Историческая справка

Экспансия американской модели социальной работы началась после Второй мировой войны. Помогая новым демократиям и бывшим коло­ниям создавать и возрождать систему социального образования, США внедряли свои подходы к образованию, в результате чего они получили распространение во всем мире. Методика и методология обучения были связаны с использованием методов индивидуальной, групповой работы, а также в микросоциальной среде. Позитивным фактором выступила единая идеологическая парадигма, которая позволила сфор­мировать профессиональную модель социального образования. К недостаткам можно отнести то, что не учитывались национальные традиции, а концепция благосостояния мало соотносилась с политиче­скими реалиями той или иной страны. Абсолютизация медицинской модели социальной работы сдерживала поиски других моделей под­держки и защиты населения.

В социальном образовании, несмотря на культурные различия, можно выявить и общенациональные тенденции:

I. Влияние американской методологии практики и методики обуче­ния социальной работе, или, как принято говорить в среде специалистов, американской школы социальной работы. Однако в последнее время в профессиональной среде все чаше стали высказываться со­мнения в универсальности и эффективности американской модели профессиональной подготовки специалистов. Теперь некогда доми­нирующая американская модель становится лишь одной из многих, поэтому ее следует оценивать по соответствию с местными и глобаль­ными проблемами.

Радикальные и постмодернистские подходы проявляются также в дея­тельности школ социальной работы стран Азии, Африки, Центральной и Южной Америки, Восточной Европы. Они стремятся развивать соб­ственные подходы к педагогике, формируют образовательные программы с учетом местного политического и культурного контекста, что, по мнению специалистов, позволяет усилить или заменить западные модели отече­ственными. На этом пути каждая страна вправе выдвигать собственные идеи национального социального образования.

2. Активное использование в образовательном процессе радикальных и постмодернистских альтернатив, в которых особое внимание уделя­ется социальной обусловленности поведения и роли социальных ин­ститутов, а также подвергается сомнению безусловность существую­щего социального порядка. На смену универсальным моделям объяснения и описания реальности приходит плюрализм в подходах и ценностях, отрицаются универсальные принципы и абсолютные ис­тины. Под влиянием радикализма и идей постмодернизма образова­тельные программы включают современные теории и нацелены на развитие критического мышления и критической рефлексии.

3. Формирование нового облика профессии социальной работы, прида­ние ей статуса международной. Социальная работа функционирует в четырех измерениях глобального контекста, важнейшим из которых выступают ее политико-идеологические условия. Происходящие в данном контексте изменения оказали существенное влияние на все аспекты социальной практики, равно как и на саму профессию, и осо­бенно на ее обязательство по формированию политического процесса. Социальная работа на всех своих уровнях восприимчива к ключевым глобальным социальным проблемам: глобальная нищета, глобальный терроризм, недоверие между глобальными цивилизациями, ухудше­ние глобальной экологии и вынужденная миграция населения. Эти проблемы воздействуют на политику каждого государства, на предста­вителей каждой страны, а также на помогающие профессии на всех уровнях — местном, национальном и глобальном.

Актуальной задачей социального образования за рубежом стано­вится не только совершенствование содержательного компонента учебных программ с учетом изменяющегося мира, но и создание усло­вий для приобретения студентами международного опыта в процессе подготовки к профессиональной практике. Здесь можно выделить не­сколько реальных направлений, в которых эта задача осуществляется:

■ расширение пространства образовательной практики: создание площадок образовательной практики за рубежом;

■ международный обмен студентами: учеба за рубежом в течение семестра или стажировка на практике;

■ создание совместных межуниверситетских программ, в которых представлены университеты различных стран; успешный опыт европейских университетов доказал эффективность данного на­правления;

■ международный обмен преподавателями, который способствует расширению и углублению содержательных аспектов учебных дисциплин в различных контекстах.

Общие выводы

■ Международную социальную работу можно рассматривать как продвиже­ние профессиональной практики и профессионального образования на гло­бальном и локальном уровнях, как интегрированную международную про­фессию, способную дать решительный ответ на глобальные вызовы.

■ Интегративно-перспективный подход позволяет выявлять причинно-следственные связи прошедших событий и анализировать все аспекты ситуа­ций, попадающих в пространство международной социальной работы.

■ В условиях обновления образовательной политики происходят соответству­ющие изменения в системе социального образования, которые,

с одной стороны, усиливают международное влияние и создают глобальную сеть социальных учебных заведений, а с другой — укрепляют национальную идентичность локальных моделей социального образования.

1. Образовательное пространство как сфера социальной работы

2. Роль и место социального работника в образовании

3- Проблемы содержания социального образования

4- Организационные аспекты социального образования

Образовательные учреждения во многих странах мира стали наиболее благодатной, стабильной сферой социальной работы и одновременно средством влияния на различные категории населения, духовного и культурного возрождения людей, гармонизации отношений между личностью и обществом.

Последнее десятилетие в России стало временем серьезного переосмысления подходов к содержанию и организации социального образования, определению критериев его качества, поиску эффективных образовательных технологий. Претерпели изменения известные определения социального образования, соответствующего обучения и воспитания, широкое распространение получил опыт социального образования за рубежом, дореволюционный опыт России в этой области образовательной деятельности.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО КАК СФЕРА СОЦИАЛЬНОЙ

РАБОТЫ

Как отмечает В.Г.Бочарова.д в контексте профессиональной социальной работы содействие личности в ее становлении, саморазвитии,

самореализации, образовательные и культурные ценности (то есть создание условий для каждого человека в его образовательном и культурном личностном развитии) имеют первостепенное и непреходящее значение, не идущее в сравнение с какой бы то ни было материальной помощью, социально-бытовыми или другими ценностями.

Конечно. неправомерно одно противопоставлять другому. Однако если представить себе человека, который довольствуется потреблением лишь материальных благ (а круг деятельности социального работника, подчас, увы, сужается до такого рода помощи), то невольно возникают сомнения в профессионализме такого социального работника и в результативности его помощи (хотя вряд ли его можно осуждать за это при крайне низком уровне оплаты труда).

Нетрудно понять, что именно невозможность для многих детей, молодежи, людей старшего поколения приобщиться к различным, ранее доступным формам образования и ценностям культуры, развития своего интеллектуального потенциала, расширения кругозора; сокращение числа учреждений дошкольного, базового и дополнительного образования, культурных учреждений, мест для отдыха, творческих и досутовых занятий -эти по сути своей социальные проблемы крайне негативно отразились на уровне духовно-нравственного, физического, психического развития человека, и прежде всего личности ребенка.

В этой связи следует особо выделить детей, подростков, молодежь как социальный слой, важнейшую категорию, в том числе наиболее перспективных контингентов страны. Эта категория должна стать объектом самого пристального и, главное, своевременного внимания абсолютно всех государстве иных и негосударственных, коммерческих структур (а не только одной отрасли - образования) их согласованной, личностно ориентированной социальной работы.

Содействие созданию в России психически и физически здорового, образованного молодого поколения с высокими духовно-нравственным и, человеческими качествами, знающего и уважающего историю, традиции своего народа - это общегосударственная задача, от решения которой зависит будущее страны. Имеющие место «перекосы» в понимании социальной работы с детьми как только срочной помощи попавшим в экстремальную ситуацию, брошенным или отбившимся от рук подросткам уводят нас от этой задачи и наносят непоправимый вред становящейся профессиональной социальной работе, которая должна помочь подрастающему поколению (и каждому ее представителю) найти свое место в жизни, оказать содействие каждому подростку, стать посредником между ним и всем, что его окружает в этой непростой жизни, в социуме.

До последнего времени понимание сущности человека сводилось к совокупности общественных отношении. Отсюда делался вывод, что мера развития человека, степень социализации личности задаются обществом. Человек рассматривался как переонификатор социальных связей. При этом утверждалось, что источник развития личности находится не внутри, а вне ее. Такой подход, безусловно, правомерен, но его нельзя абсолютизировать, так как человек не только объект в ряду других объектов общества, но и субъект, обладающий волей и сознанием.

Для каждой личности характерна своя внутренняя структура, которая зависит от внешних условий и сложившихся обстоятельств, так и от самого человека, его субъективности, индивидуальности, неповторимости, его физических, нравственных, психических, творческих, интеллектуальных, социально значимых качеств.

Проблемы человека вплетаются в социально-исторический процесс, в конкретные социокультурные условия его существования, деятельности, от которых зависит воспитание человека, направления, содержание, цели личностно ориентированной социальной работы. Она осуществляется путем анализа среды, а также места и деятельности человека в определенной микросреде.

Образование, таким образом, становится одним из важнейших факторов развития социальных процессов в нашей стране, осуществляющим социальную и правовую защиту личности, обеспечивающим активное развитие личности, способной к позитивной саморегуляции, реализующей широкое сотрудничество со всеми элементами микросоциума.

Значительно расширяя свои рамки, образование в настоящее время воспринимается личностью не как некая замкнутая система, действующая в институциональной среде и приводимая в действие определенным образом подготовленными специалистами, а как открытый процесс, происходящий не только в стенах образовательных учебных заведений и других учреждений институциональной среды, а повсюду и под воздействием всех лиц, обладающих опытом и стремящихся передать его другим. Такой подход к пониманию образования через образовательное пространство значительно усиливает его возможности в социальной работе.

Главная функция образовательного пространства - расширить возможности творческой личности, стимулировать ответственность за все происходящее, в том числе за смысл собственного существования, поставить ее в состояние субъекта деятельности, принимающего решения, действующего в соответствии с выработанными ценностями.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: