double arrow

Коммуникационные сети организации


Измерение информации. Энтропия

Перечисленные выше характеристики и утверждения об информа­ции носят качественный характер, а для того чтобы перейти на прин­ципиально другой уровень и иметь возможность количественно изме­рять информацию, необходимы строгие математические подходы. За­рождение соответствующей науки, названной теорией информации, относят к 1948 г., когда была опубликована «Математическая теория связи» К. Шеннона, и в последствии она получила свое более широкое развитие.

В обыденной жизни под информацией понимается все, чем могут быть пополнены наши знания, соответственно и в науке за объем ин­формации приняли меру устранения неопределенности знания у полу­чателя сообщения о каком-либо событии. Последним считают, в част­ности, любое изменение состояние системы, а под сообщением пони­мают информационное отображение события, его закодированный эквивалент.

Таким образом, в основе теории информации лежит мера неопреде­ленности событий, которые происходят или будут происходить. Поэто­му изучение свойств неопределенности и нахождение ее количествен­ных характеристик является исходным этапом в теории информации. В то же время можно отметить, что события с неопределенным исхо­дом или случайные события являются предметом изучения теории вероятностей, которая вследствие этого является базой теории инфор­мации.




Процесс взаимодействия взаимозависимых и взаимовлияющих рыночных субъектов носит название коммуникация. Существует до­статочное количество определений этого понятия, но в основном они сводятся к следующему: во-первых, коммуникация — это процесс пе­редачи информации, во-вторых, процесс, посредством которого неко­торая идея передается от источника к получателю с целью изменить поведение последнего. Таким образом, основная цель коммуникации заключается в убеждении, контроле и общении.

Различают следующие типы коммуникации (рис. 16.2): пространственную (транспортную) и смысловую (семантическую), которая в свою очередь подразделяется на внутреннюю (внут-рисубъектную) и внешнюю (социальную). Социальная коммуникация может быть описана на трех уровнях: массовом, групповом и межсубъ­ектном (последние два уровня представляют интерес для микроэконо­мики).

 
 


Рис. 16.2. Типы коммуникаций

С другой стороны, коммуникация может быть рассмотрена как про­цесс, который развивается во времени под воздействием стихийных сил или целенаправленных сил, исходящих от субъекта. Различают следующие формы коммуникационной деятельности, которые опре­деляются их целями: субъект — субъектные (общение), характеризу­ются как равноправные взаимоотношения; субъект — объектные (уп­равление), выражаются в виде таких форм как приказ, обучение, вну­шение; объект — субъектные (подражание), характеризующиеся как самоуправление.



Наличие коммуникационного канала (КК) — обязательное условие любой коммуникационной деятельности. Канал КК обеспечивает дви­жение материальной формы сообщений (а не смыслов) в физическом пространстве и астрономическом времени и является материально-техническим средством. Информационные процессы обеспечивают движение смыслов в социальном пространстве и отражают духовную деятельность.

Различают естественные и искусственные коммуникационные ка­налы и средства. Естественные КК присущи человеку и обеспечивают передачу информации на вербальном (речевом) и невербальном (эмо­циональном) уровнях. Искусственные КК используются тогда, когда два агента лишены информационного взаимодействия через непосред­ственный контакт, они делятся на визуальные, устные, документаль­ные, электронные и их комбинации.

Рассмотрение сущности управления коммуникацией предполагает представлять объект и субъект управления как целостную единую си­стему. Такой методологический подход предполагает два вида управления: средствами коммуникации и людьми, участвующими в осу­ществлении коммуникаций. Управление коммуникациямиэто управ­ление взаимоотношениями между людьми, которые в своих коммуни­кациях управляют их средствами. Как всякая система управления, оно предполагает осуществление комплекса функций: планирования, орга­низации, учета, мотивации и контроля.



Под управлением процессом коммуникаций следует понимать ком­плекс воздействий на их средства и работников, осуществляющих этот процесс. При этом человек выступает как субъект управления, а ком­муникация (ее средства) — как объект. Такой комплекс включает про­ведение всех функций управления как на каждом из уровней на самом предприятии, так и в рыночной сети.

Таким образом, с одной стороны, постоянный рост объемов инфор­мации о взаимодействиях предприятий в условиях рыночной среды требует совершенствования информационных технологий, а, с другой стороны, дальнейшее развитие рынка породило маркетинг взаимодей­ствия, в основе которого лежат процессы коммуникации. Конверген­ция информационных технологий и коммуникационных процессов привела к возникновению нового понятия «информационно-коммуни­кационные технологии» (ИКТ). Рассматривая в дальнейшем ИКТ, основной упор будем делать не столько на процессы хранения и обра­ботки информации, что тоже важно, сколько на коммуникационные процессы, отвечающие за взаимодействие пользователей и их инфор­мационное обслуживание.







Сейчас читают про: