double arrow

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ


СПИСОК КЛЮЧЕВЫХ СЛОВ

А.В. Кольцов

А.И. Герцен

1. Белинский В.Г. Взгляд на русскую литературу 1847 года. Люб. изд. 2. Берлин И. Александр Герцен и его мемуары // Вопросы литературы. 2000. № 2.

3. Бабаев Э.Г. Художественный мир А.И. Герцена. М., 1981.

4. Гиллельсон М.И. и др. А.И. Герцен. Семинарий. - М.,Л., 1965.

5. Гинзбург Л. Я. «Былое и думы» Герцена. - Л., 1975.

6. Она же. История отражается в человеке. - М., 1981.

7. Путинцев В. Герцен-писатель. - М., 1963.

8. Туниманов В.А. А.И. Герцен и русская общественно-литературная мысль XIX в. - СПб., 1994.

9. Эльсберг Я. А.И. Герцен. Жизнь и творчество. - М., 1963.

1. Белинский В.Г. А.В.Кольцов. Люб. изд.

2. А.В. Кольцов. Страницы жизни и творчества. К 185-летию со дня рождения. - Воронеж, 1984.

3. А.В. Кольцов и русская литература. - М., 1988.

4. А.В. Кольцов // Русские писатели. 1800-1917. Биографический словарь. - М, 1994.

5. Скатов Н.Н. Поэзия Алексея Кольцова. - Л., 1977.

6. Он же. Кольцов - М., 1983.

7. Плоткин Л. А.В. Кольцов // Полн. собр. стихотворений. Люб. изд.

1. Алогизм

2. «Арзамас»

3. Байронизм

4. Баллада

5. «Беседа любителей русского слова»

6. Внесценические персонажи

7. Двоемирие (дуализм)

8. Демонизм

9. Детерминизм (социальный, психологический)

10. «Жизнь сердца»

11. Историзм литературы

12. Культурологический анализ

13. «Легкая поэзия»

14. Лирический фрагмент

15. «Лишний человек»

16. «Маленький человек»

17. Миражная интрига

18. Народность литературы

19. Натурфилософия

20. «Натуральная школа»

21. «Онегинская строфа»

22. Оппозиция

23. Пафос

24. Поэма («малый род эпопеи»)

25. Поэтика абсурда

26. Предромантизм

27. Преромантизм

28. Реализм

29. Реминисценция

30. Рефлексия

31. Роман в стихах

32. Романтизм («новый», «в духе средних веков»)

33. Романтизм психологический

34. Романтизм гражданский

35. Романтизм философский

36. Романтизм «истинный»

37. Руссоизм

38. «Страдающий эгоист»

39. «Странный человек»

40. «Суггестивный» стиль

41. Творческая история

42. Типология романтизма

43. Фантасмагория

44. Хронотоп

45. Художественная символика

46. Художественная феноменология

47. Художественная философия

48. Элегия (высокая, историческая, личная)

49. Эстетика ужасного

50. Эстетический идеал

Практические занятия:

Основной целью семинаров является углубление культурологических и историко-литературных знаний студентов. На занятиях отрабатываются навыки целостного анализа художественного произведения; осваивается критическое осмысление основных оценок произведений классиков традиционным и современным литературоведением; вырабатывается умение аргументировать самостоятельные суждения. Студенты должны знать наизусть стихотворения автора, изучаемого на занятии, в указанном объеме.

Семинарское занятие №1. Основные лирические циклы А.С. Пушкина конца 20-х-30-х годов. – 2ч.

План к обсуждению:

1. «Подражания Корану» / замысел, жанровое, композиционное своеобразие/.

2. «Песни западных славян» / фольклорная традиция, сюжет, композиция /.

3. «Каменноостровский» цикл / основные мотивы, проблема религиозности автора /.

4. Эмоциональный тон / пафос / пушкинской поэзии.

Литература:

1. Белинский В.Г. Сочинения Александра Пушкина (ст. 5). – Люб. изд. (консп.).

2. Измайлов Н.В. Лирические циклы в поэзии Пушкина конца 20-30-х годов // Измайлов Н.В. Очерки творчества Пушкина. - Л., 1976.

3. Корман Б.О. Лирическое произведение: эмоциональный тон // Корман Б.О. Изучение текста художественного произведения: Пособие для студентов-заочников. - М., 1972.

4. Медриш Д.Н. Фольклоризм Пушкина. Вопросы поэтики. - Волгоград, 1987.

5. Фомичев С.А. Поэзия Пушкина. Творческая эволюция. - Л., 1986 (консп.).

Семинарское занятие №2. «Евгений Онегин»: метод и стиль. – 2ч.

План к обсуждению:

1. Принципы реалистической типизации в романе «Евгений Онегин».

а) Социально-психологическая характеристика Онегина как типического представителя разочарованной дворянской молодежи первой четверти Х1Х столетия. Идейный облик Онегина. Какие лит. приемы использует Пушкин для его характеристики? Выпишите из романа все упоминания о читаемой Онегиным литературе и, опираясь на комментарий Н.Л. Бродского и Ю.М. Лотмана, охарактеризуйте идеологию Онегина. О чем он беседует? Онегин в оценке окружающих его людей.

б) Бытовая атмосфера, окружающая Онегина. Какую функцию выполняет характеристика онегинского быта? Функциональная роль варваризмов в изображении онегинского быта. Социальная детерминированность онегинского характера.

в) Психологический и нравственный облик Онегина во взаимоотношениях с Татьяной Лариной. Ваше отношение к жизненной позиции Онегина.

г) Эволюция Онегина. Ее социально-психологические мотивы. Проследите отношение Онегина к свободе, творчеству, любви (пушкинским критериям человеческой личности) в начале и в конце романа. Меняется ли авторское отношение в ходе романа? Почему?

д) Что в характере Онегина вам кажется положительным и что отрицательным? Психологический универсализм в образе Онегина. Историзм образа. Можно ли считать Онегина «лишним человеком»?

е) Татьяна Ларина как выразительница народных нравственных идеалов. Раскройте ее отношение к Онегину. Авторское отношение к Татьяне. Выпишите из романа все эпитеты, связанные с характеристикой Татьяны, и проанализируйте их. Что характерно для стилевых особенностей изображения «сферы» Татьяны Лариной в романе, для ее «стилевого лейтмотива» (Гуковский)?

ж) Ваше отношение к жизненным принципам Татьяны Лариной. Во всем ли вы согласны с оценкой Татьяны Белинским? Ваше понимание социальной обусловленности характера Татьяны Лариной.

з) Общественно-историческая обусловленность характеров Ленского и Ольги. Сопоставьте их с внешними и внутренними характеристиками Онегина и Татьяны. Какой принцип лежит в основе образной системы романа?

2. Стилевые особенности романа «Евгений Онегин».

а) Новаторство Пушкина в изображении быта. Функции бытописи, их обусловленность художественным методом.

б) Образ автора в художественной системе романа. Его соотнесенность с образом Евгения Онегина. Дайте письменную характеристику социально-психологического облика автора. Функции образа автора. Связан ли образ автора с фабулой романа? С сюжетом?

в) Формы выражения лирического начала (прямой авторский комментарий, лирические отступления, стилевые лейтмотивы). Дайте характеристику тематического многообразия лирических отступлений и определите их место в композиции романа. Чем отличаются лирические отступления от прямого авторского комментария? Охарактеризуйте языковые средства выражения стилевого лейтмотива в изображении Евгения Онегина.

г) Сатирическое начало в романе. Объекты сатирического изображения. Формы выражения сатирического начала.

д) Иллюзия достоверности (художественный документализм) в романе. Ее обусловленность методом. Средства создания ее. Выпишите из романа все упоминания о реально существующих лицах и прокомментируйте их. В каких отношениях к ним находятся герои романа и автор? Систематизируйте другие исторические и географические реалии. Бытопись и образ автора как средства документализации повествования. Иллюзия достоверности и форма романа.

3. Композиция романа «Евгений Онегин».

а) Точка зрения литературоведов на композиционную структуру романа. Кто, по вашему мнению, более прав в истолковании композиции «Евгения Онегина»: Г.А. Гуковский или Д.Д. Благой? Почему?

б) Тройственное членение романа. Принцип обратной симметрии. Найдите в начале и в конце романа перекликающиеся темы, мотивы, образы. Какова смысловая роль этих перекличек?

в) Композиционная роль сна Татьяны и писем Татьяны и Онегина.

г) Формосодержательная сущность финала романа. Кольцевая замкнутость сюжета. Ее эстетическая смыслонагруженность.

4. «Онегинская строфа». Выпишите примеры итоговых сравнений, завершающих строфу.

5. Что позволяет назвать нам роман «Евгений Онегин» «энциклопедией русской жизни и в высшем смысле народным произведением»?

Литература:

1. Архангельский А.Н. Герои Пушкина. - М., 1999 (консп.).

2. Белинский В.Г. Сочинения Александра Пушкина (статьи 8 и 9 – консп.).

3. Бродский Н.Л. «Евгений Онегин». Роман А.С. Пушкина. Пособие для учителей средней школы (люб. изд.).

4. Баевский В. Сквозь магический кристалл.- М., 1981.

5. Благой Д.Д. Мастерство Пушкина. - М., 1955 (гл. «Евгений Онегин»).

6. Гуковский Г.А. Пушкин и проблемы реалистического стиля. - М., 1957 (гл. «Евгений Онегин»).

7. Кошелев В.А. «Онегина воздушная громада». Ст. 5. «Татьяна, русская душою» // Литература в школе. 2000. № 3.

8. Лотман. Ю.М. «Евгений Онегин». Комментарий. 2- изд. - М., 1983.

9. Мартьянова С.А. Татьяна Ларина в последней главе романа «Евгений Онегин» // Русская словесность. 2000. № 1.

10. Пушкин А.С. Школьный энциклопедический словарь. - М., 1999 (гл. о «Евгении Онегине»).

11. Соловей Н.Я. Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин»: Учебное пособие. - М., 1981 (консп.).

Семинарское занятие №3. Основные мотивы лирики М.Ю. Лермонтова. – 2ч.

План к обсуждению:

1. Понятие лирического мотива.

2. Система / внутренняя логика / лирических мотивов у Лермонтова.

3. Анализ отдельных стихотворений с точки зрения системы мотивов.

- Парус. Выхожу один я на дорогу.

- И скучно и грустно. Дума. Как часто пестрою толпою окружен.

- Пророк. Смерть поэта.

- Родина. Когда волнуется желтеющая нива.

Литература:

1. Белинский В.Г. Стихотворения М. Лермонтова. Люб. изд. (консп.).

2. Лермонтовская энциклопедия. - М., 1981 / раздел «Мотивы» /.

3. Лермонтов в школе. - М., 1976 /раздел о лирике/.

4. Максимов Д.Е. О двух стихотворениях Лермонтова / «Родина», «Выхожу…» / // Русская классическая литература. Разборы и анализы. - М., 1969.

5. Мережковский Д. Лермонтов: Поэт сверхчеловечества // Литературное обозрение или Вопросы литературы. 1989. № 10 (консп.).

6. Фохт. У.Р. Лермонтов. Логика творчества. - М., 1975. С. 21-71 (консп.)

Семинарское занятие №4. Роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». – 2ч.

План к обсуждению:

1. Хронология жизни Г.А. Печорина.

2. Субъективный строй романа / форма повествования /:

а) Каким увидел Печорина Максим Максимыч;

б) Каким увидел Печорина безымянный странствующий офицер;

в) Печорин в собственных глазах / дневник /.

3. Объективный строй романа:

а) Печорин и человек из народа Максим Максимыч;

б) Печорин и «естественные люди» / «Бэла», «Тамань» /;

в) Печорин и светское общество / «Княжна Мери» /.

4. Печорин и Евгений Онегин: общее и различия.

5. «Герой нашего времени» как философский роман. Новелла «Фаталист» и ее роль в романе.

Литература:

1. Белинский В.Г. «Герой нашего времени». Люб. изд. (консп.).

2. Благой Д.Д. От «Евгения Онегина» к «Герою нашего времени» /к вопросу о худ. методе Лермонтова/ //Проблемы романтизма. Сб. статей. - М., 1967. С. 293-319.

3. Виноградов И. Философский роман Лермонтова // Русская классическая литература. Разборы и анализы. - М., 1969. С. 156-185, или то же в кн.: Виноградов И. По живому следу. - М., 1987 (консп.).

4. Гернштейн Э. «Герой нашего времени» Лермонтова. - М., 1976.

5. Глухов В.И. «Герой нашего времени» и «Евгений Онегин» /К вопросу о творческом методе/ // Творчество Лермонтова. 150 лет со дня рождения. - М., 1964. С. 285-310.

6. Долинина Н.Г. Печорин и наше время. - Л., 1985.

7. Жаравина Л.В. А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Н.В. Гоголь: философско-религиозные аспекты литературного развития 1830-1840-х годов. - Волгоград, 1996 (гл. «Печорин как религиозный тип») (консп.).

8. Коровин В.И. Творческий путь Лермонтова. М., 1976 (консп.).

9. Лермонтовская энциклопедия. - М., 1981 (раздел о «Герое нашего времени»).

10. Лермонтов в школе. - М., 1976 (гл. «Проза»).

11. Мануйлов В.А. Роман М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени». Комментарий. - Л., 1975.

12. Смирнов В.Б. Логика композиции романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» // М.Ю. Лермонтов. Проблемы изучения и преподавания. Межвуз. сб. научн. тр. Вып. 4. - Ставрополь, 1997. С. 115-123.

Семинарское занятие №5. «Мертвые души» Н.В. Гоголя / проблематика, жанровое своеобразие, композиция /. - 2ч.

План к обсуждению:

1. Творческая история «Мертвых душ». Эволюция замысла поэмы. «Мертвые души» и «Божественная комедия» Данте.

2. Проблематика «Мертвых душ» и ее отражение в названии поэмы. Раскройте множественность смыслов, заложенную в названии поэмы.

3. Жанровое своеобразие «Мертвых душ». Гоголь о жанре «меньшего рода эпопеи» / «поэме» /. Проблема жанра «Мертвых душ» в споре В. Белинского – К. Аксакова. Современные исследователи о жанровом генезисе «Мертвых душ» / плутовской роман, роман воспитания, учительная литература и др. /.

4. Характер и способы обрисовки персонажей в поэме. Два типа характеров в «Мертвых душах». Фольклорные способы оценки человека и их роль в поэме.

5. Композиция поэмы. Способ развития сюжета. «Миражная интрига» / сравните с «Ревизором» /. Роль дороги в композиции поэмы. Место лирических отступлений в структуре поэмы. «Повесть о капитане Копейкине» и ее роль в поэме.

6. Поэтика абсурда в «Мертвых душах»: алогизм, гротеск, мотив уподобления человека животному. Ономастика Гоголя.

Литература:

1. Белинский В.Г. «Похождения Чичикова, или Мертвые души». Несколько слов о поэме Гоголя «Похождения Чичикова, или Мертвые души». Объяснение на объяснение по поводу поэмы Гоголя «Мертвые души» // Белинский В.Г. Собр. соч.: В 9т. Т. 9. - М., 1979. С. 43-55, 56-62, 139-160 (консп.).

2. Гольденберг А.Х. «Мертвые души» Н.В. Гоголя и традиции народной культуры. - Волгоград, 1991 / гл. 1 и 2 / (консп.).

3. Манн Ю.В. Поэтика Гоголя. - М., 1978. С. 274-353 (консп.).

4. Машинский С.И. Художественный мир Гоголя. - М., 1979. С. 223-321.

5. Смирнова-Чикина Е.С. Поэма Н.В. Гоголя «Мертвые души». Комментарий. - Л., 1974 (консп.).

1. Художественные тексты(минимум).

В.А. Жуковский. Сельское кладбище. Дружба. Вечер. Людмила. Светлана. Ленора. Двенадцать спящих дев. К Батюшкову. Певец во стане русских воинов. Теон и Эсхин. Эолова арфа. Славянка. Песня («Кольцо души-девицы»). Узник. Таинственный посетитель. Лесной царь. Граф Гапсбургский. Лалла Рук. Воспоминание (1816г). Невыразимое (отрывок). Шильонский узник. Море. Мотылек и цветы. Кубок. Перчатка. Покаяние. Деревенский сторож в полночь.

К.Н. Батюшков. Совет друзьям. Выздоровление. К Тассу. Видение на берегах Леты. Воспоминания 1807 года. Веселый час. Элизий. Привидение. Тибуллова элегия Х. Радость. Мои Пенаты. К Дашкову. Переход русских войск через Неман. Переход через Рейн. Мой гений. Пробуждение. «Ты пробуждаешься, о Байя, из гробницы». Разлука. Ложный страх. Таврида. К другу. Воспоминания (отрывок). Вакханка. Беседка муз. Из греческой антологии. Подражания древним.

К.Ф. Рылеев. К временщику. А.П.Ермолову. Гражданское мужество. На смерть Байрона. К***/«Ты посетить, мой друг, желала»/. Гражданин. Думы: Дмитрий Донской. Смерть Ермака. Иван Сусанин. Богдан Хмельницкий. Державин. Поэмы: Войнаровский. Наливайко. Песни: Ах, тошно мне. Уж как шел кузнец.

И.А. Крылов. Модная лавка. Разборчивая невеста. Ворона и Лисица. Мартышка и очки. Волк на псарне. Стрекоза и Муравей. Щука и Кот. Обоз. Кот и Повар. Гуси. Листы и Корни. Орел и Пчела. Пруд и Река. Лебедь, Щука и Рак. Свинья под дубом. Рыбьи пляски. Лжец. Муха и Дорожные. Музыканты. Волк и Ягненок. Осел и Соловей. Ворона и Курица. Слон на воеводстве. Огородник и Философ. Квартет. Демьянова уха. Фортуна в гостях. Тришкин кафтан. Сочинитель и Разбойник. Лягушки, просящие Царя. Парнас. Безбожники. Лисица и Осел. Кукушка и Орел. Мешок. Волки и Овцы. Вельможа.

А.С. Грибоедов. Горе от ума.

А.С. Пушкин. Воспоминания в Царском Селе. К Лицинию. Товарищам. Вольность. Деревня. Черная шаль. Редеет облаков летучая гряда. К Чаадаеву. Эпиграммы (На Аракчеева, на Воронцова и др.). Кинжал. Песнь о вещем Олеге. Узник. Послание цензору. Простишь ли мне ревнивые мечты. К морю. Погасло дневное светило… Воспоминание / «Когда для смертного…» /. Дорожные жалобы. Не дай мне бог сойти с ума. Ненастный день потух. Ночной зефир. Разговор книгопродавца с поэтом. К*** / «Я помню чудное мгновенье» /. Вакхическая песня. Подражания Корану. 19 октября 1825 года. Пророк. Стансы / «В надежде славы и добра» /. Зимняя дорога. В Сибирь. Арион. Поэт. 19 октября 1827 года. Друзьям / «Нет, я не льстец…» /. Не пой, красавица, при мне. Сцена из «Фауста». Няне. Утопленник. Анчар. Поэт и толпа. Чернь. Зимнее утро. Кавказ. Песни западных славян. Я вас любил. Брожу ли я вдоль улиц шумных. Поэту. Бесы. Элегия / «Безумных лет угасшее веселье…» /. Моя родословная. Для берегов отчизны дальней. Эхо. Осень. Пора, мой друг, пора… Египетские ночи. Вновь я посетил… Мирская власть. Отцы пустынники и жены непорочны. Из Пиндемонти / «Не дорого ценю я громкие права» /. Когда за городом задумчив я брожу. Туча. На выздоровление Лукулла. Пир Петра Первого. Я памятник себе воздвиг… Руслан и Людмила. Кавказский пленник. Братья-разбойники. Бахчисарайский фонтан. Цыганы. Граф Нулин. Домик в Коломне. Полтава. Анджело. Медный Всадник. Борис Годунов. Евгений Онегин. Арап Петра Великого. Повести Белкина. История села Горюхина. Пиковая дама. Дубровский. Капитанская дочка. Рославлев. Сказки. Маленькие трагедии. Русалка. Сцены из рыцарских времен.

М.Ю. Лермонтов. Жалоба турка. Парус. Умирающий гладиатор. Два великана. Бородино. Три пальмы. Смерть поэта. Ветка Палестины. Узник. Ангел. Когда волнуется желтеющая нива… 1-е января. И скучно и грустно. Дума. Поэт / «Отделкой золотой блистает мой кинжал» /. Из-под таинственной холодной полумаски. Тучи. Прощай, немытая Россия. Родина. Утес. Спор. Сон. Листок. Тамара. Свидание. На севере диком. Горные вершины. Завещание / «Наедине с тобою, брат...» /. Выхожу один я на дорогу. Пророк. Песня про царя Ивана Васильевича. Беглец. Маскарад. Мцыри. Демон. Вадим. Княгиня Лиговская. Герой нашего времени.

Н.В. Гоголь. Сборники повестей: «Вечера на хуторе близ Диканьки» / Сорочинская ярмарка. Вечер накануне Ивана Купала. Пропавшая грамота. Майская ночь, или утопленница. Ночь перед Рождеством. Страшная месть. Заколдованное место. Иван Федорович Шпонька /; «Миргород» / Вий. Тарас Бульба. Старосветские помещики. Как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем /; «Петербургские повести» / Невский проспект. Нос. Портрет. Шинель. Коляска. Записки сумасшедшего /. Ревизор. Женитьба. Театральный разъезд. Игроки. Мертвые души. Выбранные места из переписки с друзьями.

Е.А. Баратынский. К Креницыну. «Расстались мы; на миг очарованьем…». Разуверение. «Притворной нежности не требуй от меня». Череп. «Решительно печальных строк моих…». Последняя смерть. «Мой дар убог, и голос мой не громок…». «К чему невольнику мечтания свободы?..». «Наслаждайтесь: все проходит!..». Осень. «Толпе тревожный день приветен, но страшна…». «На что вы, дни! Юдольный мир явленья…» «Все мысль да мысль! Художник бедный слова!..». «Предрассудок! Он обломок…». Поэмы: Пиры. Эда. Бал. Цыганка.

В.Г. Белинский. Литературные мечтания. О русской повести и повестях г. Гоголя. Стихотворения Кольцова. «Горе от ума». «Герой нашего времени», сочинение М. Лермонтова. Стихотворения М. Лермонтова. «Похождения Чичикова, или Мертвые души». Объяснение на объяснение по поводу поэмы Гоголя «Мертвые души». Иван Андреевич Крылов. Сочинения Александра Пушкина /11статей/. Взгляд на русскую литературу 1846 г. Взгляд на русскую литературу 1847г. Письмо к Гоголю /1847/.

А.В. Кольцов. Косарь. Лес. Крестьянская пирушка. Песня паха­ря. Размышления поселянина. Не шуми ты, рожь. Урожай. Цветок. Горькая доля. Первая песня Лихача Кудрявича. Русская песня («Ах зачем меня...»).Последний поцелуй. Стенька Разин. Бегство. Горе. Тоска по воле. Хуторок. Деревенская беда. Что ты спишь, мужичок. Два сокола. Разлука. На заре туманной юности.

А.И. Герцен. Кто виноват? Доктор Крупов. Сорока-воровка. Былое и думы (главы и эпизоды).


Сейчас читают про: