Силы и средства РСЧС

Важнейшей составной частью РСЧС являются ее силы и сред­ства, выполняющие следующие основные задачи:

- осуществление мониторинга, наблюдения, лабораторного контроля за состоянием окружающей природной среды и потенциально опасных объектов с целью прогнозирования чрезвычайных ситуаций природно­го и техногенного характера, своевременное доведение мониторинго­вой, прогнозной и другой информации до органов управления РСЧС;

- ликвидация чрезвычайных ситуаций, проведение аварийно-спасатель­ных и других неотложных работ при ЧС;

- проведение эвакуационных мероприятий при эвакуации населения из зон чрезвычайных ситуаций в безопасные районы;

- проведение работ по первоочередному жизнеобеспечению на­селения, пострадавшего в чрезвычайных ситуациях, в том числе медицинское обслуживание, включая оказание первой медицин­ской помощи, предоставление временного жилья и принятие дру­гих неотложных мер в области защиты населения и территорий при чрезвычайных ситуациях;

- восстановление и поддержание общественного порядка в зо­нах чрезвычайных ситуаций;

- поддержание личного состава формирований в постоянной го­товности к действиям в чрезвычайных ситуациях, его обучение и повышение профессиональной квалификации;

- разработка предложений по совершенствованию действий в чрезвычайных ситуациях.

Силы и средства РСЧС подразделяются на силы и средства наблюдения и контроля и силы и средства ликвидации ЧС.

К силам и средствам наблюдения и контроля РСЧС относятся:

- службы (учреждения) и организации федеральных органов исполнительной власти, осуществляющие наблюдение и контроль за состоянием окружающей природной среды, обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территори­ях, анализ воздействия вредных факторов на здоровье населения;

- формирования Госсанэпиднадзора России;

- ветеринарная служба Минсельхозпрода России;

- службы (учреждения) наблюдения и лабораторного контроля за ка­чеством пищевого сырья и продуктов питания Минсельхозпрода и Минторга России;

- геофизическая служба Российской академии наук, оператив­ные группы постоянной готовности Росгидромета и подразделе­ния Минатома России;

- учреждения Агентства по мониторингу чрезвычайных ситуа­ций;

- учреждения сети наблюдения и лабораторного контроля ГО.

К силам и средствам ликвидации чрезвычайных ситуаций РСЧС относят:

- войска гражданской обороны;

- поисково-спасательную службу МЧС России;

- военизированные и невоенизированные противопожарные, ава­рийно-спасательные, аварийно-восстановительные, восстанови­тельные и аварийно-технические формирования федеральных ор­ганов исполнительной власти;

- формирования и учреждения Всероссийской службы медицины ка­тастроф;

- формирования ветеринарной службы и службы защиты растений

- Минсельхозпрода России;

- военизированные службы Росгидромета по активному воздей­ствию на гидрометеорологические процессы:

- формирования ГО территориального, местного и объектового уровней;

- специально подготовленные силы и средства Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формиро­ваний, предназначенные для ликвидации ЧС;

- аварийно-технические центры Минатома России;

- службы поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов гражданской авиации Федеральной авиационной служ­бы России;

- восстановительные и пожарные поезда МПС России;

- аварийно-спасательные службы и формирования Федеральной служ­бы морского флота, Федеральной службы речного флота, других феде­ральных органов исполнительной власти.

Из перечисленных сил и средств ликвидации чрезвычайных си­туаций выделяются аварийно-спасательные формирования, уком­плектованные с учетом обеспечения работы в автономном режи­ме в течение не менее трех суток и находящиеся в состоянии постоянной готовности - силы постоянной готовности. Их пере­чень на федеральном уровне утверждается правительством Рос­сийской Федерации, на территориальном, местном и объектовом уровнях – соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуп­равления, руководителями организаций.

Силы постоянной готовности в случае возникновения чрезвычай­ных ситуаций вне зоны их деятельности могут привлекаться для экст­ренного реагирования МЧС России и другими органами управ­ления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям по согласованию с федеральными органами исполнительной вла­сти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления иорганизация­ми. Специально подготовленные силы и средства Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формиро­ваний привлекаются к ликвидации чрезвычайных ситуаций в порядке, определяемом Президентом Российской Федерации. Силы и средства органов внутренних дел применяются при лик­видации чрезвычайных ситуаций в соответствии с задачами, воз­ложенными на них законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъектов Российской Фе­дерации.

Решениями руководителей организаций на базе служб и подразде­лений (строительных, медицинских, химических, ремонтных и др.) в порядке, определяемом постановлениями правительства Российской Федерации, могут создаваться нештатные аварийно-спасательные фор­мирования, предназначенные для проведения аварийно-спасательных идругих неотложных работ при чрезвычайных ситуациях.

Силы и средства, предназначенные для ликвидации чрезвы­чайных ситуаций РСЧС, используются эшелонировано.

В первом эшелоне принимают участие:

- ведомственные аварийно-спасательные формирования (газо- и горноспасатели);

- противопожарные подразделения; подразделения медицинской скорой помощи; подразделения постоянной готовности войск гражданской обо­роны;

- дежурные подразделения поисково-спасательной службы МЧС России.

- Срок их прибытия в район бедствия - не более 30 мин.

Основными задачами сил и средств этого эшелона являются: локализация чрезвычайной ситуации, тушение пожаров, организация радиационного и химического контроля, проведение поис­ково-спасательных работ, оказание медицинской помощи пост­радавшим.

Если силы исредства первого эшелона не способны справить­ся с задачей по ликвидации чрезвычайной ситуации, привлека­ются силы исредства второго эшелона:

- подразделения войск гражданской обороны;

- подразделения поисково-спасательной службы МЧС России;

- ведомственные и территориальные аварийно-спасательные формирования постоянной готовности;

- специализированные подразделения экстренной медицинской помо­щи (противоожоговые и др.).

- Срок их прибытия в район бедствия - не более трех часов.

Основными задачами сил и средств второго эшелона являются: про­ведение аварийно-спасательных и других неотложных работ, радиаци­онная и химическая разведка, локализация радиоактивных загрязне­ний, химических и биологических заражений, жизнеобеспечение пострадавшего населения, оказание специализированной медицинской помощи.

Если силы и средства второго эшелона также не способны спра­виться с ликвидацией возникшей чрезвычайной ситуации, то в третьем эшелоне принимают участие:

- соединения и воинские части войск гражданской обороны;

- подразделения поисково-спасательной службы МЧС России;

- ведомственные и территориальные аварийно-спасательные и аварийно-восстановительные формирования;

- соединения и воинские части Вооруженных Сил Российской Феде­рации, других войск и воинских формирований;

- специализированные подразделения строительно-монтажных орга­низаций и др.

- Срок их прибытия в район бедствия - от трех часов до нескольких суток.

Основными задачами сил и средств третьего эшелона явля­ются: радиационный и химический контроль, проведение аварий­но-спасательных и других неотложных работ, восстановление первичного жизнеобеспечения в районах бедствия (подача воды, электроэнергии, тепла, восстановление транспортных коммуни­каций, обеспечение питанием и т.п.).

Как правило, ликвидация чрезвычайных ситуаций осуществ­ляется силами и средствами того объекта, звена, территориаль­ной и функциональной подсистем РСЧС, на территории или объек­тах которых они возникли.

Если масштабы возникшей чрезвычайной ситуации таковы, что соответствующая комиссия по чрезвычайным ситуациям, её силы и средства не могут самостоятельно справиться с локали­зацией и ликвидацией чрезвычайной ситуации, то она обраща­ется за помощью к вышестоящей комиссии по чрезвычай­ным ситуациям.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: