Рис.27
Рис.26
Рис.25
Рис.24
Рис.23
Рис.22
Рис.21
Рис.20
Когда углы Эйлера равны нулю, подвижные оси совпадают с неподвижными. Чтобы определить положение тела, соответствующее заданным углам Эйлера, производим следующие действия. Сначала подвижные оси, а значит и тело, поворачиваем на угол
вокруг оси
. При этом оси
и
отойдут от осей
и
в горизонтальной плоскости и ось
займёт положение
(рис.20). Затем тело вращаем вокруг нового положения оси
(прямой
) на угол
. Ось
отойдёт от оси
на этот угол
, а ось
приподнимется над горизонтальной плоскостью. Наконец, тело (и подвижные оси) вращаем вокруг нового положения оси
на угол
. Ось
отойдёт от положения
в наклонной плоскости, перпендикулярной оси
. Это положение тела и будет соответствовать углам Эйлера (на рисунке само тело не показано).
Линия пересечения неподвижной плоскости
и подвижной
, прямая
, называется линией узлов. Угол
называется углом прецессии, угол
– углом нутации, угол
– углом собственного вращения. Эти названия углов пришли из теории гироскопов.
При движении тела углы Эйлера изменяются по определённым законам
которые называются уравнениями вращения.
На примере вращающегося волчка можно лучше разобраться в этих углах Эйлера (рис.21). Ось волчка
описывает конус вокруг неподвижной оси
. Это вращение определяется углом
(говорят: волчок совершает прецессию). Отклонение оси волчка от вертикали – угол нутации
.
А вращение волчка вокруг своей оси
, определяемое углом
– собственное вращение.

2) Теорема Даламбера – Эйлера. Мгновенная ось вращения.
Проведём в теле сферическую поверхность произвольного радиуса с центром в неподвижной точке
(рис.22).

Покажем у тела какие-нибудь две точки
и
, расположенные на этой сфере. Соединим их по сфере дугой наибольшего радиуса (кратчайшее расстояние между точками). Переместим тело в новое положение. Точки, а значит и дуга, займут положение
и
. Соединим точки
и
и
дугами большого радиуса
и
. Посередине этих дуг проведём им перпендикулярные дуги и найдём их точку пересечения
. Соединим эту точку
с точками
. Получим два сферических треугольника
и
, расположенных на этой сфере. Эти два треугольника равны, как треугольники с равными сторонами (
, а
и
– как дуги равноудалённые от перпендикуляров). Так как эти два треугольника расположены на одной сфере и имеют общую вершину
, то их можно совместить поворотом сферы, а значит и тела, вокруг прямой
.
Поэтому можно сделать вывод, что тело с одной неподвижной точкой можно переместить из одного положения в другое поворотом вокруг некоторой оси, проходящей через неподвижную точку
. Это утверждение – есть теорема Даламбера-Эйлера.
Конечно, такое перемещение не является истинным движением тела. На самом деле тело переходило из первого положения в другое каким-то другим, наверное более сложным путём. Но, если время
такого перехода мало, то это перемещение будет близко к действительному. А при
можно предположить, что для данного момента времени тело поворачивается вокруг некоторой оси Р, проходящей через неподвижную точку
, вращаясь вокруг неё с угловой скоростью
. Конечно, для каждого другого момента времени эта ось расположена иначе. Поэтому ось
называют мгновенной осью вращения, а угловую скорость
– мгновенной угловой скоростью, вектор которой направлен по оси.
3) Скорость точек тела.
По теореме Даламбера-Эйлера за малое время
движение тела можно представить как вращение вокруг неподвижной оси
с некоторой угловой скоростью
(рис.23).

Тогда скорость точки
:
В пределе, при
, угловая скорость
будет приближаться к мгновенной угловой скорости
, направленной по мгновенной оси вращения
, а скорость точки
- к истинному значению:

.
Но таким же образом находится скорость точки при вращении тела вокруг оси, по которой направлен вектор
, в нашем случае – по мгновенной оси вращения
. Поэтому скорость точки можно определить как скорость её при вращении тела вокруг мгновенной оси
. Величина скорости
(рис.23).
Определение скоростей точек тела значительно упрощается, если известна мгновенная ось вращения
. Иногда её можно найти, если удастся обнаружить у тела хотя бы ещё одну точку, кроме
, скорость которой в данный момент равна нулю, и провести ось
из неподвижной точки О через эту точку. Так как мгновенная ось вращения – геометрическое место точек, скорости которых равны нулю в данный момент времени.
Пример 6. Водило
, вращаясь вокруг вертикальной оси
с угловой скоростью
, заставляет диск радиуса
кататься по горизонтальной плоскости (рис.24).

Если представить диск как основание конуса с вершиной в неподвижной точке
, то движение диска можно назвать вращением вокруг этой неподвижной точки
.
Так как скорость точки касания диска с плоскостью равна нулю, то мгновенная ось вращения
проходит через эту точку. И вектор мгновенной угловой скорости
будет направлен по этой оси.
Точка
вместе с водилом
вращается вокруг оси
. Поэтому её скорость
(рис.24). Эта скорость определяет направление вращения диска вокруг оси
и направление вектора
. Величина угловой скорости
(h – расстояние от
до оси
). Теперь можно найти скорость любой точки диска, рассматривая его движение как вращение вокруг оси
. Так, например, скорость точки
:
. Так как
и 
, то
и 
4) Ускорение точек тела.
Сначала определим угловое ускорение тела
. При движении тела вектор угловой скорости
изменяется и по величине, и по направлению. Точка расположенная на его конце будет двигаться по некоторой траектории со скоростью
(рис.25).

Если рассматривать вектор
как радиус-вектор этой точки, то
.
Итак. Угловое ускорение тела можно определить как скорость точки, расположенной на конце вектора угловой скорости:
.
Этот результат называется теоремой Резаля.
Теперь обратимся к определению ускорения точек. Ускорение какой-либо точки
тела
,
есть сумма двух векторов.
Первый вектор
. Модуль его
, где h 1 – расстояние от точки
до вектора
. Направлен он перпендикулярно
и
. Но таким же способом определяется касательное ускорение. Поэтому первую составляющую ускорения определяют как касательное ускорение, предполагая, что тело вращается вокруг оси, совпадающей с вектором
. И обозначается этот вектор ускорения так

Второй вектор
Модуль его
, но
, т.к. векторы
и
перпендикулярны друг другу.

Значит
, где h2 – расстояние от точки М до мгновенной оси
, до вектора
.
Направлен вектор
перпендикулярно
и
, т.е. так же как вектор нормального ускорения при вращении вокруг оси
, или вектора
. Поэтому этот вектор ускорения и обозначают, соответственно, так:

Итак, ускорение точек тела, вращающегося вокруг неподвижной точки, определяется как сумма двух ускорений:

Этот результат называется теоремой Ривальса.
Заметим, что в общем случае векторы
и
не совпадают и угол между
и
не равен
, векторы не перпендикулярны друг другу, как это было при вращении тела вокруг неподвижной оси.
Пример 7. Продолжим исследование движения диска (пример 6). Модуль угловой скорости
Значит вектор
вместе с осью
, которая всегда проходит через точку касания диска с плоскостью, вращается вокруг оси
и описывает конус. Точка М на конце вектора
движется по окружности радиуса
с угловой скоростью
. Поэтому угловое ускорение диска
.
Откладывается вектор
из неподвижной точки О. Направлен он, как скорость
, перпендикулярно водилу
, параллельно оси х (рис. 27).

Найдём ускорение точки В.
Ускорение
Направлен вектор
перпендикулярно
и расположен в плоскости
.
Ускорение
Вектор
направлен по
, перпендикулярно мгновенной оси
. Модуль вектора
найдём с помощью проекций на оси
:


Значит 
В данной лекции рассматриваются следующие вопросы:
1. Плоскопараллельное движение твердого тела.
2. Уравнения плоскопараллельного движения.
3. Разложение движения на поступательное и вращательное.
4. Определение скоростей точек плоской фигуры.
5. Теорема о проекциях скоростей двух точек тела.
6. Определение скоростей точек плоской фигуры с помощью мгновенного центра скоростей.
7. Решение задач на определение скорости.
8. План скоростей.
9. Определение ускорений точек плоской фигуры.
10. Решение задач на ускорения.
11. Мгновенный центр ускорений.






