double arrow

Сущность и виды риска. Основные причины предпринимательских рисков в сфере туризма

В условиях рыночных отношений проблема оценки и управления рисками приобретает самостоятельное значение как важная часть теории и практики управления.

Большинство управленческих решений принимаются в условиях риска, что обусловлено рядом факторов: отсутствием полной информации, элементами случайности и др.

Риск можно определить как неопределенность в отношении возможных потерь на пути к цели.

Деятельность любого предприятия в сфере сервиса и туризма сопряжена с риском в силу того, что оно функционирует в среде, которая характеризуется сложностью и динамизмом.

Запуск любого бизнеса – это риск. Предприниматель должен детально знать все участки и этапы своего бизнеса. И одна из главных задач – хорошо сознавать совокупность рисков, характерных для каждого участка и этапа.

Обычно под причиной возникновения рисковой ситуации подразумевается какой-то источник, вызвавший неопределенность ситуации. Поэтому по природе возникновения различают хозяйственный риск; риск, связанный с личностью предпринимателя; риск, обусловленный недостатком информации.

Хозяйственные риски являются объективными явлениями в деятельности любого предприятия сферы сервиса и туризма. К числу основных из них относятся следующие.

1. Риск случайной гибели (порчи) имущества – риск связан с возможной потерей материальных активов предприятия в результате стихийных бедствий, техногенных катастроф, пожаров и т.п.

2. Коммерческий риск – определяется недобросовестностью партнеров, невозвратом платежей, а также их неплатежеспособностью.

3. Экономический риск – определяется нарушением хода экономической деятельности и недостижением запланированных экономических показателей.

4. Валютный риск проявляется в недополучении прибыли в результате изменения обменного курса иностранной валюты.

5. Процентный риск состоит в непредвиденном изменении процентной ставки на финансовом рынке и проявляется в финансовых потерях от снижения поступления денежных средств в процессе использования финансовых активов, в эмиссионной деятельности предприятия и других случаях.

6. Инфляционный риск.

7. Инвестиционный риск характеризует возможность возникновения непредвиденных финансовых потерь в процессе инвестиционной деятельности предприятия.

8. Налоговый риск имеет ряд проявлений: возможность увеличения уровня действующих налоговых платежей; изменение условий и сроков уплаты отдельных налоговых платежей.

9. Риск потери финансовой устойчивости.

10. Прочие виды рисков.

По ожидаемым результатам выделяют спекулятивный и чистый риски.

Чистый риск – это возможность неожиданной или незапланированной потери без альтернативы возможного выигрыша.

Спекулятивный риск – это ситуация с возможностью не только претерпеть потери, но и приобрести некоторые выгоды из различных вариантов развития событий. В принятии такого рода рисков на себя и состоит роль предпринимателя в экономике.

Для предприятий сферы сервиса и туризма наибольший интерес представляет изучение предпринимательских рисков. Предпринимательский риск – риск, возникающий при любых видах деятельности, связанной с производством продукции, товаров, услуг и их реализацией.

Основными причинами предпринимательского риска в сфере сервиса и туризма являются следующие.

1. Невостребованность произведенных туристских услу г. Возникает вследствие отказа потребителей от приобретения произведенного предприятием турпродукта. Это может привести к затруднительному финансовому положению предприятия. Причины возникновения этого риска: квалификация обслуживающего персонала; организация технологического процесса производства услуг; организация продажи туруслуг; организация рекламы производимых услуг; управление предприятием; маркетинговые исследования туристского рынка и др.

2. Неисполнение хозяйственных договоров (контрактов ). Хозяйственная деятельность базируется на сделках, своевременное исполнение которых партнерами и потребителями является важным условием устойчивости работы фирмы. Чтобы избежать возникновения риска, менеджеры турфирм должны при заключении и исполнении хозяйственных договоров руководствоваться соответствующими статьями ГК РФ и др. законодательными и нормативными актами. Если отказ происходит по инициативе туриста, на него налагаются штрафные санкции, влекущие невозврат депозита или стоимости тура, внесенных туристом заранее.

3. Усиление конкуренции.

4. Возникновение непредвиденных затрат и снижение доходов. Такой риск возникает в первую очередь в случае увеличения рыночных цен на услуги поставщиков туруслуг из-за: ошибок в анализе и прогнозировании конъюнктуры на рынках поставщиков; изменения политики ценообразования поставщиков услуг; уменьшения количества поставщиков, из которого турфирма может выбирать наиболее экономичных.

5. Форс-мажорные риски. Эти риски связаны с непредвиденными ситуациями, возникающими как внутри предприятия, так и за его пределами.

В целом следует отметить, что предпринимательские риски могут возникнуть при осуществлении деятельности в результате влияния многочисленных факторов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: