Концепция безопасности

Наступивший ХХI век, по мнению многих ученых, будет переломным этапом истории, когда на смену традиционным противоречиям в сфере производственных отношений придут принципиально новые: в сфере отношений человек – природа – ресурсы. Одним из проявлений новых противоречий является стремительный рост природных, техногенных и экологических катастроф, которые грозят превратиться в чудовищный механизм сомоуничтожения человека и всего совершенного им на Земле.

Новое поколение людей будет решать принципиально новую и совершенно не тривиальную задачу – как выжить в условиях роста экономики и увеличения попу-ляции людей. Уже сейчас ясно, что наиболее острыми будут кризисные ситуации, связанные с ресурсами, продовольствием, загрязнением окружающей среды, при-родными и техногенными катастрофами.

Совершенно очевидно, что возможности экстенсивного развития в нашей стра-не исчерпаны и движение вперед возможно только при установлении разумного баланса между техническим прогрессом и состоянием среды обитания человека.

Жизнедеятельность человека неразрывно связана с окружающей его средой обитания. Они постоянно взаимодействуют друг с другом, образуя систему «чело-век – среда обитания».

Среда обитания – окружающий человека внешний мир, т.е. существующая со-вокупность факторов (физических, химических, биологических, социальных), спо-собных оказывать прямое или косвенное, немедленное или отдаленное воздействие на существование и деятельность человека, его здоровье и потомство. На началь-ном этапе своего развития человек взаимодействовал с естественной средой обита-ния, состоящей в основном из биосферы и недр Земли.

Действуя в этой системе, человек непрерывно решает как минимум две основ-ные задачи. Прежде всего, он обеспечивает свои потребности в пище, воде и возду-хе. Далее, он создает защиту от негативных воздействий со стороны среды обита-ния и со стороны себе подобных, используя ее по мере необходимости. Среда оби-тания неразрывно связана с биосферой. Биосфера – природная область распростра-нения жизни на Земле, включающая нижний слой атмосферы, гидросферу и верх-ний слой литосферы.

Среда обитания человека подвержена постоянным изменениям в результате раз-вития земной цивилизации, особенно интенсивно протекавшего в ХХ столетии. Оно ознаменовалось потерей устойчивости в таких процессах, как рост населения Земли и его урбанизации. Это вызвало крупномасштабное развитие энергетики, промышленности, сельского хозяйства, транспорта, военно-промышленного комп-лекса и обусловило значительный рост антропогенного воздействия на среду оби-тания. Кроме того, с середины ХХ века человек стал обладать способностью ини-циировать крупномасштабные аварии и катастрофы и тем самым вызывать необра-тимые экологические изменения регионального и глобального масштаба, соизмери-мые со стихийными бедствиями. В результате активной техногенной деятельности человека во многих регионах нашей планеты разрушена биосфера и создан новый тип среды обитания – техносфера.

Техносфера – регион бывшей биосферы, преобразованный людьми с помощью прямого или косвенного воздействия технических средств в целях наилучшего со-ответствия своим материальным и социально-экономическим потребностям. Тако-вы регион города или промышленной зоны, производственная или бытовая среда. Т.е. под всевозрастающим влиянием человеческого сообщества, появились создан-ные им социальная и производственная среды.

Социальная среда – совокупность факторов и элементов (нравственных, обра-зовательных, правовых и др.), воздействующих на жизнь и взаимоотношения меж-ду людьми.

Производственная среда – это часть среды обитания человека, включающая факторы и элементы (труд, природная среда) связанные с созданием материальных благ.

Создавая техносферу, человек стремился к повышению комфортности среды обитания, к росту коммуникабельности, к обеспечению защиты от естественных негативных воздействий. Однако созданная руками и разумом человека техносфе-ра, призванная максимально удовлетворять его потребности в комфорте и безопас-ности, во многом не оправдала надежды людей. Новые техносферные условия оби-тания в городах и промышленных центрах, транспортные и бытовые жизнедеятель-ности оказались далеки по уровню безопасности от допустимых требований. Это предопределяет актуальность и важность профессионально грамотного применения конкретного комплекса предупредительных и защитных мер при внедрении дости-жений НТП в различные сферы экономики.

В данном аспекте особое значение имеет упреждающий анализ источников и причин возникновения тех или иных опасностей, связанных с планированием и проведением производственной, хозяйственной и иных видов деятельности. Чело-вечество призвано научиться прогнозировать негативные воздействия и обеспечи-вать безопасность принимаемых решений еще на стадии их разработки. Для защи-ты от действующих негативных факторов ему необходимо создавать и активно использовать з0ащитные средства и мероприятия, всемерно ограничивая зоны действия и уровни негативных факторов. Реализация этих задач обусловила необходимость разработки специальной области научных знаний – «Безопасность жизнедеятельности» (БЖД).

2. Цели и задачи дисциплины «Безопасность жизнедеятельности».

Данная дисциплина изучает опасности производственной, бытовой и городской среды. Это относится как повседневной жизни, так и к условиям ЧС техногенного и природного происхождения.

Безопасность жизнедеятельности, представляющая серьезную проблему совре-менности и привлекающая для ее решения другие науки, выработала определенную систему собственных понятий, теоретических положений, аксиом и методов иссле-дования.

Научная и учебная дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» выработала ряд основных положений. С момента своего появления на Земле человек живет и действует в условиях постоянно изменяющихся потенциальных опасностей. Эти опасности причиняют вред здоровью человека. Они угрожают не только каждому конкретному человеку, но и обществу и государству в целом.

Предметом изучения курса БЖД является, прежде всего, безопасность и защита человека, а также важнейшие понятия и факторы, действующие на все стороны личности, общества и государства в современных условиях.

В простейшем восприятии понятие «безопасность» означает отсутствие опас-ности или угрозы опасности (в отношении вреда здоровью и жизни человека). С другой стороны, это весьма сложное и многостороннее понятие, если его рассма-тривать с точки зрения проблем современной цивилизации и планеты Земля в це-лом, со всем многообразием факторов, обеспечивающих их существование и разви-тие.

Взаимодействующие системы, которые могут быть отнесены к числу влияющих на безопасность развития жизни в целом, включают природные факторы (литосфе-ру, гидросферу, атмосферу, биосферу), человеческий фактор (с созданной им тех-носферой и социосферой) и многие другие.

Принятая «Концепция национальной безопасности России» выделяет более де-сяти видов национальной безопасности. Целью природно-техногенной сферы наци-ональной безопасности является защита населения и территории от ЧС природного и техногенного характера, а также жизнеобеспечение пострадавшего в них населе-ния.

Говоря о реализации состояния безопасности, необходимо рассматривать объект защиты (человек, природная среда, материальные ресурсы и, наконец, обще-ство, нация, человечество, планета Земля) и совокупность опасностей (опасности среды деятельности человека, экологические опасности, опасности неконтролируе-мой общечеловеческой деятельности: рост населения, глобальное потепление кли-мата и др. опасности космоса).

Из этого следует, что системы безопасности по объектам защиты, реально су-ществующие в настоящее время, разделяются на следующие основные виды:

- система личной и коллективной безопасности человека в процессе его жизнедея-

тельности;

- система охраны природной среды (биосферы);

- система государственной безопасности;

- система глобальной безопасности.

Основные цели и задачи БЖД как науки – защита человека в техносфере от нега-тивных воздействий антропогенного и естественного происхождения и достижение комфортных условий жизнедеятельности. Средством достижения этой цели являет-ся реализация обществом знаний и умений, направленных на уменьшение в техно-сфере физических, химических, биологических и иных негативных воздействий до допустимых значений. К числу основных задач обеспечения БЖД относятся идеен-тификация (распознавание и количественная оценка) негативных факторов на чело-века; ликвидация отрицательных последствий воздействия опасных и вредных фак-торов. Наконец, одна из наиболее общих задач состоит в создании нормального, т.е. комфортного, состояния среды обитания.

Основные цели БЖД как учебной дисциплины непосредственно вытекают из ра-нее сказанного. Сюда относятся формирование мировоззрения и воспитание у сту-дентов социальной ответственности за последствия своей будущей профессиональ-ной деятельности, а также освоение ими теоретических, организационно-правовых и методических основ обеспечения БЖД. Важными целями являются приобретение знаний по идентификации опасностей в различных условиях жизни и деятельности человека и выработка практических навыков в принятии решений по защите насе-ления и материальных ценностей от воздействия негативных факторов среды оби-тания и ликвидации их последствий. Наконец, обучение БЖД призвано развивать потребность в расширении и постоянном углублении знаний по проблемам обеспе-чения БЖД в современных условиях реформирования экономики России.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: