double arrow

Май 2012


Преподаватель: Жиндева Е.А.

Н. Заболоцкий «Не позволяй душе лениться!».

В. Высоцкий «На братских могилах».

К. Симонов «Жди меня».

А. Твардовский. Отрывок из главы «Переправа» поэмы «Василий Теркин».

Ю. Кузнецов «Атомная сказка».

Н. Рубцов «Тихая моя родина».

Е. Евтушенко «Свадьбы».

А. Вознесенский «Гойя».

Б. Пастернак «Гамлет».

В. Маяковский «Прозаседавшиеся».

М. Цветаева «Родина».

А. Ахматова «Не с теми я, кто бросил землю».

С. Есенин «Я последний поэт деревни».

Наизусть: 12 главу поэмы А. Блока «Двенадцать».

Творчество А. Платонова (рассказ «Усомнившийся Макар», роман «Чевенгур»).

Тема интеллигенции и революции в романе Б. Пастернака «Доктор Живаго».

Роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита».

Творчество Ю. П. Кузнецова. Поэма «Путь Христа».

Творчество М. Булгакова. Роман «Белая гвардия».

Творчество А. Ахматовой в послереволюционные годы. Поэма «Реквием».

53.Сатира двадцатых годов.

54.Литературная жизнь в 60-е – 80-е годы.

60.Литература в период перестройки (1985 – 1991 г.).

74.И. Бродский «Я входил вместо дикого зверя в клетку…»

1. Теория «серебряного века» русской литературы: границы, течения, представители. Судьба поэтов «серебряного века» после Октябрьской революции (2-3 автора по выбору). Прочитать и проанализировать стихотворение одного автора.

2. Влияние эстетической системы В. Соловьева на стихотворное наследие А. Блока. Послереволюционный период творчества поэта: противоречия и современное прочтение. Проанализировать избранное стихотворение при его декламации.

3. Исторические судьбы России в художественном сознании А. Блока и С. Есенина. Дайте сравнительно-сопоставительный анализ двух стихотворений авторов.

4. Христианские мотивы в поэме А. Блока «Двенадцать» и в стихотворении С. Есенина «Инония».

5. Сущность и цели объединения новокрестьянских поэтов. Трансформация образа Родины на примере поэмы Н. Клюева «Погорельщина» и «маленьких поэм» С. Есенина («Русь», «Русь советская», «Русь уходящая»). Прочитать отрывок из предложенных произведений наизусть.




6. Поэма «Черный человек» как отражение психологического состояния автора и общества. Загадка гибели С. А. Есенина.

7. Эпическое и лирическое начала в поэме С. Есенина «Анна Снегина». Особенности воссоздания образа лирического героя. Литературная критика 1920 - 30-х годов о творчестве поэта.

8. Сущность восприятия революции С. Есениным и В. Маяковским: общее и частное в понимании происходящего. Историко-литературоведческие комментарии к стихотворениям С. Есенина «Письмо Женщине» и В. Маяковского «Письмо Татьяне Яковлевой». Одно прочитать наизусть.

9. Традиции и новаторство в сатирических произведениях В. Маяковского («О дряни», «Прозаседавшиеся», «Клоп», «Баня»). Особенности стихосложения и перспективы реформирования театрального искусства в понимании В.Маяковского.

10. Понимание социального заказа и его воплощение в творчестве представителей поэзии 1920 - 1930-х годов (Д. Бедного, М. Светлова, Н. Тихонова, Э. Багрицкого и др.). Характеристика творчества одного поэта по выбору. Прочитать стихотворение наизусть.

11. Литературные группировки 1920 - 30-х годов. Сущность и отличительные черты Лефа, конструктивистов, пролеткульта, «Серапионовых братьев» и др. Политика государства в области литературы («О политике партии в области литературы», «О перестройке литературно-художественных организаций»).

12. Понимание М. Горьким революции. Идеалистические представления и объективная реальность в «Несвоевременных мыслях» автора.



13. Социально-исторический и философский аспекты романа М. Горького «Дело Артамоновых». Виды правды и теория возвратности зла в произведении.

14. Циклизация пьес М. Горького 1930-х годов. Способы циклизации.

15. Две редакции М. Горького «Вассы Железновой»: сходства и различия. Причины обращения автора к дореволюционным темам.

16. Сущность самгинщины как социального явления русского общества рубежа веков (по роману-эпопее М. Горького «Жизнь Клима Самгина»)

17. Нравственно-психологические проблемы и их художественное воплощение в прозе о революции и гражданской войне (И. Бабель, А. Серафимович, Б. Пильняк, Б. Пастернак, А. Фадеев, М. Шолохов и др.) Анализ 2-3 произведений по выбору.

18. Нравственно-религиозные искания Б. Зайцева и И. Шмелева и их отражение в произведениях авторов. Анализ двух произведений по выбору.

19. Поиски идеального человека в романе А. Фадеева «Разгром». Эволюция характеров главных героев.

20. Героико-романтическое начало в изображении гражданской войны и революции в произведениях А. Фадеева «Разгром», Н. Островского «Как закалялась сталь», М. Шолохова «Донские рассказы». Сравнительно-сопоставительный анализ произведений, литературно-культурологический комментарий к характерам главных героев.

21. Стилевые особенности романов И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев», «Золотой теленок». Преемственность сюжетной реализации повествования.

22. Проблематика и художественное своеобразие романа Е. Замятина «Мы». Значение произведения для мировой литературы ХХ века. Значение мифологических параллелей в сюжетно-композиционной организации романа-антиутопии.

23. Теория и практика антикниги в творчестве В. Набокова (на примере романа «Приглашение на казнь»)

24. Литературная маска в трансформации литературного пространства. «Машенька» В. Набокова как «самое русское произведение» автора.

25. Рассказ А. Платонова «Усомнившийся Макар» как предупреждение об опасности бюрократизма.

26. Идея строительства общепролетарского дома в повести А. Платонова «Котлован». Значение образа Насти для понимания основной идеи произведения.

27. Классовое и общечеловеческое как основа коллизии романа А. Платонова «Чевенгур».

28. Социальный, исторический и биографический контексты романа Б. Пастернака «Доктор Живаго». Филологический анализ продекламированного наизусть отрывка.

29. Образ лирического героя. Противоречивость трактовки образа Лары в контексте интерпретационных возможностей в пределах текстовой реализации героини. Место стихотворного цикла в композиции романа Б. Пастернака «Доктор Живаго». Прочитать наизусть стихотворение.

30. Художественные особенности создания характеров главных героев в пьесах М.Булгакова «Дни Турбиных», «Зойкина квартира» и др. (по выбору).

31. Социальный контекст и приемы изображения действительности в произведениях М. Булгакова «Собачье сердце» и «Роковые яйца». Смысл названия указанных текстов. Биографическое в сатирической фантастике.

32. Воланд как носитель справедливого зла. Значение эпиграфа для понимания образа (по роману М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»). Особенности композиционно-сюжетной реализации произведения.

33. Значение первого Всесоюзного съезда советских писателей для развития русской литературы. Теория социалистического реализма и споры вокруг метода в литературоведении середины 1980 - начала 1990-х годов.

34. Литература «первых пятилеток» (Н. Островский «Как закалялась сталь», В. Катаев «Время, вперед!», А. Малышкин «Люди из захолустья», Ф. Гладков «Цемент» и т.д.) и ее значение для развития русской литературы 1930 - 40- годов. Анализ одного произведения по выбору.

35. Развитие исторического жанра в советской литературе («Петр Первый» А. Толстого, «Степан Разин» А. Чапыгина, «Смерть Вазир-Мухтара, «Пушкин Ю. Тынянова ). Историзм повествования.

36. Биографический роман и его художественные особенности (на примере произведений Б. Зайцева / «Жуковский», «Тургенев», «Чехов» / и Ю. Тынянова «Кюхля», «Смерть Вазир-Мухтара». Анализ двух произведений по выбору.

37. Поиски в области повествовательных форм А. Н. Толстого. Исторические события и исторические характеры. Батальные сцены в романе «Петр Первый».

38. Хроника эпохи в трилогии А. Н. Толстого «Хождение по мукам». Смысл названия трилогии и ее частей. Доминанты характеров Кати и Даши. Специфика эволюции взглядов героинь.

39. Путь исканий Григория Мелехова. Типичное и индивидуальное в изображении героев романа-эпопеи М. А. Шолохова «Тихий Дон».

40. «Тема коллективизации в творчестве М. А. Шолохова. Виды психологического параллелизма в повествовании.

41. «Шолоховский вопрос» в русском литературоведении. Аргументировать свою позицию.

42. Понятие «современная русская литература»: особенности трактовки и специфика содержания.

43. Темы, проблемы, идеи в произведениях «шестидесятников» (на примере гражданских мотивов и пафоса обновления в сборниках и поэмах А.Вознесенского «Антимиры» /1964/, Е.Евтушенко «Нежность» /1962/, «Братская ГЭС» /1964/, Р.Рождественского «Реквием» /1963/, Б.Ахмадулиной «Струна» /1961/, Я.Смелякова «День России» /1963/). Анализ двух произведений по выбору. Прочитать отрывок наизусть.

44. Поэты военного поколения о человеке и для человека (К.Ваншенкин, Д.Самойлов, Ю.Друнина, Э.Асадов и др.) Лейтмотив творчества и центр лирических переживаний. Прочитать наизусть одно из стихотворений при анализе эволюции творчества автора.

45. Теория и практика «окопной литературы». Дать аксиологический комментарий к тексту по выбору (В.Астафьев «Прокляты и убиты», В.Закруткин «Матерь человеческая», Б.Васильев «Завтра была война», В.Гроссман «Жизнь и судьба»).

46. Героико-романтическая линия в литературе о Великой Отечественной войне (А.Фадеев «Молодая гвардия», К.Симонов «Живые и мертвые», Б.Полевой «Повесть о настоящем человеке», Э.Казакевич «Звезда», В.Некрасов «В окопах Сталинграда» и т.п.) Проанализировать два произведения по выбору.

47. «Лейтенантская» проза и ее значение для развития русской литературы ХХ века. Трансформация позиции выбора в произведениях Ю.Бондарева «Горячий снег», «Берег», «Непротивление».

48. Дискуссионность формы и содержания в повествовании о Великой Отечественной войне (на примере романа-оратории С.Алексиевич «У войны неженское лицо» или одного из произведений В.Войновича «Жизнь и необычайные приключения Ивана Чонкина», «Иванькиада»).

49. Антилагерная поэзия Ю.Добровского, В.Шалимова, А.Жигулина в системе литературного развития 1960-90-х годов. Прочитать наизусть стихотворения двух авторов.

50. Осмысление трагедии народа в период тоталитаризма в произведениях репрессированных авторов (А.Солженицын «Архипелаг Гулаг», В.Шаламов «Колымские рассказы», А.Рыбаков «Дети Арбата» и др.). Проанализировать два произведения по выбору.

51. Пространственно-временной аспект в повествовании А.Солженицына «Один день Ивана Денисовича». История создания и споры о жанрово-видовой принадлежности произведения.

52. «Деревенская проза» как особое явление в русской литературе 1960-80-х годов ХХ в. Споры вокруг «секретарской прозы». Произвести сопоставительный анализ судеб главных героев в романах-хрониках Ф.Абрамова «Пряслины», В.Белова «Кануны», «Год великого перелома», «Час шестой», Б.Можаева «Мужики и бабы», А.Иванова «Вечный зов», «Тени исчезают в полдень», П.Проскурина «Судьба», «Имя твое». (Два-три произведения по выбору).

53. Особенности повествовательной системы В.Шукшина (на примере анализа двух-трех рассказов). «Чудики» как центр философской концепции автора.

54. Специфические черты и структурно-композиционные особенности натурфилософской прозы. «Русский лес» Л.М.Леонова как образец философского повествования. Символика в романе.

55. Авторская модель мира в системе осмысления нравственно-экологического кризиса эпохи. В.Распутин «Прощание с Матерой» («Пожар») и В.Астафьев «Царь-рыба»: сравнительно-сопоставительная характеристика писательских концепций.

56. Категория семьи в повествовании В.Астафьева (на примере произведений «Людочка», «Печальный детектив»). Авторские выводы и предложения.

57. Философские элементы бытовой и психологической прозы в произведениях В.Распутина 1990-2000-х гг. («В ту же землю», «Женский разговор», «Изба» и др.) Цикличность творчества автора.

58. «Городские» повести Ю.Трифонова: реализация личности в системе бытовых отношений. Смысл названия произведений, вошедших в сборник «Московские повести».

59. Условность деления поэзии 1960-70-х годов на «громкую» и «тихую» лирику. Эволюция творческого стиля Н.М. Рубцова. Способы реализации лирического героя. Прочитать стихотворение наизусть.

60. Дискуссии о социалистическом реализме 1980-90-х годов. Этапы развития явления и способы решения проблемы. Схематизм метода.

61. Специфика исторического жанра. Творчество В.С. Пикуля: многоаспектность линий, особенности авторских комментариев и трактовок (на примере одного-двух произведений).

62. Военный синдром и его влияние на развитие общества (С. Алексиевич «Цинковые мальчики», О. Ермаков «Афганские рассказы», И. Пустынин «Афганец», Б. Горбовский «Чеченский узел», А. Иванов «Вход в плен бесплатный», В. Николаев «Живый в помощи» - два произведения по выбору).

63. Отражение современного состояния вооруженных сил в произведениях С. Каледина «Стройбат» и Ю.Козлова «Геополитический романс». Натурализм и психологизм в изображении ситуации нравственного выбора.

64. Особенности сюжетно-композиционной организации повествования В. Пелевина («Жизнь насекомых», «Омон Ра», «Чапаев и Пустота», «Generation "П"» - по выбору). Теория и практика симулякра.

65. Влияние современных СМИ на художественную литературу. Интернет-литература в современной культурной парадигме. «Шлем ужаса» В.Пелевина как образец сетературы.

66. Социально-конкретное, национальное и вечное в рассказах В. Дегтева. Сборник «Русская душа» как авторская концепция соборности.

67. Народно-сказовые традиции в произведениях В. Крупина. Сатира и юмор в произведениях «Прощай, Россия, встретимся в раю», «Слава Богу за все».

68. Религиозная проза в поисках нравственного совершенства. Пути современника к вере в произведениях В. Николаева «Живый в помощи», А. Трапезникова «Царские врата», «Похождение проклятых» (анализ одного произведения по выбору).

69. Гипотеза о постреализме. Натурализм и художественная типизация в произведении В. Маканина «Кавказский пленный».

70. Противостояние детского мира и мира взрослых в повестях А. Приставкина «Ночевала тучка золотая», П. Санаева «Похороните меня за плинтусом».

71. Многообразие русской лирики конца ХХ века. Литературные школы, течения, направления. Охарактеризовать творчество одного представителя, проследив особенности его стихосложения.

72. «Лианозовская школа» русской поэзии. Андеграунд как литературное и социальное явление. Прочитать и проанализировать стихотворение одного автора.

73. Основные изменения в развитии лирического рода литературы на современном этапе. Лирический герой поэзии последних лет, его взаимодействия с лирическим сюжетом в творчестве следующих второв: И.А. Бродский, С.В. Викулов, А.А. Вознесенский, А.Д. Дементьев, Е.А. Евтушенко, Р.Ф.Казакова, Б. Кенжеев, Т. Кибиров, Ю.П.Кузнецов, Н.Н.Матвеева, А.П.Межиров, О.Г. Митяев, Ю.П. Мориц, Д.А. Пригов, Е.Б. Рейн, Р.И. Рождественский, Л.С. Рубинштейн, Г.В. Сапгир, О.А. Седакова, В.А. Соснора, Н.И. Тряпкин, Б. А. Чичибабин, Е.А. Шварц (анализ двух произведений по выбору).

74. Правомерность выделения женской прозы. Нарратив как суть нравственно-эмоционального мира героини в произведениях Л. Петрушевской, Т. Толстой, Л.Улицкой, Н. Катерли, В. Токаревой, Г. Щербаковой (творчество одного автора по выбору).

75. Общее представление и реальное бытование душевной сути в русской постмодернистской прозе (на примере произведений В. Маканина, Вен. Ерофеева, Вик. Ерофеева и др.) Анализ произведения по выбору. Постмодернистская терминология.

76. Жанр антиутопии в современной русской прозе (М. Попов «Ванечка», В. Козлов «Одиночество вещей», Т. Толстая «Кысь», В. Войнович «Москва 2042»): традиции и новаторство, специфика смысла и подтекст. Анализ двух произведений по выбору.

77. Ремифологические тенденции современного повествования. От классического внедрения мифа /Ч.Айтматов «Плаха», «Буранный полустанок», «Вечная невеста»/ к современной интерпретации мифологемы /Л.Улицкая «Медея и ее дети», Л. Петрушевская «Медея», «Как Пенелопа»/.

78. Библейские мотивы в современной прозе (Л.Бородин «Ловушка для Адама», В. Попов «Евангелие Магдалины» и др.). Проанализировать одно произведение по выбору.

79. Театр А.Вампилова: сущность явлений и характеров. Способы детализации в произведениях.

80. Особенности развития драматургии 1960-х годов. Нравственно-эмоциональная схема столкновения характеров в драмах В.С. Розова и А.М.Володина. Анализ двух произведений по выбору.

81. Драматургия «новой волны». Смещение акцентов и особенности структурно-семантического фона в драмах Вен. Ерофеева «Вальпургиева ночь, или Шаги Командора» и Н.Садур «Чудная».

82. Творчество И.Бродского: от «Петербургской школы» к ассоциативному стиху. Прочитать и проанализировать одно стихотворение.

83. «Верный Руслан» Г. Владимова и «Зона» С. Довлатова как образцы эмигрантской литературы. Специфика изображения благополучия / неблагополучия русского общества.

84. Поэма Вен. Ерофеева «Москва - Петушки» как книга путешествия. Оценка современной критикой творчества Вен. Ерофеева.

85. «Московская сага» В. Аксенова как семейная хроника. Специфика изображения исторических событий. Любовная канва произведения.

86. Творчество Б. Акунина в контексте представления о массовой литературе. Диалог с классическим произведением в жанре детектива (Б. Акунин «Ф М»).

87. Гротесковый характер повествовательной системы условно-метафорической прозы (А. Ким «Поселок кентавров» или любое другое произведение)

88. Кодекс семьи в последних произведениях В. Астафьева.

89. Жанровые модификации русского романа второй половины ХХ века (на примере трех произведений по выбору).

90. Жанровые модификации русской повести второй половины ХХ века (на примере трех произведений по выбору).

Заказать ✍️ написание учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сейчас читают про: