху книгопечатания основ­ным носителем информации была бумага, то такие информационные технологии называют бумажными.

Следует отметить, что с появлением бумаги модернизации подвер­гались лишь процессы хранения информации, а процессы ее обработ­ки традиционно возлагались на мозг человека. Ситуация существен­но изменилась с изобретением ЭВМ (третья информационная рево­люция). Сначала ЭВМ использовались для проведения отдельных расчетов, а затем для автоматизации отдельных информационных процессов.

К первым таким системам относятся административные системы обработки данных, которые использовались для автоматизации бан­ковских операций, резервирования авиабилетов и т.д. Решающим было то, что все они построены на применении автоматизированных инфор­мационных банков, в которых постоянно накапливалась и обновлялась информация в реальном масштабе времени. Таким образом, информа­ционные банки представляют собой динамическую информационную модель, описывающую деятельность конкретного предприятия. Созда­ние и поддержание в постоянно обновляющемся состоянии информа­ционных банков — первый шаг к внедрению безбумажных информаци­онных технологий.

Дальнейшее развитие информационных технологий идет по пути объединения ЭВМ в вычислительные сети с целью обмена информа­цией. Необходимость такого пути продиктована значительным науч­но-техническим прогрессом, который существенно усложняет процес­сы управления как экономикой страны, так и отдельным предприятием и делает невозможным применение традиционных методов управле­ния, основанных, как правило, на бумажной технологии. Это объясня­ется тем, что производительность человеческого мозга как аппарата переработки информации ограничена. Не решает проблему и группа людей, организованных для решения этих задач управления. Пробле­ма возникает из-за появления узких мест в восприятии потоков инфор­мации. Таким образом, решение этой проблемы требует частичного вывода человека из контура управления и замыкания процессов обра­ботки информации на ЭВМ. В этом и состоит суть безбумажной тех­нологии. Отметим, что ее внедрение освобождает людей от рутинной обработки информации, оставляя за ними такие творческие процессы, как принятие решений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: