Внимание и потребностная сфера
Потребностная сфера – определяет закономерности привлечения внимания к объекту при действии как внешних, так и внутренних факторов. |
При появлении внешних стимулов внимание может привлекаться вне зависимости от целей и намерений субъекта в данный момент, и тогда оно является непроизвольным вниманием. Для привлечения внимания к стимулу в такой ситуации он должен быть значимым в свете какой-либо потребности организма.
Непременными возбудителями непроизвольного внимания являются неожиданные изменения окружающей среды (громкие звуки, яркий свет, резкий незнакомый запах). Внимание, направленное на обнаружение и оценку этих раздражителей, удовлетворяет потребность самосохранения и выживания. Внимание непроизвольно привлекается также к широкому классу предметов и явлений, которые отличаются новизной, неопределенностью, сложностью структуры, загадочностью, красотой. Стремление их изучить, познать с помощью внимания поддерживается познавательной потребностью. Достижение результатов - опознание стимула как опасного и осуществление активно оборонительного или пассивно оборонительного поведения, решение об индифферентности раздражителя и его игнорирование, анализ, опознание объекта, представляющего интерес и значимость, и фиксация его в индивидуальном опыте, решение сложной проблемы, то есть устранение неопределенности и удовлетворение потребности, приводят к угасанию ориентировочной реакции и прекращению внимания.
|
|
Потребностная сфера может выступать и как первичный, внутренний возбудитель внимания и тогда оно, являясь произвольным вниманием, направляется в соответствии с намерениями и целями человека (внутренняя команда) и облегчает активный поиск, обработку и анализ предметов, событий, задач, служащих достижению целей, удовлетворению потребностей. Внешними возбудителями произвольного внимания могут быть инструкция, распоряжение, предложенное задание.
Взаимосвязь внимания с системой восприятия проявляется в том, что, с одной стороны, как было показано выше, внимание облегчает все протекающие в этой системе процессы, служащие получению информации, необходимой для решения задач и удовлетворения потребности. С другой стороны, степень сложности и тонкости различий признаков и их комбинаций, вызывающая рассогласование, - определяют возникновение внимания. Поддержание внимания также определяется способностью к глубокой и разносторонней обработке информации о стимуле, возможностью увидеть в нем или предположить наличие скрытых, пока не известных свойств, значимых для познавательной деятельности.