Управление национальной безопасностью в Российской Федерации

Понятие и сущность национальной безопасности. Политика обеспечения национальной безопасности. Система обеспечение национальной безопасности. Основная задача и функции системы обеспечения национальной безопасности. Статус и основные задачи Совета Безопасности Российской Федерации. Деятельность Министерства внутренних дел, Министерства по чрезвычайным ситуациям и гражданской обороне, Федеральной службы безопасности, Федеральной службы охраны и др.

Система обеспечения национальной безопасности России включает в себя:

- нормативное обеспечение;

- органы, силы и средства обеспечения безопасности, осуществляющие меры политического, правового, организационного, экономического и военного характера, направленные на обеспечение безопасности личности, общества, государства.

Структуры власти, обеспечивающие безопасность:

-Президент РФ

-Федеральное Собрание РФ

-Правительство РФ

-Совет Безопасности РФ

-Федеральные органы исполнительной власти

-органы исполнительной власти субъектов РФ

Совет Безопасности - главный конституционный орган, который осуществляет подготовку решений Президента РФ в области обеспечения безопасности.(с 3 апреля 1992 г).Состав Совета Безопасности и порядок его формирования определяются Президентом в соответствии с Конституцией и Законом РФ «О безопасности». Председатель Совета-Президент РФ, Секретарь Совета(обеспечивает деятельность, руководит аппаратом и проводит рабочие совещания с членами Совета), постоянные члены Совета и члены Совета Безопасности.

Статус и полномочия Совета Безопасности России. Основным документом, определяющим статус является Положение о Совете Безопасности РФ, утвержденное Указом Президента РФ № 726 от 7 июня 2004 г. В соответствии с законом 1992 года заседания Совета безопасности должны проводиться на регулярной основе не реже одного раза в месяц; в случае необходимости могут проводиться внеочередные заседания. Повестку дня и порядок рассмотрения вопросов на заседаниях определяет Председатель Совета по представлению Секретаря. Решения Совета безопасности принимаются на его заседания постоянными членами простым большинством голосов от их общего количества и вступают в силу после утверждения председателем Совета Безопасности.

Направления деятельности Совета Безопасности:

-подготовка ежегодного доклада Президенту РФ и Совету Федерации как основного программного документа;

- организация работы постоянных и временных межведомственных комиссий;

- разработка предложений по защите и целостности территории РФ

-рассмотрение стратегических проблем государственной, экономической, общественной, оборонной, информационной, экологической и иных видов безопасности, охрану здоровья населения;

-подготовка проектов прогнозирования, предотвращения чрезвычайных ситуаций и преодоления их последствий;

-разработка мер по обеспечению стабильности и правопорядка.

Основные рабочие органы Совета Безопасности. Межведомственные комиссии образуются в соответствии с главными задачами и направлениями деятельности(по функциональному или региональному принципу на постоянной или временной основе). Комиссии: по проблемам стратегического планирования, по проблемам СНГ, по безопасности в экономической и политической сфере, по экологической безопасности, по военной безопасности, по общественной безопасности, по информационной безопасности.

Научный Совет. Положение о научном совете и его состав утверждает Президент РФ, председателем является секретарь Совета безопасности. В состав научного совета включаются представители руководители научных организаций, а также отдельные ученые и крупные специалисты. Научный совет занимается экспертизой проектов, документов, дает оценку информации о безопасности РФ, об угрозах, готовит прогнозные документы. Решения носят рекомендательный характер, они учитываются Советом Безопасности и при необходимости направляются органам государственной власти или органам МСУ.

Министерство внутренних дел явл. федеральным органом исполнительной власти, осуществляет функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно- правовых актов, регулирующих деятельность в сфере внутренних дел, включая миграцию. В МВД входят федеральная миграционная служба.

Задачи МВД:

-разработка стратегии и государственной политики в сфере внутренних дел;

- совершенствование нормативно- правовой базы;

- защита прав и свобод граждан;

- предупреждение, пресечение, выявление и раскрытие преступлений, а также административных правонарушений;

-обеспечение охраны общественного порядка;

-обеспечение безопасности дорожного движения;

-контроль оборота оружия;

-охрана имущества организаций;

- управление органами внутренних дел.

Структура МВД:

-министр(возглавляет МВД и федеральную миграционную службу).Назначает и освобождает от должности министра Президент РФ.

-заместители министра

-главное командование внутренних войск(задачи внутренних войск: охрана общественного порядка и безопасности, охрана важных и специальных грузов, участие в территориальной обороне и т.д)

-департамент экономической безопасности

- организационный инспекторский департамент

-правовой департамент

-финансово- экономический

-главный информационно- аналитический центр

- экспертно- криминалистический центр

-всероссийский научно- исследовательский институт МВД

-национальное центральное бюро Интерпола МВД (с уголовными преступлениями)

-российский национальный контактный пункт по взаимодействию с европейской полицейской организацией - Европолом(структурным подразделением Интерпола)

Федеральная служба безопасности- федеральный орган исполнительной власти, обеспечивающий безопасность от деятельности спецслужб зарубежных государств и преступности, а также осуществляет борьбу с террором и другими противоправными действиями в пределах своей компетенции. В соответствии со статьей 8 ФЗ от 3 апреля 1995 г.» О федеральной службе безопасности», деятельность органов ФСБ осуществляется по следующим направлениям:

-контрразведывательная деятельность;

-борьба с терроризмом;

-борьба с преступностью;

-разведывательная деятельность;

-пограничная деятельность;

-обеспечение информационной безопасности.

Иные направления деятельности органов ФСБ определяются федеральным законодательством. Права и обязанности ФСБ РФ установлены статьями 12 и 13 ФЗ «О федеральной службе безопасности» № 40-ФЗ.

Федеральная служба охраны - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по нормативно- правовому регулированию, контролю и надзору в сфере государственной охраны, правительственной, президентской и иных видов специальной связи и информации, предоставляемой федеральным органом государственной власти, органами власти субъектов РФ и другими гос. органами.

Руководство деятельностью ФСО осуществляет Президент РФ.

Задачи ФСО:

-обеспечение охраны объектов безопасности в местах их постоянного пребывания и на трассах проезда;

- выявление и прогнозирование угроз жизненноважным интересам объектов государственной охраны, а также осуществление комплекса мер по предотвращению этих угроз;

-выявление и пресечение посягательств и преступлений на объекты государственной охраны;

- защита охраняемых объектов;

-участие в пределах своих полномочий в борьбе с терроризмом;

-осуществление государственной политики в области защиты правовой информации РФ

-обеспечение собственной безопасности и т.д.

Полномочия ФСО:

-осуществление персональной охраны Президента РФ, членов его семьи, которые проживают и сопровождают его;

-обеспечение связью Президента РФ с главами других государств;

-осуществление охраны Президента прекратившего свои полномочия

-размещение и обслуживание гостевых резиденций, обеспечивающих их безопасность в период пребывания на территории РФ

Права ФСО:

-ФСО имеет право проводить оперативно- розыскные мероприятия в местах постоянного или временного пребывания объекта охраны, в подразделениях ГИБДД на специальных трассах и в государственной фельдъегерской службе;

-налагать ограничения на использование радиоэлектрических средств и высокочастотных средств, в том случае, если они создают помехи для радиочастотной охраны;

-предоставлять услуги специальной связи;

-пользоваться информационными ресурсами администрации Президента РФ, аппарата правительства, федеральных органов исполнительной власти, органов власти субъектов РФ, органов МСУ и организаций.

Структура ФСО:

-руководство, служба специальной связи и информации, гараж особого назначения, служба коменданта Московского кремля, президентский полк президентский оркестр, спортивный клуб ФСО РФ, пресс-центр.

Государственная охрана- федеральный орган государственной власти в сфере обеспечения безопасности объектов гос охраны, которая осуществляется на основе совокупных правовых, организационных, охранных, режимных, оперативно- розыскных и иных мер, в т.ч с привлечением других органов обеспечения безопасности.

Служба внешней разведки - призвана защищать личность, общество, государство от внешних угроз. Федеральный орган исполнительной власти. СВР явл. составной частью системы обеспечения национальной безопасности РФ.

Цели деятельности СВР:

-обеспечение Президента РФ, ФСРФ и Правительства РФ разведывательной информацией, необходимой им для принятия решений в различных сферах: экономической, политической, военной;

-обеспечение условий реализации политики РФ в сфере безопасности;

-содействие экономическому развитию, ИТП, военно- техническому обеспечению безопасности.

Полномочия СВР:

-установление отношений на конфиденциальной основе с лицами, давшими согласие на сотрудничество;

-обработка реальных и потенциальных планов и намерений иностранных государств, в организации, лиц предоставляющих угрозу интересам РФ;

-содействие в реализации мер по обеспечению нац безопасности РФ;

Организационная структура СВР:

-оперативные подразделения;

-аналитические подразделения;

-функциональные подразделения;

-бюро по связям с общественностями и СМИ.

Министерство чрезвычайных ситуаций. Основные задачи МЧС:

-выработка и реализация гос. политики в области гражданской обороны;

-осуществление управления в области гражданской обороны, защита территории и населения от ЧС, обеспечение пожарной безопасности, безопасности на водных объектах, поисково – спасательной работы;

-осуществление предупредительных мер, в т.ч законодательных, в сфере вопросов отнесенных к ведению МЧС;

-обеспечение мер экспертного реагирования при ЧС, а также чрезвычайное гуманитарное реагирование, в т.ч за пределами РФ;

-аварийно- спасательные работы;

-экстренная психологическая помощь;

-подготовка кадров и других подразделений МЧС.

Средства МЧС:- войска ГО, которые являются государственной военной организацией, включающей воинские формирования(соединения, военные части, организации), входящие в состав МЧС. Они представляют собой силу быстрого реагирования, решают задачи специального назначения в период мирного и военного времени.

71. Антитеррористическая безопасность Российской Федерации. Терроризм как социально-политическое явление. Правовые и организационные принципы противодействия терроризму.

Основные понятия, принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики терроризма и борьбы с ним, минимизации и ликвидации последствий проявлений терроризма устанавливает ФЗ «О противодействии терроризму» от 06.03.2006 г. ФЗ-35.

Терроризм – насилие или угрозы его применения в отношении физических лиц или организаций, а также уничтожение(повреждение) или угроза уничтожения имущества и других материальных объектов, содержащее опасность гибели людей, причинение значительного ущерба имуществу, нарушение общественной безопасности, устрашение населения. Или оказание воздействия на принятие органами власти решений, выгодных террористам, или удовлетворение их неправомерных имущественных или других интересов: посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля с целью прекращения его деятельности. Нападение на представительства международных организаций с целью обострения международных отношений.

Направления террористической деятельности:

1) подготовка, организация, финансирование и реализация террористических актов;

2) подстрекательство к терроризму;

3) организация незаконных вооруженных формирований, сообществ, групп для реализации теракта;

4) вербовка, вооружение, обучение террористов;

5) информирование или иная помощь в планировании, подготовки или реализации теракта;

6) пропаганда идей теракта, распространение материалов или информации, призывы к осуществлению террористической деятельности, либо оправдание ее необходимости.

Террористическая акция – непосредственное совершение преступления террористического характера:

1) взрыв, поджог, применение или угрозы применения ядерного взрыва;

2) применение радиоактивных, химических, биологических, взрывчатых или отравляющих веществ;

3) уничтожение, повреждение или захват транспортных средств или других объектов;

4) в форме посягательства на жизнь государственного или общественного деятеля представителя национальных, религиозных, общественных или иных групп населения;

5) захват заложников, похищение людей;

6) форма создания опасности, причинение вреда жизни, здоровью или имуществу неопределенного круга лиц, путем создания такой опасности;

7) распространение угроз в любой форме и любыми средствами

Терроризм как социально-политической явление представляет единство следующих элементов:

1) Социально-политические концепции и установки (национально-экстремистские, неофашистские, левоэкстремистские, религиозно-экстремистские)

2) Военизированные боевые и собственно террористические организации, формирования, иные структуры, существующие автономно или в составе партий, общественно-политических организаций, коммерческих структур, преступных сообществ.

3) Террористическую деятельность – насильственные и демонстративные действия террористического характера, предусматривающие насилие или угрозу его применения в целях устрашения и вынуждения объектов терроризма(общественные и частные организации, граждане) к принятию решений и совершению действий, невыгодных и даже не приемлемых для них в интересах субъекта терроризма.

Выявление и изучение указанных элементов терроризма как сложного явления представляет собой предпосылку для осуществления системного противодействия ему, которое требует общественного воздействия на каждый из названных элементов и определение комплекса мер, адекватных характеру, содержанию и опасности конкретной террористической угрозы.

Особенности терроризма как социально-политического явления:

1) применение насилия и устрашения, которые достигаются исполнение особо острых форм и методов;

2) направленность на достижение политических и социальных целей;

3) повышенная общественная опасность, связанная с непосредственной угрозой жизни людей;

4) использование конспирации как необходимого условия существования террористических структур и результативности их действий;

5) нелигитимность

Основные разновидности современного терроризма:

- политический терроризм

- националистический терроризм

- религиозный терроризм

- уголовный терроризм.

Несмотря на то, что виды терроризма различаются по пропагандистским целям, они нередко совпадают с реальными целями лидеров терроризма: стремлению к противоправному переделу политической власти, собственности, национального богатства. Расхождения между провозглашенными и реальными целями террористических организаций можно использовать для идейно-политического и морально-психологического противодействия терроризму и отрыву от него рядовых участников.

Международные документы, регламентирующие антитеррористическую деятельность:

- Европейская конвенция о борьбе с терроризмом от 27.01.1977

- Международная конвенция о борьбе с захватом заложников,1979 г.

- Протокол по борьбе с незаконными актами насилия в аэропортах, обслуживающих гражданскую авиацию, дополняет конвенцию о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации. 1988 год

- Декларация о мерах по ликвидации международного терроризма, 1994

- Международная конвенция о борьбе с бомбовым терроризмом, 1997

- Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, экстремизмом, сепаратизмом, 2007

Правовая основа борьбы с терроризмом в РФ определена в ФЗ «О противодействии терроризму», Конституции РФ, в общепризнанных принципах и нормах международного права, международных договорах РФ, федеральных законах, нормативных правовых актах Президента РФ, Правительства РФ, а также в принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актах других федеральных органов государственной власти.

Указ Президента РФ «О мерах по усилению борьбы с терроризмом» - 1996 г., Постановление Правительства РФ «О мерах по противодействию терроризму» - 1999 г., Уголовный кодекс РФ – 24 глава – преступления против общественной безопасности, ФЗ «О противодействии терроризму» - 2006 г., ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» - 2006 г.

Организационные основы противодействия терроризму:

Президент РФ:

1) определяет основные направления государственной политики в области противодействия терроризму;

2) устанавливает компетенцию федеральных органов исполнительной власти

3) принимает решение в установленном порядке об использовании за пределами территории РФ формирований Вооруженных Сил РФ и подразделений специального назначения для борьбы с террористической деятельностью

Правительство РФ:

1) определяет компетенцию федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых оно осуществляет, в области противодействия терроризму;

2) организует разработку и осуществление мер по предупреждению терроризма и минимизацию и ликвидацию последствий проявлений терроризма;

3) организует обеспечение деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов МСУ по противодействию терроризму необходимыми силами, средствами и ресурсами.

Федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов РФ и органы МСУ осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий.

В целях наиболее эффективного и комплексного подхода обеспечения антитеррористической безопасности на государственном уровне в 2002 году была создана Федеральная антитеррористическая комиссия, которая явилась координирующим органом, обеспечивающим взаимодействие субъектов, осуществляющих борьбу с терроризмом. Указом Президента РФ от 15 февраля 2006 года был образован Национальный антитеррористический комитет, осуществляющий свою деятельность во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами МСУ, а также заинтересованными организациями.

Помимо единой антитеррористической системы управления на федеральном, региональном и местном уровне в сфере обеспечения безопасности задействованы и другие институты, ведомства, организации, ведущие антитеррористическую деятельность на местном уровне. Это региональные отделения Федеральных органов исполнительной власти, Федеральной службы безопасности РФ, Министерства внутренних дел РФ, Службы внешней разведки РФ, Федеральной службы охраны РФ, Министерства обороны РФ. А также органы МСУ, в которых созданы антитеррористические комиссии, как организационная форма противодействия терроризму, и которые подотчетны Национальному антитеррористическому комитету.

Основные принципы противодействия терроризму в РФ:

1) обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина;

2) законность;

3) приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности;

4) неотвратимость наказания за осуществление террористической деятельности;

5) системность и комплексное использование политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму;

6) сотрудничество государства с общественными и религиозными объединениями, международными и иными организациями, гражданами в противодействии терроризму;

7) приоритет мер предупреждения терроризма

8) единоначалие в руководстве, привлекаемыми силами и средствами при проведении контртеррористической операции

9) сочетание гласных и негласных методов противодействия терроризму

10) конфиденциальность сведений о специальных средствах, технических приемах, тактике осуществления мероприятий по борьбе с террором, а также о составе их участников;

11) недопустимость политических уступок террористам;

12) минимизация или ликвидация последствий проявлений терроризма

13) соразмерность мер противодействия терроризму степени террористической опасности.

Таким образом, противодействие терроризму – это деятельность органов государственной власти и органов МСУ по:

1) профилактике терроризма: предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов;

2) борьбе с терроризмом: выявлению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта;

3) минимизации и ликвидации последствий проявлений терроризма.

В ФЗ «О противодействии терроризму» предусмотрена ответственность организаций за действия, которые направлены на пропаганду, оправдание и поддержку терроризма.

Контртеррористическая операция – комплекс специальных, оперативно-боевых, войсковых и иных мероприятий с применением боевой техники, оружия и специальных средств по пресечению террористического акта, обезвреживанию террористов, обеспечению безопасности физических лиц, организаций и учреждений, а также по минимизации последствий террористического акта.

Применение Вооруженных сил РФ в целях борьбы с терроризмом. Вооруженные силы РФ применяют оружие и боевую технику в порядке, установленном нормативными правовыми актами РФ, в целях пресечения и устранения угрозы террористического акта в воздушной среде, во внутренних водах, в территориальном море, на континентальном шельфе РФ, при обеспечении безопасности национального морского судоходства, в том числе в подводной среде. А также для пресечения международной террористической деятельности за пределами территории РФ.

Задачи МЧС по борьбе с терроризмом и защите населения:

1) разработка и осуществление мероприятий в области противодействия терроризму, политическому, национальному и религиозному экстремизму

2) внесение предложений по формированию системы мер по антитеррористической защите населения.

3) Осуществление контроля за выполнением органами исполнительной власти и органами МСУ существующего законодательства по вопросам борьбы с терроризмом и экстремизмом, координация их деятельности.

4) Организация безопасности и бесперебойного функционирования потенциально опасных объектов, систем жизнеобеспечения.

5) Оказание помощи представителям органов МСУ, органам внутренних дел, ФСБ в предупреждении терактов, поддержании общественного порядка при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций. Обеспечение их взаимодействия при проведении эвакуационных мероприятий, ликвидации последствий террористического акта, организация жизнеспособности пунктов временного расселения

6) Организация населения для антитеррористических мероприятий.

72. Конфликт в организации. Процесс конфликта в организации. Разрешение конфликта в организации. Типы конфликтов в организациях. Конфликты на разных уровнях социальной структуры. Разрешение конфликта: силой (выигрыш – проигрыш), через сотрудничество, через компромисс, уход от конфликта, войти в положение другой стороны. Структурные методы управления конфликтом. Специфика метода переговоров.

Конфликт – это проявление объективных или субъективных противоречий, выражающееся в противоборстве сторон.

Внутриличностный конфликт. Здесь участниками конфликта являются не люди, а различные психологические факторы внутреннего мира личности, часто кажущиеся или являющиеся несовместимыми: потребности, мотивы, ценности, чувства и т. п. Внутри личностные конфликты, связанные с работой в организации, могут принимать различные формы. Одна из наиболее распространенных форм — это ролевой конфликт, когда различные роли человека предъявляют к нему противоречивые требования. Например, будучи хорошим семьянином (роль отца, матери, мужа, жены и т. п.), человек должен вечера проводить дома, а положение руководителя может обязать его задержаться на работе.

Межличностный конфликт. Включает в себя как минимум 2 человека, преследующих противоположные цели, интересы и вступают в противоборство. Взаимодействие между субъектами конфликта проходит в контактной стадии. Включаются не только субъективные факторы но и объективные причины поведения людей. Конфликты дают каждому человеку шанс на самореализацию и наоборот, в них проявляются все недостатки.

Конфликт между личностью и группой. Неформальные группы устанавливают свои нормы поведения, общения. Каждый член такой группы должен их соблюдать. Отступление от принятых норм группа рассматривает как негативное явление, возникает конфликт между личностью и группой. Другой распространенный конфликт этого типа — конфликт между группой и личностью.

Межгрупповой конфликт. Организация состоит из множества формальных и неформальных групп, между которыми могут возникать конфликты. Межгрупповые конфликты обусловлены несовместимостью целей в борьбе за ограниченные ресурсы (власть, богатство, территория, материальные ресурсы и т.д.

Национально-этнические конфликты – конфликты, происходящие между отдельными представителями, социальными группами различных этносов или национальностей, и конфронтация между ними.

Межэтнические конфликты представляют собой конфликты, происходящие между отдельными представителями, социальными группами различных этносов, и конфронтацию двух или нескольких этносов.

Причины межэтнических конфликтов:

Этнопсихологический фактор — общий компонент национальных интересов в конфликтной ситуации. Угроза насильственного разрушения привычного образа жизни, материальной и духовной культуры, эрозия системы ценностей и традиционно норм по-разному воспринимаются социальными группами индивидами в этносе.

Межэтнические конфликты на почве социокультурных разлиний возникают, как правило, вследствие форсированной принудительной языковой ассимиляции, разрушения культуры и норм религиозного или цивилизационного свойства.

Социально-экономический фактор действует во всех межэтнических конфликтах, но его значимость различна: он может играть определяющую роль, быть одной из причин кон фликта, отражать реальное социально-экономическое неравенство, мнимую дискриминацию или экономические интерес узких групп.

Политический фактор. Возрождение этничности в любой стране сопровождается появлением новых политических лидеров меньшинства, которые добиваются большей политической власти в центре и автономии на местном уровне.

Социальные конфликты объективно неизбежны в любой социальной структуре, т.к. они являются необходимым условием общественного развития. Конфликты можно рассматривать как столкновение личностей в процессах их взаимодействия. Такие столкновения могут происходить в различных сферах и областях общественной и индивидуальной деятельности человека.

Мировоззренческий конфликт связан с расхождением во взглядах, в мировоззрении и нарастании при этом проблемной ситуации между субъектами.

Нормативно-ценностный конфликт касается противостояния сторон относительно норм и ценностных установок.

Конфликты в сфере управления

Наиболее сложной и конфликтогенной в социальных взаимодействиях является сфера управления и управленческих отношений. Управление как один из самых сложных видов социальных отношений, сопряжено с большим количеством проблем и противоречий, создающих систему предпосылок конфликтности в этой сфере.
Объективные предпосылки возникновения конфликтов в сфере управления кроются, прежде всего, в субъективных различиях восприятия социальных норм разными людьми, в их индивидуальной неповторимости отношений к процессам целенаправленной, скоординированной работы и совместного труда. Итак, под конфликтами в сфере управления необходимо понимать конфликты, возникающие в системах социального взаимодействия субъектов и объектов управления.

С точки зрения причин конфликтной ситуации выделяется три типа конфликтов. Первый тип - это конфликт целей. В этом случае ситуация характеризуется тем, что участвующие в ней стороны по-разному видят желаемое состояние объекта в будущем.

Второй тип - это конфликт, вызванный тем, что участвующие в нем стороны расходятся во взглядах, идеях и мыслях по решаемой проблеме.

Т ретий тип - это чувственный конфликт, появляющийся в ситуации, когда у участников различные чувства и эмоции, лежащие в основе их отношений как личностей. Люди просто вызывают друг у друга раздражение стилем своего поведения, ведения дел, взаимодействия.

Причины конфликта:

    1. недостатки в организации труда и трудового процесса. Неэффективные формы материального стимулирования, вознаграждения.
    2. неправильные действия руководителей, неумения правильно распределять задание среди работников, отсутствие индивидуального подхода к работникам;
    3. различные недостатки стиля руководства, от которого страдают конкретные подчиненные;
    4. постоянное нарушение отдельными работниками внутренних норм поведения;
    5. противоречие интересов одних групп работников по отношению к другим работникам;
    6. различные формы психологической несовместимости или серьезных разногласий по признаку пола, возраста, уровню образования.

Конфликтная ситуация – этап протекания конфликта, когда уже сформулировалось содержание неудовлетворенности оппонентов, знают кто противник и характеризуется поведенческими актами по отношению к соперникам.

Субъекты конфликта – такие его участники, цели, интересы и ценности которых ущемлены в наибольшей степени в результате данного конфликта.

Объект – то, по поводу чего люди вступают в конфликты. В более узком смысле – это любой предмет, вещь, которые обладают повышенной значимостью для субъектов взаимодействия. Объектами могут быть информация, власть, статус, отношения, интересы и т.д.

Степень участия в конфликте может быть разной: от непосредственного участия до опосредованного влияния на ход событий. В связи с этим выделяют следующих субъектов конфликта: основные участники (противоборствующие силы), группы поддержки, участники, которые оказывают эпизодические роли (подстрекатель, посредник).

Существуют образы конфликтной ситуации с позиций каждого участника – обоснованность требований и претензий. Позиция каждого субъекта конфликта – готовность к конкретной форме конфликтного поведения в этом процессе (жесткая, мягкая, умеренная).

Функции конфликтов

Позитивные функции Негативные функции
· Разрядка напряженности между конфликтующими сторонами; · Получение новой информации об оппоненте; · Сплочение коллектива организации при противоборстве с внешним врагом; · Стимулирование к изменениям и развитию; · Снятие синдрома покорности у подчиненных; · Диагностика возможных оппонентов; · Большие эмоциональные, материальные затраты; · Увольнение сотрудников, снижение дисциплины, ухудшение социально-психологического климата в коллективе; · Представление о побежденных группах как о врагах; · Чрезмерное увлечение процессами конфликтного взаимодействия в ущерб работе; · После завершения конфликта – уменьшение степени сотрудничества между некоторыми сотрудниками; · Сложное восстановление деловых отношений после конфликта;

Модель процесса конфликта.

Норма – отсутствие конфликта. Затем появляется противоречие интересов, ценностей, норм поведения – противоречивая ситуация. Следующая стадия (проблемная ситуация) – накопление социальной неудовлетворенности одной стороны по отношению к другой. В случае ее затяжения приводит к протесту, аккумулированию неудовольствия. Конфликтная ситуация – сформировалось содержание неудовлетворенности, известен кто и что мешает.

Инцидент – такое действие одной из сторон, которое не оставляет возможности другому оппоненту идти на уступки, искать примирение, т.к. в результате инцидента нанесен непоправимый ущерб. Бывают 2 видов: сознательно подстроены (хамство, интрига) и объективные (результат обстоятельств).

Конфликтная борьба – осознание несовместимости интересов, использование конфликтных отношений с противником как способа реализации своих интересов. На этом этапе стороны причиняют максимальный ущерб друг другу.

Угасание конфликта – стороны приходят к пониманию, что нельзя удовлетворить свои интересы открытой борьбой, т.е. надо садиться за стол переговоров.

Завершение конфликта – противоположности интересов сглажены, психологическая ситуация стабилизирована, сопровождается мерами по анализу ошибок.

Постконфликтный период – имеет самостоятельное значение. Необходимо искоренить негативные остатки конфликта, чтобы это не стало новой стадией нового конфликта.

Завершение конфликта: 1. завершается в результате примирения сторон, 2. путем выигрыша одной либо обоих сторон, 3. старый конфликт перерастает в новый, 4. самоугасание конфликта.

Формы завершения конфликта:

1. разрешение конфликта – совместная деятельность его субъектов, направленная на прекращение взаимного противодействия и решение конфликтной проблемы, которые и привели к конфликтному процессу.

2. регулирование конфликта – 3 сторона рекомендует, направляет, но не командует;

3. профилактика и предупреждение конфликта во избежании совершения ошибок, уже ранее совершавшихся ранее;

4. прекращение в принудительной форме. Наказание всех участников конфликта.

Существуют различные способы разрешения конфликта.

Силой более сильная сторона с помощью силы принуждает к подчинению и выполнению требований более слабую сторону. Принято считать, что при данном способе разрешения конфликта страдает лишь проигравшая сторона. Но на самом деле победившая силой сторона, чтобы сохранять свое превосходство, должна постоянно прикладывать усилия для поддержания своей победы. А это значит – постоянно расходовать свои ресурсы.

Существует 4 варианта исхода при таком способе разрешения конфликта.

1. Выигрыш-проигрыш.Конфликтная сторона считает, что ее выигрыш должен быть достигнут за счет проигрыша ее оппонента. Конфликт рассматривается как битва между врагами. Целью является не только реализация своих интересов, но и поражение противника.

2. Проигрыш-выигрыш.Конфликтная сторона настроена пораженчески. Она видит в своем оппоненте сильного противника, борьба с которым обречена на неудачу.

3. Проигрыш-проигрыш.Конфликтная сторона идет на проигрыш, но вместе с тем ставит и своего оппонента в положение проигравшего.

4. Выигрыш-выигрыш.Конфликтные стороны стремятся к такому выходу из конфликта, который даст выигрыш обоим. Это предполагает сотрудничество сторон в разрешении конфликта.

Сотрудничество – считается наиболее эффективным и желательным способом разрешения конфликта. Оно предполагает направленность оппонентов на конструктивное обсуждение проблемы, рассмотрение другой стороны не как противника, а как союзника в поиске решения. Способ сотрудничества осуществляется методом переговоров. Отвечает устремлениям всех конфликтующих сторон. Это возможно при условии своевременной и точной диагностики проблемы, породившей конфликтную ситуацию, уяснения, как внешних, так и скрытых причин конфликта, готовности сторон действовать совместно ради достижения общей для всех цели.

Компромисс – состоит в желании оппонентов завершить конфликт частичными уступками. Он характеризуется отказом от части ранее выдвинутых требований, готовностью признать претензии другой стороны частично обоснованными, готовность простить. Подразумевает взаимные уступки, достижение частичного удовлетворения своих интересов.

Уход от конфликта – (или избежание) является попыткой уйти из конфликта при минимуме затрат. К ней прибегают после неудачных попыток реализовать свои интересы с помощью активных действий. Собственно разговор здесь идет не о разрешении, а о затухании конфликта.

Структурные методы управления конфликтом.

Структурные методывоздействуют преимущественно на участников организационных конфликтов, возникающих из-за неправильного распределения функций, прав и ответственности, плохой организации труда, несправедливой системы мотивации и стимулирования работников и т.п.

Разъяснение требований к работе является одним из эффективных методов предотвращения и урегулирования конфликтов. Каждый работник должен четко представлять, в чем состоят его обязанности, ответственность, права.

Использование координационных механизмов заключается в задействовании структурных подразделений организации или должностных лиц, которые при необходимости могут вмешаться конфликт и помочь устранить причины спора между конфликтующими сторонами. Один из самых распространенных механизмов — это иерархия полномочий, которая упорядочивает взаимодействие людей, принятие решений и информационные потоки внутри организации.

Разработка или уточнение общеорганизационных целей позволяет объединить усилия всех сотрудников организации, направить их на достижение выдвинутых целей.

Создание обоснованных систем вознаграждения также может быть использовано для управления конфликтной ситуацией, поскольку справедливое вознаграждение позитивно влияет на поведение людей и позволяет избежать деструктивных конфликтов.

Переговоры - способ разрешения конфликта, который заключается в использовании ненасильственных средств и приемов для решения проблемы.

Типы деловых переговоров:

1. продление действия соглашения

2. нормализация отношений

3. перераспределение

4. создание новых условий

5. достижение побочных эффектов

Среди функции переговоров значимы: информационная, коммуникативная, регуляция и координация действий, контроль, пропаганда.

Этапы переговоров: период подготовки, ведение переговоров, анализ результатов переговоров, выполнение дополнительных договоренностей.

Урегулирование конфликтов с участием 3 стороны – специфический вид общественно – значимой деятельности. 3 сторона может сама вмешиваться в конфликт, а может регулировать его по воле участников. В роли посредника при урегулировании конфликта может выступать как 1 чел, так и 2-3. В зависимости от степени контроля посредника за принимаемым решением выделяют несколько ролей:

1. Третейский судья – наибольшая авторская роль. т.к. он обладает наибольшими возможностями по определению вариантов решений. Судья изучает, выслушивает обе стороны и выносит вердикт, который не оспаривается.

2. Арбитр – также обладает значительными полномочиями. Он изучает конфликт, обсуждает его с участниками, а затем выносит окончательное решение, которое обязательно для выполнения. Однако стороны могут не согласиться с решением и обжаловать его в вышестоящих организациях. Это высокоавторитарный стиль, который эффективен, если требуется быстрое решение, если конфликт длителен, позиции сторон определены, но они не могут найти взаимовыгодное решение. Арбитр может обеспечить волевое прекращение конфликта, разведение конфликтующих сторон, блокирование борьбы, применение санкций к сторонам, контроль за соблюдением соглашения.

3. Посредник – более нейтральная роль. Обладая специальными знаниями он обеспечивает конструктивное обсуждение проблемы. Однако окончательное решение остается за оппонентами. Его задачи: содействие нормализации отношений, оказание помощи в организации общения, контроль за выполнением соглашения.

4. Помощник - участвует в урегулировании конфликта с целью совершенствования процесса обсуждения проблемы, организации встреч т переговоров, не вмешиваясь в полемику.

5. наблюдатель – своим присутствием в зоне конфликта сдерживает стороны от нарушения ранее достигнутых договоренностей или от взаимной агрессии. Присутствие наблюдателя создает условия для решения спорных вопросов путем переговоров.

Стадии процессов примирения и арбитража.

1).Знакомство с конфликтом и конфликтными сторонами. Арбитр изучает историю проблемы, требования оппонентов. Многие конфликты носят специфический характер, арбитру приходится вникать в проблему, читать спец литературу, консультироваться со специалистами.

2).Работа с конфликтующими сторонами. Арбитр многократно встречается с каждой из сторон с целью их подготовки к ведению переговоров (уточняются позиции, снимаются обвинения, смягчаются формулировки).

3).Ведение переговоров.

4).Вынесение окончательного решения.

73. Государственный бюджет: доходы и расходы. Проблема дефицита государственного бюджета. Государственный долг. Бюджетная система РФ. Экономическая сущность и содержание бюджета. Структура и принципы построения бюджетной системы. Реформирование бюджетной сферы в России

Состав и структура доходов бюджета. Формирование расходов бюджетов РФ. Целевые бюджетные фонды. Дефицит бюджета и источники его финансирования. Сущность государственного долга. Государственный внутренний и внешний долг. Основные направления сокращения долговой зависимости.

Бюджетная система РФ – это основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов. Бюджетным устройством называют принципы организации и построения бюджетной системы, а также взаимосвязь между отдельными ее звеньями.

В соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса РФ, бюджет — это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. Государственный бюджет неотделим от государства, поскольку трудно представить себе государство, которое, выполняя определенные функции, не располагало при этом необходимым количеством денежных средств. Размеры централизованных денежных средств увеличивались по мере того, как расширялись экономические функции государства. Бюджет современного государства представляет собой сложный инструмент регулирования экономики, воздействия на хозяйственную конъюнктуру, а также осуществления государством мероприятий, направленных на стимулирование экономики, проведение антикризисных мероприятий, решение социальных проблем.

В экономической системе любого государства бюджет выполняет несколько важных функций: распределительную (перераспределительную), регулирующую, стимулирующую и контрольную. Посредством распределительной (перераспределительной) функции бюджета происходит перераспределение денежных средств в рамках единого национального хозяйства между различными отраслями хозяйства, между производственной и непроизводственной сферами экономики, между отдельными территориями, а также между отдельными группами населения. Бюджет выступает также важным инструментом регулирования и стимулирования экономики, повышения эффективности производства, средством привлечения дополнительных инвестиций для

развития национальной экономики. Используя такой инструмент, как налоги, государство может стимулировать или, наоборот, сдерживать развитие отдельных отраслей экономики. Контрольная функция бюджета реализуется при формировании доходов, а также в процессе бюджетного финансирования. Контрольная функция бюджета позволяет оценить, насколько полно и своевременно поступают доходы в бюджет от разных субъектов хозяйствования, а значит понять насколько правильно и своевременно осуществляется учет в отдельных хозяйственных звеньях, насколько рационально они ведут свое хозяйство, насколько велики их затраты и какова их прибыль.

Бюджетная система РФ, в соответствии с Бюджетным кодексом РФ, включает в себя три уровня:

1) федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;

2) бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

3) местные бюджеты.

Федеральный бюджет РФ, по сути, представляет собой основной финансовый план государства, через который мобилизуются финансовые ресурсы, необходимые для последующего их перераспределения и использования для реализации целей государственной политики.

Бюджетом субъекта РФ (или региональным бюджетом) в Бюджетном кодексе РФ называется форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для решения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта РФ. Предметы ведения РФ, субъектов РФ и совместного ведения РФ и субъектов РФ устанавливаются главой третьей Конституции РФ.

Местный бюджет (или бюджет муниципального образования) представляет собой форму образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления. К предметам ведения местного самоуправления относятся вопросы местного значения. Открытый перечень вопросов местного значения приведен в федеральном законе “Об общих принципах местного самоуправления в РФ”.

Консолидированный бюджет представляет собой свод всех уровней бюджетной системы Российской Федерации на соответствующей территории. Консолидированный бюджет, объединяя все бюджетные показатели какой-либо территории, выполняет, в основном, информационную функцию. В отличие от законодательно утверждаемых бюджетов субъектов федерации и федерального бюджета, консолидированный бюджет не является законом. Консолидированный бюджет РФ включает в себя федеральный бюджет РФ и консолидированные бюджеты субъектов РФ. В то же время консолидированные бюджеты субъектов РФ состоят из собственно бюджета субъекта РФ и бюджетов муниципальных образований, находящихся на территории данного субъекта РФ.

Бюджетным кодексом РФ регламентируются следующие принципы, в соответствии с которыми должна строиться и развиваться бюджетная система РФ:

1. Принцип единства бюджетной системы

Означает единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, принципов бюджетного процесса на всей территории Российской Федерации. Кроме того, в соответствии с данным принципом едиными должны быть санкции за нарушения бюджетного законодательства, порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней, порядок ведения бухгалтерского учета средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

2. Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы

Означает закрепление соответствующих видов доходов и полномочий по осуществлению расходов за органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

3. Принцип самостоятельности бюджетов

Он означает:

- право законодательных органов государственной власти и органов местного самоуправления на каждом уровне бюджетной системы Российской Федерации самостоятельно осуществлять бюджетный процесс;

- наличие собственных источников доходов у бюджетов каждого уровня бюджетной системы Российской Федерации;

- законодательное закрепление регулирующих доходов бюджетов и полномочий по формированию доходов соответствующих бюджетов в соответствии с законодательством Российской Федерации. Регулирующими доходами бюджетов называют федеральные, региональные налоги и другие платежи по которым устанавливаются нормативы отчислений в нижестоящие бюджеты на очередной финансовый год, или на долговременной основе.

- право органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно определять направления расходования средств соответствующих бюджетов (в соответствии с Бюджетным кодексом);

- право органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно определять источники финансирования дефицитов соответствующих бюджетов (в соответствии с Бюджетным кодексом);

- недопустимость изъятия доходов, дополнительно полученных в ходе исполнения законов (решений) о бюджете, сумм превышения доходов над расходами бюджетов и сумм экономии по расходам бюджетов;

- недопустимость компенсации за счет бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации потерь в доходах и дополнительных расходов, возникших в ходе исполнения законов (решений) о бюджете, за исключением случаев, связанных с изменением законодательства.

4. Принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Означает, что все доходы и расходы бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов и прочие обязательные поступления подлежат отражению в бюджетах, бюджетах государственных внебюджетных фондов в обязательном порядке и в полном объеме. Все государственные и муниципальные расходы подлежат финансированию за счет бюджетных средств, средств государственных внебюджетных фондов, аккумулированных в бюджетной системе Российской Федерации. Налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов и иных обязательных платежей полностью учитываются отдельно по доходам бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов и по расходам бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов, за исключением отсрочек и рассрочек по уплате налогов и иных обязательных платежей, предоставляемых в пределах текущего финансового года.

5. Принцип сбалансированности бюджета

Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита.При составлении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации размера дефицита бюджета.

6. Принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств

Принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов уполномоченные органы и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.

7. Принцип общего (совокупного) покрытия расходов

Принцип общего (совокупного) покрытия расходов означает, что все расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. Доходы бюджета и поступления от источников финансирования его дефицита не могут быть увязаны с определенными расходами бюджета за исключением доходов целевых бюджетных фондов, а также в случае централизации средств из бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации.

8. Принцип гласности

Принцип гласности означает:

1) обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступность иных сведений по решению законодательных (представительных) органов государственной власти, органов местного самоуправления;

2) обязательную открытость для общества и средств массовой информации процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия либо внутри законодательного (представительного) органа государственной власти, либо между законодательным (представительным) и исполнительным органами государственной власти.

9. Принцип достоверности бюджета

Принцип достоверности бюджета означает надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета. Наличие точных макроэкономических и бюджетных прогнозов является одним из важнейших условий эффективной государственной экономической политики. Нереалистичные прогнозы вносят значительную неопределенность в процессы бюджетного финансирования и эффективность бюджетных расходов. Оптимистичные проектировки бюджетных доходов могут приводить к кризисам бюджетного финансирования и хаотичному секвестированию расходов.Заниженные прогнозы инфляции приводят к значительному отставанию запланированных в бюджете расходов от реальных потребностей, что в свою очередь порождает цепочку неплатежей и введение в оборот различного рода денежных суррогатов.

10. Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств

Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.

Основным методологическим документом, на основе которого составляются и исполняются бюджеты, является бюджетная классификация.

Бюджетная классификация - это группировка доходов и расходов бюджетов всех уровней, а также источников покрытия дефицита этих бюджетов с присвоением объектам классификации группировочных кодов. Такая классификация является единой для бюджетов всех уровней и утверждается федеральным законом. Она имеет важное значение, так как используется:

- для составления, утверждения и исполнения бюджета;

- контроля за выделением и использованием бюджетных средств;

- обеспечения сопоставимости показателей бюджетов всех уровней;

- составления консолидированных бюджетов всех уровней.

Министерство финансов РФ утвердило "Указания о порядке применения бюджетной классификации РФ" своим приказом от 25 мая 1999 г. № 38н. По новой бюджетной классификации госбюджет состоит из четырех блоков: "доходы", "расходы", "финансирование бюджета" и "государственный долг".

Доходы бюджета - это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством РФ в распоряжение органов государственной власти РФ, субъектов РФ и местного самоуправления. Доходы делятся на группы, подгруппы, статьи и подстатьи (четыре уровня). Они подразделяются на четыре группы: налоговые, неналоговые, безвозмездные поступления и доходы целевых бюджетных фондов. К налоговым доходам бюджетов относятся предусмотренные налоговым законодательством РФ федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы, взимаемые за нарушение налогового законодательства РФ.

Неналоговые доходы включают следующие подгруппы:

- доходы от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, или от деятельности;

- доходы от продажи земли и нематериальных активов;

- поступления капитальных трансфертов из негосударственных источников;

- административные платежи и сборы;

- штрафные санкции, возмещение ущерба;

- доходы от внешнеэкономической деятельности;

- прочие неналоговые доходы.

Безвозмездные перечисления состоят из подгрупп:

- от нерезидентов;

- от бюджетов других уровней;

- от государственных внебюджетных фондов;

- от государственных организаций;

- от наднациональных организаций;

- средства, передаваемые в целевые бюджетные фонды.

В свою очередь подгруппы делятся на статьи и подстатьи.

Расходы бюджета - это денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государственного и местного самоуправления. Различают три структуры расходов бюджета: функциональную, экономическую и ведомственную.

Функциональная классификация - группировка расходов бюджетов всех уровней, отражающая направление бюджетных средств на выполнение основных функций государства. Группировка имеет четырехуровневую структуру: разделы и подразделы, целевые статьи и виды расходов.

Разделы:

- государственное управление и местное самоуправление;

- судебная власть;

- международная деятельность;

- национальная оборона;

- правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства;

- фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу;

- промышленность, энергетика и строительство;

- сельское хозяйство, рыболовство и др.

Разделы делятся на подразделы. Так, раздел "Международная деятельность" состоит из следующих подразделов:

- международное сотрудничество;

- участие в миротворческой деятельности;

- реализация межгосударственных договоров в рамках СНГ;

- международные культурные, научные и информационные связи;

- экономическая и гуманитарная помощь другим государствам.

Ведомственная классификация - это группировка расходов, отражающая распределение бюджетных средств по главным распорядителям средств федерального бюджета. Главный распорядитель средств - руководитель органа государственной власти РФ, имеющий право распределять средства федерального бюджета по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств.

Экономическая классификация - группировка расходов бюджетов всех уровней по экономическому содержанию, отражающая виды финансовых операций, с помощью которых государство выполняет свои функции как внутри страны, так и во взаимоотношениях с другими странами. Расходы делятся на категории, группы, предметные статьи и подстатьи (всего четыре уровня). Различают три категории расходов: текущие, капитальные расходы, предоставление кредитов (бюджетных ссуд) за вычетом погашения.

Текущие расходы - это часть расходов бюджетов, обеспечивающая текущее функционирование органов государственной власти, бюджетных учреждений и т. п.

Капитальные расходы - это часть расходов бюджетов, обеспечивающая инновационную и инвестиционную деятельность. В составе капитальных расходов может быть выделен бюджет развития.

Целевые бюджетные фонды - один из элементов бюджетной системы, создаются в бюджетах для направленного финансирования наиболее приоритетных отраслей народного хозяйства, государственных программ или конкретных регионов.

Состав целевых бюджетных фондов в федеральном бюджете не постоянен.

Все целевые бюджетные фонды были ликвидированы Федеральным законом от 26 апреля 2007 г. N 63-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации". (!!!!! Если кто найдет другую информацию – будет здорово! А так получается, что вопрос про целевые бюджетные фонды устарел).

Дефицит бюджета — превышение расходов бюджета над доходами. Дефицит федерального бюджета России в 2010 г составил 1 трлн 795,2 млрд рублей. Источники финансирования дефицита бюджета делятся на внутренние и внешние.

Внутренние источники финансирования дефицита бюджета:

- финансирование дефицита бюджета за счет кредита Центрального банка РФ и изменения остатков средств бюджета;

- государственные ценные бумаги;

- бюджетные ссуды, полученные от государственных внебюджетных фондов;

- бюджетные ссуды, полученные от бюджетов других уровней;

- прочие источники внутреннего финансирования;

- поступления от продажи имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;

- государственные запасы драгоценных металлов и драгоценных камней.

Источники внешнего финансирования делятся на следующие группы:

- кредиты международных финансовых организаций;

- кредиты правительств иностранных государств, предоставленные РФ;

- кредиты иностранных коммерческих банков и фирм, предоставленные РФ;

- изменение остатков средств бюджета на счетах в банках в иностранной валюте;

- прочее внешнее финансирование.

Государственный долг - это совокупность дефицитов государственного бюджета за определенный период времени. Это экономическое определение государственного долга. В Бюджетном кодексе дано юридическое определение этого понятия как долговых обязательств РФ перед юридическими и физическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права. Основными причинами образования государственного долга являются дефицит государственного бюджета и наличие свободных денежных средств у физических и юридических лиц.

Государственные долги делятся на внутренние и внешние.

Внутренний государственный долг образуется в связи с привлечением средств предприятий и населения для выполнения государственных программ и заказов. (Внутренний долг РФ на 1 марта 2011 года составил 2,6 трлн рублей)

Внешний долг государственный – заимствования, привлекаемые из иностранных источников (иностранных государств, их юридических лиц и международных организаций), по которым возникают государственные финансовые обязательства. (Внешний долг РФ на 1 декабря 2010 года составил $40,737 млрд.) Государственные долговые обязательства могут существовать в различных формах:

- кредитные соглашения и договоры РФ с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями в пользу указанных кредитов;

- государственные ценные бумаги, выпущенные от имени РФ;

- договоры о предоставлении государственных гарантий РФ, договоры поручительства по обеспечению обязательств третьими лицами;

- переоформление долговых обязательств третьих лиц в государственный долг РФ на основе федеральных законов;

- соглашения и договоры РФ о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств РФ прошлых лет.

Внутренние долговые обязательства можно разбить на две группы:

- рыночные, существующие в форме эмиссионных ценных бумаг;

- нерыночные, выпущенные в счет финансирования образовавшейся задолженности бюджета (векселя Министерства финансов РФ, задолженность перед ЦБ РФ и др.).

При принятии бюджета на очередной финансовый год определяются:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: