Внутренняя среда

Внутренняя среда – часть общей среды, находящейся в рамках организации, которая оказывает непосредственное воздействие на функционирование организации. Внутренняя среда определяется структурой самой организации, стоящими целями и задачами, технологиями производства, распределением полномочий и власти.

Внутренняя среда включает: кадры, организацию, производство, маркетинг, финансы.

Внутренняя среда полностью пронизывается организационной структурой.

Любая организация находится в среде и существование организации возможно, если средства допускает ее существования.

Внутренняя среда является источником силы, которая либо помогает выжить, либо действует губительно.

Анализ внутренней среды включает следующие направления:

1. Кадровый срез охватывает такие процессы:

- взаимодействия руководителей (менеджеров и рабочих)

- найм, обучения, продвижение кадров.

- оценка результатов труда и стимулирования.

- создание и поддерживание отношения между сотрудниками.

2. Организационный срез включает в себя:

- коммуникационные процессы

- организационные структуры

- нормы, правила, процедуры

- распределение прав и ответственности

- иерархия подчинения

3. Производственный процесс:

- машины и технологии

- изготовление продуктов

- осуществление исследования и разработки

- снабжение и ведение складского хозяйства

- обслуживание технического парка

4. Маркетинговый срез:

- стратегия продукта

- стратегия ценообразования

- стратегия продвижения продукта на рынке

- выбор рынков сбыта и систем распределения

5. Финансовый срез:

- процессы, связанные с обеспечением эффективного использования движение денежных средств (поддержание ликвидности);

- обеспечение прибыльности создания инвестиционной возможности.

Цели, относясь к переменным факторам внутренней среды, характеризуют конкретные конечные состояния организации. Доведение до исполнителей целей, средств их достижения и причин, затрудняющих достижение, представляет собой важное средство координации работ и элементов организации. Это тоже элемент управленческого принципа повышения информированности работников и привлечения их к управлению.

Важнейшая часть и внутренней, и внешней среды организации — инфраструктура, т.е. комплекс элементов и связей, обеспечивающих условия жизнедеятельности коллектива организации и обслуживающих основные процессы производства и управления. К инфраструктуре можно отнести коммуникации и организационную культуру, в составе которых огромная роль отводится людям, их знаниям, способностям и искусству взаимодействия.

Коммуникации как связующие звенья в информационных процессах управления являются необходимым условием самого управления. Коммуникации — это и пути сообщения (воздушный, водный), и формы передачи сообщений (устные, письменные), и каналы связи (телефон, радио и др.). Но главное в коммуникационном процессе — не просто обмен информацией между двумя и более людьми, а обмен смыслом, содержанием информации. Препятствий и помех для правильной передачи смысла сообщений достаточно много и в каналах, и в среде. Даже при личном общении существуют барьеры для ясной коммуникации (различие в восприятии, внимании и др.). Качество коммуникационных процессов и в целом производственных и управленческих процессов во многом зависит от организационной культуры организации.

Организационная культура представляет собой систему норм и ценностей, которыми отличаются работники и в целом данная организация. Система норм и ценностей отдельного человека находится в сложной зависимости от его индивидуальности и личности (характер, взгляды, способности, образование и др.) и от установок и ценностей в организации, зависящих также от многих факторов, включая руководителей организации.

Важный элемент культуры — это ценности, т.е. общие убеждения по поводу того, что хорошо, что плохо или что безразлично в жизни. Ценности приобретаются при воспитании, образовании, социальных контактах и т.п.

Организационная культура помогает решить задачи:

координации, осуществляемой с помощью установленных процедур и правил поведения;

мотивации, реализуемой путем разъяснения сотрудникам смысла выполняемой работы;

профилирования, позволяющего обрести характерное отличие от других предприятий;

привлечения кадров путем пропагандирована в среде претендентов на рабочие вакансии преимуществ своего предприятия.

Тема 4. Целевой подход в менеджменте

Миссия организации. Формирование миссии. Целевой подход в менеджменте. Целевое управление. Качественные и количественные цели. Дерево целей. Реализация целей. Функции управления, их классификация. Понятие общих и специфических функций управления. Долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные цели. Реализация целей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: