И условия труда

Классификация основных форм деятельности человека

Основные негативные факторы производственной сферы.

Классификация основных форм деятельности человека и условия труда.

Раздел 1. Человек и среда обитания

Тема №3: Деятельность человека и среда обитания.

Вопросы:

Литература:

Основная:

1.Белов С.В. и др. Безопасность жизнедеятельности/учебник.- М.:Высшая школа, 1999.- 447с., с.48-53, 117-121.

2. Буралев Ю.В., Павлова Е.И. Безопасность жизнедеятельности на транспорте.-М.: Транспорт, 1999.-199с., с.53-76.

3. Шарапов В.И. Охрана труда на судах флота рыбной промышленности.-М.: Агропромиздат, 1989.-350с, с.29-39.

Дополнительная:

1. Арустамов Э.А. Безопасность жизнедеятельности/учебник.-М.: Изд. Дом «Дашков и К», 2001.-678с.

2. Сборник нормативных документов по БЖД.-М.: Изд. Дом «Дашков и К», 1998.-690с.

Вся совокупность видов человеческой активности образует понятие деятельность. Деятельность есть специфическая форма человеческой активности и она отличает человека от всего живого. Труд – высшая форма деятельности.

По мнению философов самым адекватным определением человека является HOMO AGENS, т.е. человек действующий. Характер и организация трудовой деятельности оказывают существенное влияние на изменение функционального состояния организма человека.

Модель процесса деятельности человека в общем виде можно представить состоящей из двух элементов: человек и среда, которые имеют обратные связи.

Система «человек-среда» является двухцелевой. Одна цель состоит в достижении определенного эффекта, а другая – в исключении нежелательных последствий.

К нежелательным последствиям относятся: ущерб здоровья и жизни человека, пожары, катастрофы и т.д.

В процессе труда человек взаимодействует с такими элементами производственной среды как условия труда, предметы труда, средства производства, продукты труда, коллектив и т.д. (рис.1).

 
 


Рис.1. Декомпозиция деятельности

Где: 2 – предметы труда, 3 – средства труда, 4 – условия труда, 5 – продукты труда, 6 – технология, 7 – фауна, 8 – информация, 9 – природно-климатические условия, 10 – организация, 11 – коллектив.

Формы деятельности и труда многообразны. Различают физический и умственный труд.

Физический труд характеризуется повышенной нагрузкой на опорно-двигательный аппарат и его функциональные системы (сердечно-сосудистую, нервно-мышечную, дыхательную и др.), которые обеспечивают его деятельность.

Физический труд, развивая мышечную систему и стимулируя обменные процессы, в тоже время имеет ряд отрицательных последствий. Прежде всего - это социальная неэффективность физического труда, связанная с низкой его производительностью, необходимостью высокого напряжения физических сил и потребностью в длительном – до 50% рабочего времени – отдыхе.

Умственный труд объединяет работы, связанные с приемом и переработкой информации, требующей преимущественного напряжения сенсорного аппарата, внимания, памяти, а также активизации процессов мышления, эмоциональной сферы.

Для данного труда характерна гипокинезия, т.е. значительное снижение двигательной активности человека, приводящее к ухудшению реактивности организма и повышению эмоционального напряжения. Гипокинезия является одним из условий формирования сердечно-сосудистой патологии у лиц умственного труда. Длительная умственная нагрузка оказывает угнетающее влияние на психическую деятельность: ухудшаются функции внимания, памяти и восприятия.

Физический труд: чисто физический, механизированный (полуавтоматическое и автоматическое производство), групповой (конвейерный), связанный с дистанционным управлением.

Умственный труд: операторский, управленческий, творческий, труд медицинских работников, труд преподавателей, учащихся, студентов.

Труд имеет характеристики:

- физическая тяжесть;

- напряженность;

- оптимальные условия;

- допустимые условия;

- вредные условия

- экстремальные условия.

В соответствии с существующей физиологической классификацией трудовой деятельности различают:

- формы труда, требующие значительной мышечной активности;

- механизированные формы труда;

- формы труда, связанные с полуавтоматическим и автоматическим производством;

- групповые формы труда (конвейеры);

- формы труда, связанные с дистанционным управлением;

- формы интеллектуального (умственного) труда.

Формы труда, требующие значительной мышечной активности, имеют место при отсутствии механизации. Эти работы характеризуются повышенными энергетическими затратами.

Особенности механизированных форм труда являются изменения характера механических нагрузок и усложнения программы действий. В условиях механизированного производства наблюдается уменьшение объема мышечной деятельности. В работу вовлекаются мелкие мышцы конечностей, которые должны обеспечить большую скорость и точность движений, необходимых для управления механизмами.

Однообразие простых и большей частью локальных действий, однообразие и малый объем воспринимаемой в процессе труда информации приводит к монотонности труда. При этом снижается возбудимость анализаторов, рассеивается внимание, снижается скорость реакций и быстро наступает утомление.

При полуавтоматическом производстве человек выключается из процесса непосредственной обработки предмета труда, который целиком выполняет механизм. Задача человека ограничивается выполнением простых операций по обслуживанию механизма. Характерные черты этого вида труда – монотонность, повышенный темп и ритм работы, утрата творческого начала.

Конвейерная форма труда определяется дроблением процесса труда на операции, заданным ритмом, строгой последовательностью выполнения операций, автоматической подачей деталей к каждому рабочему месту с помощью конвейера. При этом чем меньше интервал времени, затрачиваемый работающими на операцию, тем монотоннее работа, тем упрощеннее ее содержание, что приводит к преждевременной усталости и быстрому нервному истощению.

При формах труда, связанных с дистанционным управлением производственными процессами и механизмами, человек включен в системы управления как необходимое оперативное звено. В случаях, когда управление требует частых активных действий человека, внимание работника получает разрядку в многочисленных движениях или речедвигательных актах. В случае редких активных действий работник находится главным образом в состоянии готовности к действию, его реакции малочисленны.

Что касается форм умственного труда, то они подразделяются на операторский, управленческий творческий, труд медицинских работников, труд преподавателей, учащихся, студентов.

Работа оператора отличается большой ответственностью и высоким нервно-эмоциональным напряжением. Например, труд авиадиспетчера характеризуется переработкой большого объема информации за короткое время и повышенной нервно-эмоциональной напряженностью.

Труд руководителей учреждений, предприятий (управленческий труд) определяется чрезмерным объемом информации, возрастанием дефицита времени для ее переработки, повышенной личной ответственностью за принятые решения, периодическим возникновением конфликтных ситуаций.

Труд преподавателей и медицинских работников отличается постоянными контактами с людьми, повышенностью ответственностью, часто дефицитом времени и информации для принятия правильного решения, что обуславливает степень нервно-эмоционального напряжения.

Труд учащихся и студентов характеризуется напряжением основных психических функций, таких как память, внимание, восприятие, а также наличием стрессовых ситуаций (экзамены и зачеты).

Творческий труд - это наиболее сложная форма трудовой деятельности, требующая значительного объема памяти, напряжения, внимания. Труд научных работников, конструкторов, писателей, композиторов, художников, архитекторов приводит к значительному повышению нервно-эмоционального напряжения. При таком напряжении, связанном с умственной деятельностью, можно наблюдать тахикардию, повышение кровяного давления, изменение ЭКГ, увеличение легочной вентиляции и потребления кислорода, повышение температуры тела человека.

Энергетические затраты человека зависят от интенсивности мышечной работы, информационной насыщенности труда, степени эмоционального напряжения и других условий (температуры, влажности, скорости движения воздуха).

Суточные затраты энергии составляют:

- для лиц умственного труда (инженеров, врачей, педагогов и др.) – 10,5-11,7 МДж;

- для работников механизированного труда и сферы обслуживания (медсестер, продавщиц, рабочих, обслуживающих автоматы) – 11,3 – 12,5 МДж;

- для работников, выполняющих работу средней тяжести (станочников, шахтеров, хирургов, литейщиков, сельскохозяйственных рабочих и др.) – 12,5 – 15,5 МДж;

- для работников, выполняющих тяжелую физическую работу (горнорабочих, металлургов, лесорубов, грузчиков) – 16,3 -18 МДж.

Затраты энергии меняются в зависимости от рабочей позы:

1. Сидя затраты энергии превышают на 5-10% уровень основного обмена.

2. Стоя затраты энергии превышают уровень основного обмена на 10-25%.

3. При вынужденной неудобной позе – на 40-50%.

4. При интенсивной интеллектуальной работе потребность мозга в энергии составляет 15-20% общего обмена в организме, хотя масса мозга составляет всего 2% массы тела человека.

5. При чтении сидя вслух расход энергии повышается на 48%.

6. При выступлении с публичной лекцией расход энергии повышается на 94%.

7. У операторов ЭВМ расход энергии увеличивается на 60-80%.

Уровень энергозатрат может служить критерием тяжести и напряженности выполняемой работы, имеющим важное значение для оптимизации условий труда и его рациональной организации.

Уровень энергозатрат определяют методом полного газового анализа – учитывается объем потребления кислорода и выделенного углекислого газа. Это объясняется тем, что с увеличением тяжести труда значительно возрастает потребление кислорода и количество расходуемой энергии.

При учете интенсивности труда все виды работ, исходя из общих энергозатрат организма, делятся на три категории: легкие, средней тяже­сти и тяжелые. Характеристику производственных помещений по кате­гории выполняемых в них работ устанавливают по категории работ, выполняемых 50 % и более работающих в соответствующем помещении.

К легким работам (категории I) с затратой энергии до 174 Вт относятся работы, выполняемые сидя или стоя, не требующие систе­матического физического напряжения (работа контролеров, в процес­сах точного приборостроения, конторские работы и др.). Легкие работы подразделяют на категорию 1а (затраты энергии до 139 Вт) и категорию 1б (затраты энергии 140 - 174 Вт).

К работам средней тяжести (категория II) относят работы с затратой энергии 175 - 232 Вт (категория IIа) и 233 - 290 Вт (категория IIб).

В категорию IIа входят работы, связанные с постоянной ходьбой, выполняемые стоя или сидя, но не требующие перемещения тяжестей, в категорию IIб - работы, связанные с ходь­бой и переноской небольших (до 10 кг) тяжестей (в механосборочных цехах, текстильном производстве, при обработке древесины и др.).

К тяжелым работам (категория III) с затратой энергии более 290 Вт относят работы, связанные с систематическим физическим напряжением, в частности с постоянным передвижением, с переноской значи­тельных (более 10 кг) тяжестей (в кузнечных, литейных цехах с ручными процессами и др.).

Различают понятия:

1. Физическая тяжесть труда – это нагрузка на организм при труде, требующая преимущественно мышечных усилий и соответствующего энергетического обеспечения (статическая и динамическая работа).

2. Напряженность труда характеризуется эмоциональной нагрузкой на организм при труде, требующем преимущественно интенсивной работы мозга по получению и переработке информации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: