Основные задачи РСЧС

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций сокращенно - РСЧС.

В соответствии с Положением о единой государственной системе  предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденным постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2003 г. № 794, основными задачами РСЧС являются:

  1. разработка и реализация правовых и экономических норм, связанных с обеспечением защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
  2. осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций и повышение устойчивости функционирования предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовых форм, а также подведомственных им объектов производственного и социального назначения в чрезвычайных ситуациях;
  3. обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных и выделяемых для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
  4. сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
  5. подготовка населения к действиям при чрезвычайных ситуациях;
  6. прогнозирование и оценка социально-экономических последствий чрезвычайных ситуаций;
  7. создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
  8. осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
  9. ликвидация чрезвычайных ситуаций;
  10. осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от чрезвычайных ситуаций, проведение гуманитарных акций;
  11. реализация прав и обязанностей населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, в том числе лиц, непосредственно участвующих в их ликвидации;
  12. международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Система РСЧС функционирует в трех режимах:

  1. Режим повседневной деятельности — функционирование системы в мирное время при нормальной производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической, (бактериологической), сейсмической и гидрометеорологической обстановке, при отсутствии эпидемий, эпизоотии и эпифитотий.
  2. Режим повышенной готовности — функционирование системы при ухудшении данной обстановки и получении прогноза о возможности возникновения ЧС, угрозе войны.
  3. Режим чрезвычайной ситуации — функционирование системы при возникновении и ликвидации ЧС в мирное время, а также в случае применения современных средств поражения.

Решение о введении соответствующих режимов в зависимости от масштабов ЧС принимает Правительство РФ, МЧС или соответствующие комиссии по ЧС.

Каждому режиму соответствует перечень мероприятий, которые организуются и осуществляются в подсистемах и звеньях РСЧС.
Основные мероприятия, выполняемые в режимах повышенной готовности и чрезвычайной ситуации:
В режиме повышенной готовности:

  1. усиление контроля за состоянием окружающей среды, прогнозирование возникновения чрезвычайных ситуаций и их последствий;
  2. введение при необходимости круглосуточного дежурства руководителей и должностных лиц органов управления и сил единой системы на стационарных пунктах управления;
  3. непрерывный сбор, обработка и передача органам управления и силам единой системы данных о прогнозируемых чрезвычайных ситуациях, информирование населения о приемах и способах защиты от них;
  4. принятие оперативных мер по предупреждению возникновения и развития чрезвычайных ситуаций, снижению размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, а так же повышению устойчивости и безопасности функционирования организаций в чрезвычайных ситуациях;
  5. уточнение планов действий (взаимодействия) по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и иных документов;
  6. приведение при необходимости сил и средств единой системы в готовность к реагированию на чрезвычайные ситуации, формирование оперативных групп и организация выдвижения их в предполагаемые районы действий;
  7. восполнение при необходимости резервов материальных ресурсов, созданных для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
  8. проведение при необходимости эвакуационных мероприятий.

В режиме чрезвычайной ситуации:

  1. непрерывный контроль за состоянием окружающей среды, прогнозирование развития возникших чрезвычайных ситуаций и их последствий;
  2. оповещение руководителей федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, а также населения о возникших чрезвычайных ситуациях;
  3. проведение мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
  4. организация работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций и всестороннему обеспечению действий сил и средств единой системы, поддержанию общественного порядка в ходе их проведения, а также привлечению при необходимости в установленном порядке общественных организаций и населения к ликвидации возникших чрезвычайных ситуаций;
  5. непрерывный сбор, анализ и обмен информацией об обстановке в зоне чрезвычайной ситуации и в ходе проведения работ по ее ликвидации;
  6. организация и поддержание непрерывного взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций по вопросам ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий;
  7. проведение мероприятий по жизнеобеспечению населения в чрезвычайных ситуациях.

Для проведения первоочередных работ при ликвидации ЧС на всех уровнях РСЧС создаются резервы финансовых и материальных ресурсов за счет их бюджетов и в определяемой ими номенклатуре.

Читайте также:

Классификация чрезвычайных ситуаций. Классификация ЧС

Защитные сооружения ГО

Атмосфера и её загрязнение

Пожары. Поражающие факторы и правила поведения

Развитие опасности и условия ее реализации

Вернуться в оглавление: Безопасность жизнедеятельности


double arrow
Сейчас читают про: