Занятие 12. Г.Р. Державин. Духовные и философские оды, «Гимн лироэпический на прогнание французов из Отечества»: «вечные темы» в контексте авторского индивидуального стиля
Занятие 11. Г.Р. Державин. Цикл од, посвященных Фелице. «Снигирь». «Евгению. Жизнь Званская». Трансформация одической традиции. Особенности слога поэта
Тексты
Г.Р. Державин. Фелица https://www.rvb.ru/18vek/derzhavin/01text/017.htm
Видение Мурзы https://www.rvb.ru/18vek/derzhavin/01text/020.htm
Решемыслу https://www.rvb.ru/18vek/derzhavin/01text/019.htm
Снигирь https://www.rvb.ru/18vek/derzhavin/01text/114.htm
Русские девушки https://www.rvb.ru/18vek/derzhavin/01text/111.htm
«Евгению. Жизнь Званская» https://www.rvb.ru/18vek/derzhavin/01text/148.htm
Рассуждение о лирической поэзии, или об оде https://derzhavin.lit-info.ru/derzhavin/proza/razsuzhdenie/razsuzhdenie.htm
Вопросы
1. Какое место занимает Г.Р. Державин в истории русской литературы?
2. Как формировался цикл од, посвященных Фелице? В чем состоит новаторство Державина в разработке одического жанра, в создании образа поэта?
3. Охарактеризуйте суворовский цикл од Державина. Каковы особенности авторского слога в оде «Снигирь»?
4. В чем состоит трансформация идиллических, эпикурейских и библейских мотивов в послании «Евгению. Жизнь Званская»? Как формируются образы лирического «я» и поэтического адресата? Кому послание посвящено?
5. Каковы подходы Державина к осмыслению лирической поэзии и к работе писателя со словом в его «Рассуждении о лирической поэзии, или об оде»? Каково место синтеза искусств в литературной теории и художественной практике писателя?
6. Каковы особенности поэтического слога Державина? Какова роль в его стихах т.н. «мнимых неправильностей» – эллипсисов, «не тех падежей», «ассоциативного синтаксиса» и т.д. (обратитесь к работам Ю.И. Минералова)?
Литература
1. Ю.И. Минералов. История русской словесности XVIII века. М., 2003. С. 145-146; 151-162; 171-193.
2. С.А. Джанумов. Г.Р. Державин // Русские писатели. XVIII век. Биобиблиографический словарь. М., 2002. С. 27-41.
3. В.А. Западов. Г.Р. Державин // Словарь русских писателей XVIII века. Вып. 1. Л., 1988 https://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=463.
4. Е.Я. Данько. Изобразительное искусство в поэзии Державина // XVIII век. Вып. 2. М.;Л., 1940. С. 166–247 https://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=6087.
Тексты
Г.Р. Державин. Властителям и судиям https://www.rvb.ru/18vek/derzhavin/01text/013.htm
На смерть князя Мещерского https://www.rvb.ru/18vek/derzhavin/01text/010.htm
Водопад https://www.rvb.ru/18vek/derzhavin/01text/038.htm
Бог https://www.rvb.ru/18vek/derzhavin/01text/021.htm
«Гимн лироэпический на прогнание французов из Отечества» (фрагменты) https://ru.wikisource.org/wiki/%D0%93%D0%B8%D0%BC%D0%BD_%D0%BB%D0%B8%D1%80%D0%BE-%D1%8D%D0%BF%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%BD%D0%B0_%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B3%D0%BD%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5_%D0%A4%D1%80%D0%B0%D0%BD%D1%86%D1%83%D0%B7%D0%BE%D0%B2_%D0%B8%D0%B7_%D0%BE%D1%82%D0%B5%D1%87%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B0_(%D0%94%D0%B5%D1%80%D0%B6%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D0%BD)
Вопросы
1. Какими приемами Г.Р. Державин в оде «Властителям и судиям» синтезирует религиозную оду и сатиру? Как отразилось написание этой оды в судьбе поэта?
2. В чем состоят особенности воплощения «вечной» темы смерти в оде «На смерть князя Мещерского»? На конкретных примерах покажите мастерство Г.Р. Державина в области поэтической речи (контрасты, «корнесловие», символика и т.д.).
3. Какие философские вопросы ставит Г.Р. Державин в оде «Водопад»? Каковы художественные приемы их воплощения? Приведите примеры «картинной поэзии» в этой оде.
4. С опорой на какие образы и приемы Г.Р. Державин поэтически изображает непостижимого Творца в оде «Бог»? Приведите примеры афористических строк и прокомментируйте мастерство Державина-стилиста.
5. Как Г.Р. Державин воплощает тему Отечественной войны в «Гимне лироэпическом…»? Какими средствами создается образ русского народа – победителя?
Литература
1. Ю.И. Минералов. История русской словесности XVIII века. М., 2003. С. 162-171.
2. Й. Клейн. Религия и Просвещение в XVIII веке: Ода Державина «Бог» // XVIII век. Сб. 23. СПб., 2004. С. 126–133 https://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=7730.
3. С.А. Васильев. Поэты державинской школы // Три века русской литературы: Актуальные аспекты изучения. Вып. 14. М. – Иркутск, 2007 https://www.mineralov.su/vasil5.htm.
Тексты
М.И. Попов. Анюта https://az.lib.ru/p/popow_m_i/text_0040.shtml
А.А. Аблесимов. Мельник – колдун, обманщик и сват https://az.lib.ru/a/ablesimow_a_o/text_0030-1.shtml
И.А. Крылов. Кофейница https://www.rvb.ru/18vek/krylov/01text/vol2/01play/024.htm
Вопросы
1. Каковы жанровые особенности комической оперы и основные писательские имена с этим жанром связанные (М.И. Попов, А.А. Аблесимов, Н.П. Николев, Я.Б. Княжнин, И.А. Крылов и др.)?
2. Каковы особенности конфликта и системы образов комических опер М.И. Попова и А.А. Аблесимова?
3. В чем состоят художественные функции песен и музыкального начала в целом в «Анюте» М.И. Попова и «Мельнике…» А.А. Аблесимова?
4. В чем состоит демократизм комической оперы?
5. С какими литературными жанрами эпохи комическая опера имеет параллели?
6. Подготовьте сообщение о комической опере И.А. Крылова «Кофейница». Каковы индивидуально-авторские черты воплощения популярного жанра?
Литература
1. Ю.И. Минералов. История русской словесности XVIII века. М., 2003. С. 121-123; 224-233.
2. Т.Н. Ливанова. Русская комическая опера // Русские драматурги XVIII – XIX вв. М.; Л., 1959. С. 150-159.
3. Е.Д. Кукушкина. А.О. Аблесимов // Словарь русских писателей XVIII века. Вып. 1. Л., 1988 https://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=463.
4. В.П. Степанов. М.И. Попов // Словарь русских писателей XVIII века. Вып. 2. СПб., 1999 https://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=476.