Студопедия


Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram

Отечественные анатомы XX века




Современные анатомические школы

После Великой Октябрьской социалистической революции наступил новый этап в развитии анатомии, связанный с открытием новых учебных и научно-исследовательских институтов, с оказанием государственной помощи в развертывании научных работ по морфологии. В 1922 г. состоялся в Петрограде I съезд анатомов, гистологов, эмбриологов, заложивший в традицию научное общение морфологов через каждые 3-5 лет. Открылись новые кафедры анатомии человека, лаборатории и институты морфологии. Большую роль в обмене опытом и консолидации морфологов сыграл журнал «Архив анатомии, гистологии, эмбриологии», основанный в 1916 г. профессором А.С. Догелем. Целая плеяда выдающихся российских ученых-анатомов заняла лидерские позиции и сделала огромный вклад в развитие анатомии советского периода.

Воробьев Владимир Петрович (1876–1937) окончил медицинский факультет Харьковского университета (еще будучи студентом, выполнил научные работы по сосудам сухожилий стопы и вывихам костей запястья). После революции возглавил кафедру анатомии в Харькове, где под его руководством сформировалась научная школа, изучавшая строение периферических нервов на уровне макро- микроскопического поля видения. При освоении нового метода макро–микроскопии он изобрел способ препарирования под водой и падающей каплей, метод прижизненного окрашивания нервов метиленовым синим, метод контрастирования тканей хлорным золотом с последующим восстановлением его муравьиной кислотой и метиленовой синькой.

Благодаря указанным методикам и техническим усовершенствованиям мало разрешающих микроскопов со стереоэффектом стало возможным объемное представление о взаимоотношениях между нервами при переходе их с макроуровня на микроскопическое поле зрения. На основе данных по морфологии нервов сердца он разработал специальные электроды для стимуляции сердечной нервной системы в хронических экспериментах, которые проводились при консультации великого физиолога и Нобелевского лауреата И. П. Павлова.

Под руководством В. П. Воробьева было подготовлено много кандидатов и докторов наук для новых медицинских вузов. Для учебных целей он написал и выпустил два тома «Анатомии человека» и оригинальный трехтомный атлас, в котором были представлены не только рисунки и схемы, но и — впервые – документальные фотографии с препаратов, особенно по нервной системе. Его монография по строению периферических нервов издавалась в Германии и получила мировое признание.

Несомненный вклад в развитие бальзамирования внес В.П. Bоробьев, когда по поручению советского правительства бальзамировал тело В.И. Ленина, сохраняющееся более 70 лет открыто и доступно для обозрения.




Владимир Николаевич Tонков(1872–1954) — выпускник Военно-медицинской академии Санкт-Петеpбуpгa, оставленный в ней для подготовки к профессорскому званию. Для чего проходит усовершенствование не только на кафедре анатомии академии, но и в анатомических институтах Германии, Австрии, Швейцарии. Вернувшись в Россию становится профессором анатомии женского медицинского института (Бестужевские курсы), потом руководит кафедрой анатомии в Казанском университете и возвращается заведовать кафедрой в Военно-медицинскую академию, где работает до конца своей жизни, достигнув высокого поста президента Академии.

В анатомической науке применял он подход на основе анализа и синтеза, считая, что анатом-исследователь должен вначале разложить организм, систему, орган на части, изучить всесторонне связи между ними, а потом воссоздать в целом, объяснив строение, назначение органа и его взаимосвязь с другими. Используя классические анатомические методы – препарирование, инъекции сосудов, а также эксперименты на животных – раскрыл морфологические пути и функциональные возможности коллатерального кровообращения, его перестройку при перевязках артерий, вен; образовании в них тромбов. Эти исследования обогатили практическую медицину знанием артериальных и венозных анастомозов, основных и дополнительных коллатералей, возникающих при нарушении кровообращения. Все это помогло сформулировать лечебную доктрину при сосудистых поражениях.

Как выдающийся педагог и организатор подготовил 16 профессоров. Он был одним из руководителей Всесоюзного научно-медицинского общества анатомов, гистологов, эмбриологов. Дослужился до высокого звания генерал-полковника Советской Армии, награжден многими орденами и медалями. С 1944 года – действительный член академии наук СССР. Под его редакцией вышел учебник анатомии человека, по которому учились студенты до 60-х годов XX столетия. Его преемник по кафедре Б.А. Долго-Сабуров продолжил исследование сосудистой системы, обобщив результаты в известных монографиях «Иннервация вен» и «Анастомозы и пути окольного кровообращения у человека».



Иосифов Гордей Максимович (1870–1933) — выдающийся ученый анатом-лимфолог, начавший свои исследования в Томском университете еще до революции и продолживший их в советский период в Воронежском медицинском институте. Он разработал тушь — желатиновую массу для наливки лимфатических сосудов и установил закономерности движения лимфы, сформулировав концепцию о функциональной роли лимфатических коллекторов. Под его руководством сложилось новое направление в лимфологии, в разработке которого участвовала большая группа молодых исследователей. Из них выросли знаменитые анатомы, профессора А. П. Азбукин, Д. А. Жданов, В. Н. Надеждин и другие, возглавившие кафедры в различных медицинских институтах.

Дмитрий Аркадьевич Жданов(1903–1971) выпускник Воронежского медицинского института и ученик профессора Г. М. Иосифова начал изучение лимфосистемы с капилляров костей, суставов, мышц, фасций, оболочек и периферических нервов. Он первым в мире получил рентгеновские изображения грудного лимфатического протока и его притоков у живого человека, раненого в шею.

В дальнейших исследованиях он установил много новых закономерностей:

· архитектоника лимфокапилляров и сплетений внутриорганных лимфососудов определяются условиями и особенностями строения и функции органа (органоспецифичность лимфососудов);

· сети лимфокапилляров и сплетений лимфососудов интимно связаны с кровеносными сосудами, прилегая к венозной части сосудистых сплетений;

· лимфососуды подвержены возрастной, индивидуальной изменчивости, а при образовании опухолей становятся транспортом для опухолевых клеток (метастазы);

· ультраструктурные различия лимфатических и кровеносных сосудов определяются функциональными особенностями, а эндотелий лимфокапилляров обладает фагоцитарной активностью;

· отсутствие базальной мембраны в лимфокапиллярах дает возможность резорбции коллоидных растворов крупнодисперсных белков, других веществ, чем поддерживается необходимое равновесие обменных процессов.

В монографиях Д. А. Жданова «Функциональная анатомия грудного протока и главных лимфатических коллекторов и узлов туловища», «Общая анатомия и физиология лимфатической системы» отражены новые сведения, за что автор награждается государственными премиями.

Д. А. Жданов и его ученики М. Р. Сапин, И. Г. Акмаев, исследуя сосуды эндокринных желез, установили нервно-сосудистые связи гипоталамуса и гипофиза, разрешили спорную проблему по оттоку крови в портальной системе гипофиза, проиллюстрировав, сложные сосудистые связи оригинальной цветной схемой.

Д. А. Жданов – действительный член АМН СССР, под его руководством выполнены 21 докторская диссертация, 75 кандидатских. Его учениками и последователями стали известные ученые Ю. И. Бородин (Новосибирск), Н. В. Крылова, М. Р. Сапин, Г. С. Сатюкова (Москва). Высшим признанием достижений советской морфологии было избрание Д. А. Жданoвa Президентом Всемирной ассоциации анатомов, которая состоялась в 1970 г. на IX Международном конгрессе в Ленинграде. Д. А. Жданов проявлял живой интерес к истории анатомии, будучи знатоком живописи, распознал в «Портрете неизвестного» (коллекция Эрмитажа) Андрея Везалия — выдающегося анатома Эпохи Возрождения.

Во втором Московском медицинском институте, а теперь университете, в советский период работали тоже выдающиеся анатомы – профессора А. А. Дешин, П. П. Дьяконов, В. Н. Терновский, академик В. В. Куприянов. Особенно известными стали исследования по строению микрососудов, за которые академику В. В. Куприянову и его сотрудникам присуждена Государственная премия. В Московском стоматологическом институте кафедру долго возглавлял профессор С. С. Михайлов, по учебнику которого до сих пор обучаются студенты.

Определение кости как органа, классификация костей

Кость - орган, эволюционно сложившийся из двух видов костной ткани: компактной (пластинчатой) и губчатой (ячеистой), покрытой сверху соединительной тканью (надкостницей) и содержащей внутри красный и желтый костный мозг. Как орган кость обеспечена сосудами и нервами, находящимися в надкостнице, а в глубь кости проникающими через питательные отверстия и каналы.

Развитие костей происходит либо из эмбриональной соединительной ткани — мезенхимы, либо на основе первичного хряща. Поэтому различают два вида остеогенеза: перепончатый и хрящевой. На 6–8 неделе эмбрионального развития из соединительной ткани начинает формироваться костная, например, в костях свода черепа, такие кости называют первичными(покровными). При хрящевом остеогенезе в соединительной ткани появляется хрящ, а потом в нем развивается костная ткань, что характерно для большинства костей скелета – и такие кости называютвторичными.

Классификация костей

Трубчатые кости: длинные и короткие имеют тело (диафиз) в виде цилиндра или трехгранной призмы; концы (эпифизы), покрытые гиалиновым хрящом для суставных поверхностей и образования суставов; апофизы (выступы) в виде бугров, отростков, надмыщелков для прикрепления мышц; внутри эпифизов находится красный костный мозг, внутри диафизов – желтый мозг, трубчатые кости располагаются в скелете конечностей.

Губчатые(короткие) кости имеют форму куба, многоугольника с тонкой компактной частью и толстой губчатой (внутри ее красный костный мозг), то же имеют суставные поверхности, выступы для образования суставов и прикрепления мышц, находятся в запястье и предплюсне.

Плоские(широкие) кости: тазовые, черепные (свод), грудина, лопатка; в ряде плоских костей – черепные – губчатое вещество пронизано каналами, содержащими диплоические вены, и оно называется диплое, внутри остальных костей имеется красный костный мозг.

Смешанныекости – (позвонок и др.) сочетают в строении признаки плоских, губчатых костей и внутри себя содержат красный костный мозг.

Воздухоносныекости отличаются наличием полости, связанной с дыхательной областью носа или носоглоткой: верхняя челюсть, лобная, решетчатая, клиновидная, височная кости.

Сесамовидные(остаточные) кости: надколенник, гороховидная, вставочные кости черепа, маленькие косточки в сухожилиях сгибателей и разгибателей конечностей – сесамовидные кости изменяют угол прикрепления сухожилий, облегчая мышечную работу.





Дата добавления: 2014-01-25; просмотров: 3547; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: При сдаче лабораторной работы, студент делает вид, что все знает; преподаватель делает вид, что верит ему. 9112 - | 7227 - или читать все...

Читайте также:

 

3.83.192.109 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.


Генерация страницы за: 0.003 сек.