Человека

Психологические особенности деятельности

Психология безопасности – отрасль психологической науки о причинах несчастных случаев, возникающих в процессе деятельности человека и путях использования психологии для повышения безопасности труда. В психической деятельности человека различают три основных группы компонентов: психические процессы, свойства и состояния личности. Кроме того, деятельность человека происходит во взаимосвязи с другими людьми и особенности групповой психологии оказывают непосредственное влияние науровень безопасности в любой сфере деятельности человека.
Психические процессы –основа психической деятельности (память, внимание, мышление, ощущения, восприятие и др.). Согласно закону Иеркса-Додсона, активация психической деятельности повышает продуктивность поведения до тех пор, пока не превысит критический уровень (напряжение более 60% от максимального для индивида). Превышение критического уровня активации влечет за собой нарушение механизмов саморегуляции и ухудшение результатов деятельности вплоть до ее срыва.
Восприятие –процесс формирования перцептивного (чувственного) образа, субъективное отражение в сознании человека свойств действующего на него объекта. Целостность восприятия возникает в результате анализа и синтеза комплексных раздражителей в процессе деятельности человека. Воспринимаемый объект относится сознанием к определенной категории и является выражением определенного отношения человека к воздействию на него предметов и явлений внешней среды. Восприятие постоянно относительно воспринимаемых свойств предметов при изменении условий восприятия. Учет особенностей восприятия при построении средств отображения информации в процессе профессионального обучения и отбора имеет решающее значение.
Внимание – характеристика психической деятельности, выражающаяся в сосредоточенности и в направленности сознания на определённый объект.
Память –процессы запоминания, сохранения, последующего узнавания и воспроизведения того, что было в прошлом опыте. Память подчиняется определенным закономерностям и зависит от вида (двигательная, эмоциональная, образная, эйдетическая, словесно-логическая; произвольная и непроизвольная; кратковременная и долговременная). Учет закономерностей формирования памяти в процессе обучения и информирования способствует быстрой передаче знаний и формированию навыков.
Мышление– образ обобщенного и опосредственного познания свойств и явлений окружающей действительности, а также существенных связей и отношений между ними.
Психические свойства личности – это ее направленность, характер, темперамент, свойства нервной системы, такие как: динамичность, подвижность, продуктивность в стрессе, лабильность. Среди качеств личности выделяют интеллектуальные, эмоциональные, волевые, моральные, трудовые. Психические свойства личности устойчивы и постоянны. Выделяют четыре характерных типа темперамента человека: холерик, сангвиник, меланхолик, флегматик.
Динамичность -характеризует скорость протекания психических процессов (темп деятельности, скорость обучения, скорость принятия решений).
Подвижность -скорость переделки, то есть насколько быстро возбуждение сменяется торможением и наоборот.
Продуктивность в стрессе - быстрота принятия решений в стрессовых ситуациях.
Лабильность -скорость возникновения и прекращения нервного процесса.
Холерик– тип темперамента, характеризуется напористостью, активностью, но неуравновешен и конфликтен. Нервная система холерика отличается высокой подвижностью. Может принимать поспешные, необдуманные решения и создавать опасные ситуации.
Сангвиник – тип темперамента, характеризующийся высокой динамичностью, живостью, подвижностью, легко и быстро обучается, продуктивен в стрессе, но не расположен к монотонной деятельности.
Меланхолик - легко ранимый, мнительный, нерешительный психотип. Нервная система отличается низкой подвижностью. В стрессе он недостаточно продуктивен.
Флегматик – тип темперамента, отличающийся низкой подвижностью и динамичностью нервной системы. Его непродуктивность в стрессе может привести к опасным ситуациям.
Психические состояния –определяют особенности психической деятельности в данный конкретный момент и могут положительно или отрицательно сказываться на течении всех психических процессов, отличаются разнообразием и временны΄м характером и могут положительно или отрицательно сказываться на течении всех психических процессов и, как следствие, на работоспособность и безопасность труда. Среди особых психических состояний, имеющих значение для надежности оператора, выделяют три группы: пароксизмальные психические состояния – группа расстройств различного происхождения (заболевания мозга, нервной системы др.), характеризуются кратковременной потерей сознания. Могут стать причиной травм и аварий, не допустимы при работе с машинами, механизмами и на высоте. Должны выявляться в процессе профотбора; психогенные изменения психического состояния под воздействием каких-либо факторов (гибель близких людей, конфликтные ситуации). Снижение настроения, апатия могут длиться от нескольких часов до 1-2 месяцев. Безразличие, вялость, скованность, заторможенность, снижение самоконтроля, замедление темпа мышления, затруднение переключения внимания характерные для этого состояния не только ухудшают качество труда, но способствуют травматизму. Те же факторы могут привести человека в состояние аффекта; воздействие алкоголя или некоторых лекарственных препаратов; состояния аффекта или паники.
Аффект- бурная кратковременная эмоция, возникающая в ответ на сильный раздражитель. В состоянии аффекта у человека развивается кратковременное сужение объема сознания, сопровождающееся резкими агрессивными, разрушительными действиями. Лица, склонные к аффективным состояниям не должны допускаться к работам с высокой ответственностью. Состояние аффекта возможно при авариях, катастрофах, несчастных случаях.
Особенности групповой психологии.Процедура группового принятия решения предполагает согласование мнений членов группы. Каждый пересматривает свое решение, приближая его к ценностному стандарту группы. Происходит так называемое «заражение» - процесс передачи эмоционального состояния от одного индивида к другому на психофизическом уровне помимо смыслового воздействия. Процесс «заражения» может быть хаотичным, нарастает при обратной связи в силу взаимной индукции, приобретая вид циркулярной реакции – нарастающее обоюдонаправленное эмоциональное заражение, а так же слухи. Происходит легкая превращаемость толпы – изменение вида поведения (любопытство-экспрессия-агрессия и др.). Как правило, такие превращения спонтанны и представляют опасность в чрезвычайных ситуациях возникновением массовой паники.
Паника– (греч. panikos — безотчётный ужас, букв. внушаемый богом лесов Паном) — один из видов поведения толпы в критических ситуациях, характеризуется состоянием массового страха перед реальной или воображаемой опасностью, нарастающего в процессе взаимного «заражения» и блокирующего способность реальной оценки обстановки, мобилизации волевых ресурсов и организации совместного противодействия. Биологическим механизмом паники является социально-оборонительный вид рефлекса, страх достигает силы аффекта и способен навязывать стереотипы поведения (бегство, оцепенение, защитная агрессия). Возникновению паники способствуют: состояние общей психической напряженности (тревога, ожидание тяжелых событий); общепсихологические условия (неожиданность, испуг, недостаток сведений об источнике опасности, времени возникновения и способах противодействия); общие физиологические условия (усталость, голод, опьянение). Предупредить возникновение паники в чрезвычайных ситуациях возможно если: - своевременно и в полном объеме информировать людей о возможных ЧС; - проводить обучение поведению в ЧС; - организовывать действия в коллективе при возникновении ЧС.
Методы повышения безопасности производственной деятельности. Ошибки в процессе деятельности часто являются результатом изменения самочувствия работающего, недостаточности обучения, плохих производственных условий, отсутствие «климата» безопасности в коллективе и др. факторов, это сказывается на надежности человека, как элемента системы. Отсутствие мотивации в работе проявляется в нежелании выполнять определенные правила. Причиной этого могут стать: недооценка опасности, отсутствие стимулов в безопасном выполнении работы, состояние депрессии, алкогольного опьянения и др. Отсутствие ориентации в работе проявляется незнанием правил эксплуатации технических систем, норм по безопасности труда, способов безопасного исполнения работ. Несоответствие психических и физических возможностей человека требованиям работы приводят к нарушениям исполнительской части деятельности и, как следствие, к ошибкам и травмам. Недостаточная координация или концентрация внимания, несоответствие антропометрических возможностей человека и габаритов оборудования, переутомление, пониженная трудоспособность, проблемы со здоровьем, стресс, лекарственное или алкогольное изменение состояния – наиболее частые причины исполнительских нарушений. Повышение безопасности деятельности может быть достигнуто воздействием на функциональные составляющие деятельности работающего: мотивацию - воспитанием пропагандой, поощрением, вознаграждением; ориентирование - обучением и инструктированием; исполнение – профотбор, медосмотры, контроль.
Литература: [3, 41]

Вопросы для подготовки к тестированию:

1. Какие психологические особенности человека влияют на уровень безопасности деятельности?

2. Какие закономерности психической деятельности отмечает закон Йоркса-Додсона?

3.Как влияют на работоспособность и результаты труда запредельные психические напряжения?

4.Как проявляются в процессе деятельности запредельные психические напряжения?

5.Какие виды психических состояний человека могут влиять на качество выполняемой работы?

6. Что такое пароксизмальные состояния и чем они опасны в процессе деятельности?

7. Что может стать причиной аффекта?

8. К чему могут привести лекарственные и алкогольные изменения психического состояния?

9. Какие факторы способствуют возникновению паники в чрезвычайных ситуациях?

10. Как можно предупредить возникновение паники?

11. Какие методы применяют для повышения безопасности деятельности?

12. Как осуществляется восприятие организмом человека информации о состоянии окружающей среды?

13. Какие рецепторы расположены во внутренних органах?

14. Какие рецепторы расположены во внешних органах?

15.Какие функции выполняют в организме человека анализаторы?

16. Какие приспособительные реакции обеспечивают постоянство внутренней среды организма человека?

17. Какие приспособительные реакции организма обеспечивают защиту от внешних воздействий?

18. Что такое сенсибилизация и ее роль в защите организма?

19. Зачем нужны болевые ощущения?

20. Какую боль называют висцеральной?



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: