double arrow

Занятие 4. В.К. Тредиаковский. «Новый и краткий способ к сложению российских стихов» как важнейший этап реформы русского стихосложения. Поэтические жанры. Стиль оды Тредиаковского


Занятие 3. Сатиры А.Д. Кантемира: барокко и авторский индивидуальный стиль, реформа силлабического стихосложения

Занятие 2. Феофан Прокопович — поэт и филолог. Трагедокомедия «Владимир»: злободневность проблематики, барочный синтез

Занятие 1. Гистории начала XVIII века: традиции жанра, черты культурного стиля Петровской эпохи

Тексты

Гистория о Василии Кориотском http://www.infoliolib.info/rlit/anonim/vaskoriot.html

История о российском дворянине Александре (фрагменты) http://www.infoliolib.info/rlit/anonim/aleksandr.html

Полный текст: http://www.knigafund.ru/books/28753/read

Вопросы

1. Какие черты отличают культурный стиль Петровской эпохи и какие из них проявились в гисториях этого времени?

2. В чем состоят отличия жанра повести от гистории и каковы черты жанрового синтеза в гисториях (традиции путевых заметок; повестей различных жанров – авантюрно-плутовской, бытовой, исторической, о любви и др.; сказки)?

3. Охарактеризуйте центрального персонажа гисторий. Какие черты образа героя унаследованы от литературы XVII века и какие привнесены впервые?

4. В чем особенности развития сюжета гисторий (новеллистичность и др.)?




5. Каковы черты стиля барокко в повестях?

Литература

1. Г.Н. Моисеева. О формировании стиля русских повестей первой трети XVIII века. (Роль переводных курантов XVII века) // XVIII век. Сб. 10. Л., 1975. С. 82–86 http://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=7032.

2. Г.Н. Моисеева. Русские повести первой трети XVIII века. М.; Л., 1965. С. 39–56.

3. И.З. Серман. Литературно-эстетические интересы и литературная политика Петра I // XVIII век. Сб. 9. Л., 1974. С. 5–49 http://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=6960.

Тексты

Феофан Прокопович. Поэтика (фрагменты) http://imwerden.de/pdf/feofan_prokopovich_sochineniya_1961.pdf

Епиникион http://az.lib.ru/p/prokopowich_f/text_0060oldorfo.shtml

«За могилою рябою…» http://az.lib.ru/p/prokopowich_f/text_0080.shtml

Владимир (фрагменты) http://az.lib.ru/p/prokopowich_f/text_0050.shtml

Полный текст: http://litopys.org.ua/old18/old18_26.htm

Вопросы

1. Каковы основные этапы творческой жизни Феофана Прокоповича – крупнейшего писателя Петровской эпохи?

2. В чем состоят основные положения Феофана Прокоповича – теоретика художественной словесности и наставника пишущих?

3. Каковы художественные особенности «Епиникиона» (смысл заглавия и жанровый синтез, традиции древнерусской литературы и западноевропейской культуры)?

4. Какие черты культурной эпохи барокко проявились в трагедокомедии «Владимир»?

5. В чем злободневность центрального образа пьесы и ее проблематики? Проанализируйте сатирические приемы создания образов жрецов.

6. Как, в каких конкретно эпизодах произведения и с какой целью Феофан Прокопович соединяет черты трагического, драматического и комического?

Литература

1. Ю.И. Минералов. История русской словесности XVIII века. М., 2003. С. 31-37.

2. О.М. Буранок. Русская литература XVIII века. Петровская эпоха. Феофан Прокопович. М., 2003. С. 40-65.



3. Т.Е. Автухович. Прокопович Елисей (Елеазар) // Словарь русских писателей XVIII века. Вып. 2. СПб., 1999 http://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=476.

4. С.А. Кибальник. О «Риторике» Феофана Прокоповича // XVIII век. Сб. 14. Л., 1983. С. 193–206 http://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=7220.

Тексты

Кантемир А.Д. Сатира первая. На хулящих учения. К уму своему http://www.rvb.ru/18vek/kantemir/01text/01text/01satyres/01.htm

Письмо Харитона Макентина к приятелю о сложении стихов русских http://www.rvb.ru/18vek/kantemir/01text/04annex/94.htm

Вопросы

1. В чем состоят особенности жанра сатиры и традиции его воплощения – от античности до XVIII века включительно?

2. Каким образ А.Д. Кантемира создается в похвальных стихах Феофана Прокоповича «К сочинителю сатир» (3 текста)?

3. Каковы особенности воплощения А.Д. Кантемиром сатирической проблематики?

4. Каковы приемы создания образа персонажа: имя, портрет, речь, деталь, авторская ирония – и их функции?

5. В чем состоят черты синтеза в первой сатире Кантемира: эпос, лирика, драма?

6. Как в первой сатире проявились черты реформирования А.Д. Кантемиром силлабического стихосложения? В чем состоят основные положения этой реформы?



Литература

1. Ю.И. Минералов. История русской словесности XVIII века. М., 2003. С. 37-45.

2. С.И. Николаев. Трудный Кантемир (Стилистическая структура и критика текста) // XVIII век. Сб. 19. СПб., 1995. С. 3–14 http://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=7548.

3. С.А. Джанумов. А.Д. Кантемир // Русские писатели. XVIII век. Биобиблиографический словарь. М., 2002. С. 62-66.

4. З.И. Гершкович. К вопросу об эволюции мировоззрения и творчества А.Д. Кантемира (Проблема «девятой» сатиры) // XVIII век. Вып. 3. М.; Л., 1958. С. 46–64 http://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=6107.

Тексты

В.К. Тредиаковский. Новый и краткий способ к сложению российских стихов http://www.rvb.ru/18vek/trediakovsky/01text/02theory/140.htm

Ода торжественная на сдачу города Гданска http://www.rvb.ru/18vek/trediakovsky/01text/01versus/04varia/087.htm

Стихи похвальные России http://www.rvb.ru/18vek/trediakovsky/01text/01versus/01varia/003.htm

Стихи похвальные Парижу http://www.rvb.ru/18vek/trediakovsky/01text/01versus/01varia/013.htm

Песни http://www.rvb.ru/18vek/trediakovsky/01text/01versus/01varia/012.htm

Тилемахида (фрагменты) http://www.rvb.ru/18vek/trediakovsky/01text/01versus/12tilemachida/131.htm

Вопросы

1. Каковы основные положения В.К. Тредиаковского – реформатора русского стихосложения? В чем состоят характерные черты силлабо-тонической системы стихосложения, согласно его «Новому и краткому способу к сложению российских стихов»?

2. Какие литературные жанры разрабатывал в своем творчестве В.К. Тредиаковский? Какова степень его новаторства в области жанра?

3. В чем состоят стилевые особенности оды В.К. Тредиаковского?

4. Каковы характерные черты его поэтического слога? Приведите конкретные примеры из «Стихов похвальных России».

5. Каково место поэмы В.К. Тредиаковского «Тилемахида» в истории русской литературы?

6. На конкретных примерах проанализируйте художественное мастерство поэта-эпика.

Литература

1. Ю.И. Минералов. История русской словесности XVIII века. М., 2003. С. 47-56.

2. С.А. Джанумов. В.К. Тредиаковский // Русские писатели. XVIII век. Биобиблиографический словарь. М., 2002. С. 190-194.

3. А.С. Орлов. «Тилемахида» В.К. Тредиаковского // XVIII век. Вып. 1. М.; Л., 1935. С. 5–55 http://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=6059.

4. И.З. Серман. Тредиаковский и просветительство (1730-е годы) // XVIII век. Сб. 5. М.; Л., 1962. С. 205–222 http://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=6341.

5. Г.А. Гуковский. Тредиаковский как теоретик литературы // XVIII век. Сб. 6. М.; Л., 1964. С. 43–72. http://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=6406.







Сейчас читают про: