ЛЕКЦИЯ
Качества руководителя и БЖД.
Производственный климат и БЖД.
Биологические ритмы и БЖД.
Типы людей и БЖД.
Сангвиник характеризуется высокой динамичностью. Он живой, подвижный, легко и быстро обучаемый, продуктивен в стрессе, не расположен к монотонной деятельности.
Холерик напорист, активен, но неуравновешен и конфликтен. Нервная система холерика отличается высокой подвижностью. Может принимать поспешные, необдуманные решения и создавать опасные ситуации.
Меланхолик легко раним, мнителен, нерешителен. Нервная система отличается низкой подвижностью. В стрессе он недостаточно продуктивен.
Флегматик отличается низкой подвижностью и динамичностью нервной системы. Его непродуктивность в стрессе может привести к опасным ситуациям.
Биологи́ческие ри́тмы — (биоритмы) периодически повторяющиеся изменения характера и интенсивности биологических процессов и явлений. Три типа биоритмов (ультрадианные периоды короче, чем 20 часов, циркадианные от 20 до 28 часов, инфрадианные выходят за рамки 28 часов) работают сообща, управляя тем, как мы думаем, чувствуем и работаем. Хотя ученые и не пришли к единому мнению о том, что травматизм зависит от этих пиков и спадов, исследованиями доказано, что многие несчастные случаи произошли именно во время так называемого «черного дня» для пострадавшего.
|
|
Производственный климат отношений между людьми, складывающихся на предприятии, состоит из трех климатических зон. Первая «климатическая зона» - социальный климат, который определяется тем, насколько на данном предприятии высока осознанность работниками общих целей и задач. Вторая «климатическая зона» - моральный климат, который определяется тем, какие моральные ценности в данном производственном коллективе являются общепринятыми. Третья «климатическая зона» - это психологический климат, т. е. неофициальная атмосфера, которая складывается между работниками, находящимися в непосредственном контакте друг с другом.
- Умение заинтересовать рабочего
- Умение начилсять з/п за работу
- Умение повышать квалификацию
- Умение говорить
- Умение слышать и слушать
по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности»
для специальности 040400 Социальная работа (очная форма обучения)
ТЕМА: «Медико-биологические основы безопасности жизнедеятельности»
Зав. кафедрой
д.м.н., проф. А.А Попов
Составитель:
ст. преподаватель В.Е. Войконов
Красноярск
Тема: «Медико-биологические основы безопасности жизнедеятельности»
Разновидность лекции:
Время:
Значение темы лекции: состояние здоровья населения всё чаще признаётся показателем конечного воздействия факторов окружающей среды на людей. При этом имеются в виду как негативные, так и позитивные и защитные воздействия.
|
|
Жизнь испытывает человека путём чрезмерного дискомфорта и гораздо реже – комфорта, высоким и длительным напряжением физических и психических сил, многовариантными стрессовыми ситуациями.
Оценка устранимости отрицательного воздействия на здоровье людей приобретает особенно важное значение при разработке проектов и планов освоения новых районов, новой бытовой техники, новых технологий, синтезировании новых химических соединений, производстве продуктов питания.
Устранение или ослабление отрицательного воздействия факторов окружающей среды достигается с помощью инженерно-технических мер и средств, систем жизнеобеспечения, адаптации, в том числе и социальной.
Цели обучения:
- общая:изучить воздействие опасностей на организм человека и как организм адаптируется к воздействию отрицательных факторов.
- учебная: обучить студентов проведению мероприятий по устранению или ослаблению воздействия отрицательных факторов на человека.
Место проведения лекции: аудитория №
Оснащение лекции: презентация № Ms. Power Point, слайды, таблицы, мультимедийный проектор, ноутбук, диапроектор
№ п/п | Этапы лекции | Продолжительность (мин) | Содержание этапа |
1. | Организация занятия | Проверка посещаемости и внешнего вида обучающихся | |
2. | Формулировка темы и целей | Озвучивание преподавателем темы и её актуальности, целей лекции | |
3. | Представление плана лекции | 1. Общие закономерности адаптации человека к различным условиям. 2. Взаимосвязь человека с окружающей средой. 3. характеристика сенсорных систем с точки зрения безопасности. 4. Человек как элемент системы «человек-среда». | |
4. | Раскрытие учебных вопросов по теме лекции | Изложение основных положений лекции | |
5. | Краткие выводы | Краткие вяводы по теме лекции | |
6. | Ответы на вопросы | Даются ответы на вопросы обучающихся | |
7. | Контроль знаний по итогам лекции | Проведение экспресс-анкетирования обучающихся | |
8. | Рекомендуемая литература | Основная:- учебник для ВУЗов, 2ое издание под редакцией Л.А. Михайлова – 2010 «Безопасность жизнедеятельности» - учебник. 13 –е издание под редакцией О.Н. Русака. 2010. «Безопасность жизнедеятельности» Дополнительная:- И.И.Сахно, В.И. Сахно. «Медицина катастроф (организационные вопросы)» М.; ГОУ ВНМЦ МЗ РФ, 2002 г. – 560 стр - «Медицина катастроф» учебное пособие под редакцией А.Р. Вандышева М. 2002 г. Электронные ресурсы: сайт университета, Интернет, сайт кафедры | |
Всего: | (кол-во минут в соответствии с рабочей программой) |
Введение
Важная роль в выполнении задач по поддержанию безопасности населения в повседневной жизни и в чрезвычайных ситуациях (ЧС) принадлежит медицинской службе.
На органы и учреждения здравоохранения возлагаются задачи по оказанию медико-санитарной помощи, проведения анализа различных аспектов влияния окружающей среды на человека, разработке гигиенических и других норм, устраняющих или уменьшающих отрицательное воздействие отрицательных факторов на организм.
1. Общие закономерности адаптации организма человека к различным условиям: общие принципы и механизмы адаптации.
Жизнь испытывает человека путём чрезмерного дискомфорта и реже - комфортом, высокими длительным напряжением физических и психических сил, стрессовыми ситуациями. Критерием устойчивости человека в таких условиях является характеристика здоровья населения и его интегральный показатель – вероятная продолжительность жизни.
При проведении анализа различных аспектов влияния окружающей среды на здоровье человека приоритетное значение придаётся факторам риска, непосредственно ведущим к возникновению заболеваний. Устранение или ослабление отрицательного воздействия факторов окружающей среды достигается с помощью различных инженерно-технических мер и средств, систем жизнеобеспечения, адаптации, в том числе и социальной.
|
|
Начиная с момента рождения, организм сразу попадает в новые условия и вынужден приспособить к ним деятельность всех своих органов и систем. В дальнейшем организм непрерывно перестраивается в ответ на воздействие неблагоприятных факторов, т.е. он адаптируется. Под адаптацией понимают все виды врождённой и приобретённой приспособительной деятельности, которые обеспечиваются определёнными физиологическими реакциями, происходящими на клеточном, органном, системном и организменном уровнях. Защитно-приспособительные реакции регулируются рефлекторным и гуморальными путями, причём главная роль принадлежит ЦНС.
Процесс саморегуляции осуществляется на основе «золотого правила» - всякое отклонение является толчком для немедленной мобилизации многочисленных аппаратов соответствующей функциональной системы, восстанавливающих этот жизненно важный приспособительный результат.
Функциональная система включает в себя рецепторные образования, оценивающие величину регулируемого показателя. Она имеет центральный аппарат – это структуры мозга, которые анализируют поступающие сигналы и принимают решение и программирующие ожидаемый результат.
В функциональной системе действуют исполнительные механизмы – периферические органы, реализующие поступающие команды. Также имеется в системе афферентная (обратная) связь, которая информирует центр об эффективности деятельности исполнительных механизмов и о достижении конечного результата.
Взаимодействуя между собой различные функциональные системы в конечном счёте представляют слаженно работающий организм.
Биологический смысл активной адаптации состоит в установлении и поддержании гомеостаза, позволяющего существовать в изменённой внешней среде.
|
|
Гомеостаз – относительное динамическое постоянство внутренней среды и некоторых физиологических функций организма человека (терморегуляция, кровообращения, газообмена и др), поддерживаемое механизмами саморегуляции в условиях колебаний внутренних и внешних раздражителей.
Наибольшее значение имеют внешние раздражители –это температура, влажность, химический состав воздуха, воды, пищи, шум, психогенные факторы и др. основные константы гомеостаза (температура тела, осмотическое давление крови и тканевой жидкости и др) поддерживаются сложными механизмами саморегуляции, в которых участвуют нервная, эндокринная, сенсорные системы.
При отклонении параметров факторов окружающей среды от оптимальных уровней механизмы саморегуляции начинают функционировать с напряжением, и для поддержания гомеостаза включаются механизмы адаптации.
Компенсаторные механизмы – адаптивные реакции, направленные на устранение или ослабление функциональных сдвигов в организме, вызванных неадекватными факторами внешней среды (при воздействии холода происходит сужение периферических сосудов, дрожание мышц).
Эффективность адаптации зависит от дозы воздействующего фактора и индивидуальных особенностей организма.