double arrow
Опасные (экстремальные)

Оптимальны;

Под условиями труда понимается совокупность факторов производственной среды, оказывающих влияние на здоровье и работоспособность человека в процессе труда (Гост 19.005-74).

В комплексе свойства элементов производственной среды формируют условия труда, т.е. совокупность факторов, воздействующих на человека в процессе труда.

Условия труда социально-экономическая категория, показатель социального и технического прогресса общества, т.е. не что производится, а как производится.

В соответствии с гигиенической классификацией труда (Р.2.2.013 – 94) условия труда подразделяются на четыре класса:

2 – допустимые;

3 – вредные;

Оптимальные условия труда обеспечивают максимальную производительность труда и минимальную напряженность организма человека. Оптимальные нормативы установлены для параметров микроклимата и факторов трудового процесса.

Допустимые условия труда характеризуются такими уровнями факторов среды и трудового процесса, которые не превышают установленных гигиеническими нормативами для рабочих мест.

Вредные условия труда характеризуются уровнями вредных производственных факторов, превышающими гигиенические нормативы и оказывающие неблагоприятное воздействие на организм работающего и его потомство.

Экстремальные условия труда характеризуются такими уровнями производственных факторов, воздействие которых в течение рабочей смены (или его части) создает угрозу для жизни, высокий риск возникновения тяжелых форм острых профессиональных заболеваний.




Кроме того вредные условия труда подразделяют на 4 степени вредности:

1. Характеризуется такими отклонениями от гигиенических нормативов, которые вызывают обратимые функциональные изменения и обуславливают риск развития заболевания.

2. Определяется такими уровнями производственных факторов, которые могут вызывать стойкие функциональные нарушения, приводящие в большинстве случаев к росту заболеваемости, появлению начальных признаков профессиональной патологии.

3. Воздействие уровней вредных факторов приводит к развитию профессиональной патологии в легких формах, росту хронической общесоматической патологии, в том числе к повышению уровня заболеваемости с временной утратой трудоспособности.

4. Могут возникнуть выраженные формы профессиональных заболеваний, отмечается значительный рост хронической патологии и высокие уровни заболеваемости с временной утратой работоспособности.



От условий труда зависит эффективность производства. Условия труда не должны причинять вред человеку.

Конечным следствием неблагоприятных условий труда является производственный травматизм и профессиональные заболевания.

Режимы труда:

1. Посменный – организация труда в утреннюю, вечернюю и ночную смены. Работники для непрерывного цикла работ.

2. Суточный. – распределение времени работы по суткам. Например, 1 сутки работы и 3 суток отдыха. Службы охраны, медперсонал и др.

3. Недельный – предусматривает определенное количество рабочих дней в неделю: пятидневная рабочая неделя с двумя выходными днями или шестидневная с одним выходным днем. При этом должна соблюдаться общая продолжительность рабочей недели 41 час. Продолжительность ежедневной работы при шестинедельной неделе не может превышать 7 часов, а при пятидневной – 8 часов. Недельный режим применяется в основном для административно-управленческого персонала и служащих.

4. Годовой – определяет общее время работы в течение года. Использование этого режима связано с особенностями технологии и организации выполняемых работ. Он характерен для работ по вахтовому методу, для промыслов, в экспедициях, в длительных морских плаваниях.

Режим труда и отдыха регламентируется общими нормами трудового законодательства (Кодекс законов о труде РФ – КЗОТ, Гражданский кодекс РФ и Федеральный закон «Об основах охраны труда в РФ»).

На транспорте условия и режим труда имеют существенные отличия по сравнению с теми, которые характерны для работников других отраслей производственной сферы. На судах морского флота применяется экипажная форма организации труда. Экипаж несет вахтенную службу и постоянно проживает на судне.

Отличия в условиях и режиме труда вытекают из особенностей транспорта как сферы производства:

1. Непрерывный характер работы.Технологические процессы на транспорте в силу их непрерывности требуют особой организации труда исполнителей, непосредственно связанных с перевозками, погрузочными работами, подготовкой судового персонала. Круглосуточная работа транспорта предъявляет особые требования к судовой команде. Особенно большую нагрузку они испытывают в ночное время, поскольку сбивается суточный ритм активности человека, что может привести к профессиональным заболеваниям. Особой проблемой здесь является сложившаяся практика работы при сокращенной численности экипажа, т.к. отсутствие каждого человека увеличивает нагрузку на остальных членов и может привести к происшествию.

2. Взаимозависимость всех служб транспортного средства.Требует согласованности всех процессов на судне. Снижение качества работы судового персонала увеличивает риск появления отказов и возникновения аварийной ситуации.

3. Многообразие видов деятельности на транспорте. Обуславливает наличие в составе судового персонала специалистов различного профиля. Некоторые специалисты работают в особых условиях (резко отличающихся от других), с оборудованием и материалами, представляющими повышенную опасность для жизнедеятельности остальных. Например, работа с сосудами под высоким давлением, токсичными жидкостями, радиоактивными материалами, ультразвуковыми установками и т.д. Недостаточный учет требований безопасности в такой деятельности может вызвать техногенные аварии и катастрофы.

4. Международные перевозки имеют свои специфические особенности, влияющие на безопасность жизнедеятельности. Усиление конкуренции на рынке транспортных услуг сопровождается повышением качества перевозок. Это накладывает особую ответственность на действия судового персонала, отбор которого производится исходя из высокого образовательного уровня, квалификации и опыта.

5. Высокая динамичность современных транспортных средств. Приводит к быстрым изменениям путевой обстановки, что оставляет мало времени для оценки положения и принятия решения по управлению. Объем информации, которую необходимо проанализировать, особенно в условиях интенсивного движения в узкостях, на фарватерах и подходах к портам, в последние годы постоянно возрастает. Отсюда возникает два негативных момента: либо человек не справляется с ситуацией, и происходит авария, либо удается преодолеть опасную ситуацию, но это сопряжено с высокой нервно-эмоциональной перегрузкой. Поэтому надежность работы экипажей во многом зависит от их способностей к принятию и выполнению решений в постоянно меняющейся обстановке движения ( 80% катастроф на море – человеческие ошибки).

6. Высокая степень самостоятельности и ответственности за результаты работы. Обусловлено отдаленностью экипажей во время рейса от руководителей фирм и предприятий. Поэтому основная ответственность за принятие оперативных решений лежит на командном составе и особенно капитане.

7. Сезонность работы. Через некоторое время происходит смена экипажа, что приводит во время его отдыха на берегу к забыванию своих обязанностей, инструкций и частично специальности.

8. Изменение пространственного положения транспортного средства. Влечет за собой нарушение привычного жизненного ритма и бытовых удобств для экипажа (работа во время качки, частая смена гидрометеоусловий). Часто отсутствуют комфортные условия для отдыха и поддержания работоспособности на всем пути маршрута следования. Это приводит к большой утомляемости, вплоть до болезненных состояний.

При многодневном плавании монотонность жизни, выполнение повторяющихся рутинных обязанностей, отсутствие новых впечатлений сказывается на нервном состоянии человека. Даже наличие достаточно комфортных условий, хотя и облегчает быт моряков, но никогда не заменит привычной домашней обстановки.

При подборе экипажей необходимо учитывать их психологическую совместимость, а на командные должности подбирать людей, имеющих, наряду с образовательным уровнем, большой авторитет в коллективе и опыт плавания.

Таким образом специфические особенности морского транспорта накладывают особые требования к условиям труда работников этой отрасли.

На безопасность жизнедеятельности морского транспорта оказывает влияние:

1. Автономность функционирования современного транспортного средства.

2. Длительная оторванность моряков от привычной жизненной среды.

3. Ограниченное рабочее пространство и малочисленность коллектива.

4. Отсутствие возможности общаться с привычным кругом людей (кроме членов экипажа), получить полноценную социально-содержательную информацию и реализовывать многие жизненно важные права и обязанности.

5. Сложные природно-климатические условия работы, причем быстро меняющиеся в процессе плавания.

6. Утомительность и опасность несения многих вахт и выполнения работ.

7. Неизбежность (необходимость) выполнения определенных работ.

8. Половая депривация (отсутствие женщин).

9. Ролевая депривация (невозможность выполнять длительное время множество привычных и важных для повседневной жизни современного человека ролей – отца, мужа, брата, сына).

10. Постоянная готовность к действиям при возникновении ЧС.






Сейчас читают про: