Хронокарта лекции

ЛЕКЦИЯ

Качества руководителя и БЖД.

Производственный климат и БЖД.

Биологические ритмы и БЖД.

Типы людей и БЖД.

Сангвиник характеризуется высокой динамичностью. Он живой, подвижный, легко и быстро обучаемый, продуктивен в стрессе, не расположен к монотонной деятельности.

Холерик напорист, активен, но неуравновешен и конфликтен. Нервная система холерика отличается высокой подвижностью. Может принимать поспешные, необдуманные решения и создавать опасные ситуации.

Меланхолик легко раним, мнителен, нерешителен. Нервная система отличается низкой подвижностью. В стрессе он недостаточно продуктивен.

Флегматик отличается низкой подвижностью и динамичностью нервной системы. Его непродуктивность в стрессе может привести к опасным ситуациям.

Биологи́ческие ри́тмы — (биоритмы) периодически повторяющиеся изменения характера и интенсивности биологических процессов и явлений. Три типа биоритмов (ультрадианные периоды короче, чем 20 часов, циркадианные от 20 до 28 часов, инфрадианные выходят за рамки 28 часов) работают сообща, управляя тем, как мы думаем, чувствуем и работаем. Хотя ученые и не пришли к единому мнению о том, что травматизм зависит от этих пиков и спадов, исследованиями доказано, что многие несчастные случаи произошли именно во время так называемого «черного дня» для пострадавшего.

Производственный климат отношений между людьми, складывающихся на предприятии, состоит из трех климатических зон. Первая «климатическая зона» - социальный климат, который определяется тем, насколько на данном предприятии высока осознанность работниками общих целей и задач. Вторая «климатическая зона» - моральный климат, который определяется тем, какие моральные ценности в данном производственном коллективе являются общепринятыми. Третья «климатическая зона» - это психологический климат, т. е. неофициальная атмосфера, которая складывается между работниками, находящимися в непосредственном контакте друг с другом.

- Умение заинтересовать рабочего

- Умение начилсять з/п за работу

- Умение повышать квалификацию

- Умение говорить

- Умение слышать и слушать

по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности»

для специальности 040400 Социальная работа (очная форма обучения)

ТЕМА: «Медико-биологические основы безопасности жизнедеятельности»

Зав. кафедрой

д.м.н., проф. А.А Попов

Составитель:

ст. преподаватель В.Е. Войконов

Красноярск

Тема: «Медико-биологические основы безопасности жизнедеятельности»

Разновидность лекции:

Время:

Значение темы лекции: состояние здоровья населения всё чаще признаётся показателем конечного воздействия факторов окружающей среды на людей. При этом имеются в виду как негативные, так и позитивные и защитные воздействия.

Жизнь испытывает человека путём чрезмерного дискомфорта и гораздо реже – комфорта, высоким и длительным напряжением физических и психических сил, многовариантными стрессовыми ситуациями.

Оценка устранимости отрицательного воздействия на здоровье людей приобретает особенно важное значение при разработке проектов и планов освоения новых районов, новой бытовой техники, новых технологий, синтезировании новых химических соединений, производстве продуктов питания.

Устранение или ослабление отрицательного воздействия факторов окружающей среды достигается с помощью инженерно-технических мер и средств, систем жизнеобеспечения, адаптации, в том числе и социальной.

Цели обучения:

- общая:изучить воздействие опасностей на организм человека и как организм адаптируется к воздействию отрицательных факторов.

- учебная: обучить студентов проведению мероприятий по устранению или ослаблению воздействия отрицательных факторов на человека.

Место проведения лекции: аудитория №

Оснащение лекции: презентация № Ms. Power Point, слайды, таблицы, мультимедийный проектор, ноутбук, диапроектор

№ п/п Этапы лекции Продолжительность (мин) Содержание этапа
1. Организация занятия   Проверка посещаемости и внешнего вида обучающихся
2. Формулировка темы и целей   Озвучивание преподавателем темы и её актуальности, целей лекции
3. Представление плана лекции   1. Общие закономерности адаптации человека к различным условиям. 2. Взаимосвязь человека с окружающей средой. 3. характеристика сенсорных систем с точки зрения безопасности. 4. Человек как элемент системы «человек-среда».
4. Раскрытие учебных вопросов по теме лекции   Изложение основных положений лекции
5. Краткие выводы   Краткие вяводы по теме лекции
6. Ответы на вопросы   Даются ответы на вопросы обучающихся
7. Контроль знаний по итогам лекции   Проведение экспресс-анкетирования обучающихся
    8.     Рекомендуемая литература   Основная:- учебник для ВУЗов, 2ое издание под редакцией Л.А. Михайлова – 2010 «Безопасность жизнедеятельности» - учебник. 13 –е издание под редакцией О.Н. Русака. 2010. «Безопасность жизнедеятельности» Дополнительная:- И.И.Сахно, В.И. Сахно. «Медицина катастроф (организационные вопросы)» М.; ГОУ ВНМЦ МЗ РФ, 2002 г. – 560 стр - «Медицина катастроф» учебное пособие под редакцией А.Р. Вандышева М. 2002 г. Электронные ресурсы: сайт университета, Интернет, сайт кафедры  
Всего: (кол-во минут в соответствии с рабочей программой)  

Введение

Важная роль в выполнении задач по поддержанию безопасности населения в повседневной жизни и в чрезвычайных ситуациях (ЧС) принадлежит медицинской службе.

На органы и учреждения здравоохранения возлагаются задачи по оказанию медико-санитарной помощи, проведения анализа различных аспектов влияния окружающей среды на человека, разработке гигиенических и других норм, устраняющих или уменьшающих отрицательное воздействие отрицательных факторов на организм.

1. Общие закономерности адаптации организма человека к различным условиям: общие принципы и механизмы адаптации.

Жизнь испытывает человека путём чрезмерного дискомфорта и реже - комфортом, высокими длительным напряжением физических и психических сил, стрессовыми ситуациями. Критерием устойчивости человека в таких условиях является характеристика здоровья населения и его интегральный показатель – вероятная продолжительность жизни.

При проведении анализа различных аспектов влияния окружающей среды на здоровье человека приоритетное значение придаётся факторам риска, непосредственно ведущим к возникновению заболеваний. Устранение или ослабление отрицательного воздействия факторов окружающей среды достигается с помощью различных инженерно-технических мер и средств, систем жизнеобеспечения, адаптации, в том числе и социальной.


Начиная с момента рождения, организм сразу попадает в новые условия и вынужден приспособить к ним деятельность всех своих органов и систем. В дальнейшем организм непрерывно перестраивается в ответ на воздействие неблагоприятных факторов, т.е. он адаптируется. Под адаптацией понимают все виды врождённой и приобретённой приспособительной деятельности, которые обеспечиваются определёнными физиологическими реакциями, происходящими на клеточном, органном, системном и организменном уровнях. Защитно-приспособительные реакции регулируются рефлекторным и гуморальными путями, причём главная роль принадлежит ЦНС.

Процесс саморегуляции осуществляется на основе «золотого правила» - всякое отклонение является толчком для немедленной мобилизации многочисленных аппаратов соответствующей функциональной системы, восстанавливающих этот жизненно важный приспособительный результат.

Функциональная система включает в себя рецепторные образования, оценивающие величину регулируемого показателя. Она имеет центральный аппарат – это структуры мозга, которые анализируют поступающие сигналы и принимают решение и программирующие ожидаемый результат.

В функциональной системе действуют исполнительные механизмы – периферические органы, реализующие поступающие команды. Также имеется в системе афферентная (обратная) связь, которая информирует центр об эффективности деятельности исполнительных механизмов и о достижении конечного результата.

Взаимодействуя между собой различные функциональные системы в конечном счёте представляют слаженно работающий организм.

Биологический смысл активной адаптации состоит в установлении и поддержании гомеостаза, позволяющего существовать в изменённой внешней среде.

Гомеостаз – относительное динамическое постоянство внутренней среды и некоторых физиологических функций организма человека (терморегуляция, кровообращения, газообмена и др), поддерживаемое механизмами саморегуляции в условиях колебаний внутренних и внешних раздражителей.

Наибольшее значение имеют внешние раздражители –это температура, влажность, химический состав воздуха, воды, пищи, шум, психогенные факторы и др. основные константы гомеостаза (температура тела, осмотическое давление крови и тканевой жидкости и др) поддерживаются сложными механизмами саморегуляции, в которых участвуют нервная, эндокринная, сенсорные системы.

При отклонении параметров факторов окружающей среды от оптимальных уровней механизмы саморегуляции начинают функционировать с напряжением, и для поддержания гомеостаза включаются механизмы адаптации.

Компенсаторные механизмы – адаптивные реакции, направленные на устранение или ослабление функциональных сдвигов в организме, вызванных неадекватными факторами внешней среды (при воздействии холода происходит сужение периферических сосудов, дрожание мышц).

Эффективность адаптации зависит от дозы воздействующего фактора и индивидуальных особенностей организма.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: