Внутренняя среда – часть общей среды, находящейся в рамках организации, которая оказывает непосредственное воздействие на функционирование организации. Внутренняя среда определяется структурой самой организации, стоящими целями и задачами, технологиями производства, распределением полномочий и власти.
Внутренняя среда включает: кадры, организацию, производство, маркетинг, финансы.
Внутренняя среда полностью пронизывается организационной структурой.
Любая организация находится в среде и существование организации возможно, если средства допускает ее существования.
Внутренняя среда является источником силы, которая либо помогает выжить, либо действует губительно.
Анализ внутренней среды включает следующие направления:
1. Кадровый срез охватывает такие процессы:
- взаимодействия руководителей (менеджеров и рабочих)
- найм, обучения, продвижение кадров.
- оценка результатов труда и стимулирования.
- создание и поддерживание отношения между сотрудниками.
|
|
2. Организационный срез включает в себя:
- коммуникационные процессы
- организационные структуры
- нормы, правила, процедуры
- распределение прав и ответственности
- иерархия подчинения
3. Производственный процесс:
- машины и технологии
- изготовление продуктов
- осуществление исследования и разработки
- снабжение и ведение складского хозяйства
- обслуживание технического парка
4. Маркетинговый срез:
- стратегия продукта
- стратегия ценообразования
- стратегия продвижения продукта на рынке
- выбор рынков сбыта и систем распределения
5. Финансовый срез:
- процессы, связанные с обеспечением эффективного использования движение денежных средств (поддержание ликвидности);
- обеспечение прибыльности создания инвестиционной возможности.
Цели, относясь к переменным факторам внутренней среды, характеризуют конкретные конечные состояния организации. Доведение до исполнителей целей, средств их достижения и причин, затрудняющих достижение, представляет собой важное средство координации работ и элементов организации. Это тоже элемент управленческого принципа повышения информированности работников и привлечения их к управлению.
Важнейшая часть и внутренней, и внешней среды организации — инфраструктура, т.е. комплекс элементов и связей, обеспечивающих условия жизнедеятельности коллектива организации и обслуживающих основные процессы производства и управления. К инфраструктуре можно отнести коммуникации и организационную культуру, в составе которых огромная роль отводится людям, их знаниям, способностям и искусству взаимодействия.
|
|
Коммуникации как связующие звенья в информационных процессах управления являются необходимым условием самого управления. Коммуникации — это и пути сообщения (воздушный, водный), и формы передачи сообщений (устные, письменные), и каналы связи (телефон, радио и др.). Но главное в коммуникационном процессе — не просто обмен информацией между двумя и более людьми, а обмен смыслом, содержанием информации. Препятствий и помех для правильной передачи смысла сообщений достаточно много и в каналах, и в среде. Даже при личном общении существуют барьеры для ясной коммуникации (различие в восприятии, внимании и др.). Качество коммуникационных процессов и в целом производственных и управленческих процессов во многом зависит от организационной культуры организации.
Организационная культура представляет собой систему норм и ценностей, которыми отличаются работники и в целом данная организация. Система норм и ценностей отдельного человека находится в сложной зависимости от его индивидуальности и личности (характер, взгляды, способности, образование и др.) и от установок и ценностей в организации, зависящих также от многих факторов, включая руководителей организации.
Важный элемент культуры — это ценности, т.е. общие убеждения по поводу того, что хорошо, что плохо или что безразлично в жизни. Ценности приобретаются при воспитании, образовании, социальных контактах и т.п.
Организационная культура помогает решить задачи:
• координации, осуществляемой с помощью установленных процедур и правил поведения;
• мотивации, реализуемой путем разъяснения сотрудникам смысла выполняемой работы;
• профилирования, позволяющего обрести характерное отличие от других предприятий;
• привлечения кадров путем пропагандирована в среде претендентов на рабочие вакансии преимуществ своего предприятия.
Тема 4. Целевой подход в менеджменте
Миссия организации. Формирование миссии. Целевой подход в менеджменте. Целевое управление. Качественные и количественные цели. Дерево целей. Реализация целей. Функции управления, их классификация. Понятие общих и специфических функций управления. Долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные цели. Реализация целей.